Цели урока:
- Уточнить представление о словах с двойными согласными буквами, о произношении таких слов и переносе их с одной строки на другую.
- Развивать орфографическую зоркость.
- Расширять словарный запас.
- Воспитывать любознательность, познавательную активность.
Ход урока
1. Организационный момент.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу;
Сяду прямо, не согнусь –
За работу я возьмусь!
2. Орфографическая минутка.
(Устная работа с использованием сигнальных знаков)
Диск “Кирилл и Мефодий” ( Русский язык. Урок 3).
– Вставьте пропущенную букву…
– Всегда ли слово можно проверить?
3. Работа со словарными словами.
– Запишите под диктовку слова: класс, Россия, русский, дорога.
– Какое слово лишнее? (дорога)
– Подберите синонимы к этому слову…(шлях, высь, шоссе)
– Почему? (все остальные слова с удвоенной согласной буквой)
– К нам по дороге целую неделю ползла улитка и принесла новое словарное слово…
– А сколько дней в неделе? (7 дней)
– Давайте их прочитаем… (читают дни недели)
– Какого дня недели не хватает? (6-го дня недели – суббота)
– Суббота – новое словарное слово.
– Составьте с ним предложение…
– По дороге в субботу улитке встретились ребята и она составила о них предложение, которое запишем в тетрадь:
В субботу ребята лепили снеговика.
– Подчеркните “опасные” места.
– Как их еще называют? (орфограммы)
– Какие виды орфограмм встретились? (“безударные гласные в корне”)
– В слове “суббота” тоже есть орфограмма: удвоенная согласная буква б.
4. Новая тема.
– Вспомните, какие мы подобрали синонимы к слову “дорога”.
– “Шоссе” тоже пишется с удвоенной согласной буквой …
– Мы познакомимся со словами, в которых есть удвоенная согласная буква; научимся их переносить с одной строки на другую.
– А наша улитка отправляется спать.
Зрительный диктант (диск “Кирилл и Мефодий” Урок 15)
5. Физ. минутка.
“Песня про снеговика”
6 Работа с учебником.
– К нам на помощь пришел снеговик, но не на долго, так как у нас жарко. (снеговик из снега)
Он принес нам задание (учебник “ Русский язык”, стр.108 №197)
-Объясните значение слов и запишите их в тетрадь (показ картинок).
– А как можно проверить написание слов с удвоенными согласными буквами? (в “ Орфографическом словаре”).
– Выполним с комментированием №198…
– Снеговик написал предложения, где все слова разделил для переноса. Проверим его работу…(Диск “Кирилл и Мефодий”. Урок №15)
– Молодцы!!!
7. Самостоятельная работа, предложенная Снеговиком.
– Я называю слово, если в его написании встретится удвоенная согласная буква– вы ставите плюсик;если не встретится, то минус…(вожжи, касса, доллар, суббота, осина, извините, грипп, перрон, ванна).
8. Закрепление.
– Скажем Снеговику спасибо за урок и подарим ему торт, рецепт которого я вам скажу по секрету.
– Слушайте внимательно, он с заданием: подчеркнуть знакомые орфограммы.
22 хвоинки
2 снежка
Вишнёвое варенье по вкусу
Залить взбитыми сливками
Посыпать конфетти.
И пожелаем ему приятного аппетита!