Развитие образного мышления учащихся на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа


Цель: развитие образного мышления, речи.

Задачи:

  • познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту;
  • учить выделять существенные признаки природных объектов;
  • продолжить обучение практическому исследованию предметов природы;
  • воспитывать чувство бережного отношения и любви к природе.

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.

Оборудование:

  • Презентация.
  • Карточка с кроссвордом (для работы в группах).
  • Учебники, тетради для творческих работ в 1-м классе.
  • Тесты, 1-й класс.
  • Книги детской литературы “О птицах”.
  • Карточки для рефлексии.

Ход урока

I. Орг. момент:

– Прозвенел звонок, начинается урок!

К нам сегодня на урок пришёл гость, вот что он говорит…

(Ирина Гурина “Почемучка”)

– Кто же это? (Почемучка)

– Какие слова в стихотворении помогли отгадать? (Слайд 2)

– Почемучка принёс на урок много вопросов и чтобы успеть ответить на все, надо настроиться на работу.

(Слайд 3)

II. Повторение материала предыдущего урока:

– Вспомните, пожалуйста, тему предыдущего урока. О ком мы говорили? ( Кто такие рыбы?)

– Работая в паре, поверьте себя, используя тест (Приложение 1)

III. Новая тема. Вступительная беседа:

1. Работа в группе.

– Почемучка любит не только задавать вопросы, но и отгадывать загадки. Работая в группе, заполните кроссворд. Вспомните правила работы в группе.

(Слайд 4)

– Проверьте себя!

– Какое слово загадал Почемучка? (Птицы)

(Слайд 5)

IV. Сообщение темы урока:

– Почемучка пришёл с просьбой помочь ему ответить на вопрос “Кто такие птицы?”. (Слайд 6)

V. Работа по теме урока:

– Вспомните названия птиц, которых мы отгадали, по порядку.

– На какой вопрос мы будем отвечать?

– Кто из вас знает, как отличить птиц от других животных?

– Назовите ключевое слово в вашем ответе. (Умеют летать)

(Слайд 7)

– Можно ли сказать, что все, кто летает – это птицы?

– Перед вами фотографии животных, назовите их.

– Какое из этих животных умеет летать?

– Летучая мышь умеет летать, но птица ли она?

– А страус? Умеет ли страус летать?

– Так можно ли сказать, что все кто летает – птицы?

– Попробуем определить основной отличительный признак, по которому безошибочно можно узнать птиц. (У птиц есть перья)

– Прочитайте слова Почемучки. Вы согласны с ним?

(Слайд 8)

– Найдите лишнюю птицу. Кто это и почему?

(Слайд 9)

– Что вы знаете об этой птице?

(Слайд 10)

Физ. минутка.

Показ видеофильма “Петух – домашняя птица” или мультфильма “Петух и краски”. Задание – изобразить петуха в движении.

Перед вами рисунок петуха. Рассмотрите тело птицы. Работая в парах, назовите все части тела птицы.

– Проверьте свои знания.

– А это кто?

– А цыплёнок – птица?

– Покажите и назовите части тела этой птицы.

(Слайд 11)

Дайте названия этим объектам.

– Что у них общего?

– Самолёт похож на птицу, у него тоже есть крылья. Зачем?

– Назовите, что лишнее?

– Крылья поднимают птицу в воздух. Длина крыльев у всех птиц разная. Форма крыла по своему строению напоминает руку. Она тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.

(Слайд 12)

Практическая работа.

– Докажите, что на фотографии изображена птица.

– Над чем Почемучка задумался?

– Всё тело у птиц покрыто перьями. Перья, покрывающие тело птицы, разные. Найдите вот такие, маленькие и пушистые. Это пуховые мягкие перья. Они помогают птицам сохранить тепло. Пуховые перья находятся под кроющими, которые покрывают тело. А летают птицы с помощью полётных или маховых перьев. Они жёсткие и упругие.

– Хотя перья очень лёгкие, они очень прочные. Мы уже убедились, что перья отличаются друг от друга по форме, размеру, цвету. А что у них общего? Возьмите лупы и рассмотрите перья. У всех перьев есть стержень и бороздки. Попробуйте разъединить бороздки. Обратите внимание на то, как они прочно соединены.

Обратите внимание, что это? (Перо и чернильница)

– Раньше у людей не было шариковых ручек. Они писали гусиными перьями. Возьмите самое большое перо и осторожно отрежьте его кончик. Видите, внутри оно полое. В эту пустоту набирались чернила, которыми писали люди.

(Слайд 13)

Ни у каких животных других животных нет перьев. Птице без перьев не обойтись. Перья – это одежда птиц.

(Слайд 14)

– Почемучка спрашивает, чьё это перо?

Часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.

(Слайд 15)

– Назовите птиц.

– Обратите внимание на клюв. Почему они разные?

– клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зёрна – толстые и тупые.

(Слайд 16)

Что ещё могут делать птицы своим клювом?

– Самый большой нос у пеликана, а самый маленький – у ласточки.

(Слайд 17)

– Сколько ног у птиц?

– В отличие от других животных у птиц всего две ноги. Нужны они птице не только для того, чтобы ходить, но и …

– Обычно на птичьей ноге четыре пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц между пальцами – кожаные перепонки, которые помогают им грести лапками, будто вёслами.

(Слайд 18)

Физ. минутка. Игра “Летает, не летает”.

Какая птица самая крупная?

– Что вы знаете о страусах?

(Слайд 19)

Какая птица не может летать?

– Что вы знаете о пингвинах?

(Слайд 20)

Какая птица считается символом мира?

– Что вы можете рассказать про голубей?

(Слайд 21)

Какая птица самая маленькая?

– Что вы знаете о колибри?

(Слайд 22)

VI. Домашнее задание: (по выбору детей)

  • Научись рисовать птичку (альбом, с.11);
  • Составь кроссворд по теме “Птицы”;
  • Найди интересные факты из жизни птиц.

(Слайд 23)

VII. Итог урока. Рефлексия.

– С какой группой животных вы познакомились?

– Назовите отличительные признаки птиц.

– Что ещё интересного вы узнали на уроке?

– Как вы можете позаботиться о птицах зимой?

(Слайд 24 -25)

Презентация

Литература:

  • Е.П. Фетилова, Е.А. Поторочина

Поурочные разработки по курсу Окружающий мир 1 класс “ВАКО” Москва 2005

  • Е.М. Тихомирова

Поурочные разработки по предмету “Окружающий мир” 1 класс “ЭКЗАМЕН” Москва 2005

  • Е.М. Тихомирова

Тесты по предмету “Окружающий мир” 1 класс “ЭКЗАМЕН” Москва 2007.

Урок по теме “Крайний север”