"Хочу рассказать тебе о родном крае". Письмо Александре Пахмутовой

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи урока: показать историческое прошлое родного края; воспитывать человека, творчески подходящего к изменяющимся условиям жизни, умеющего понять опыт предыдущих поколений; пополнить интеллектуальный багаж учащихся; способствовать развитию устной и письменной речи.

Оформление: фотографии, иллюстрации.

Оборудование: компьютер.

Предварительная работа: Классный руководитель заранее сообщает тему классного часа, нацеливает на то, что будет происходить, формирует группы для поиска информации.

Ход классного часа (1 часть)

1-й ученик:

Мой город, судьбы моей Главная Пристань,
Люблю твоих улиц людской хоровод,
Спокойную нежность акаций тенистых
И солнечных лестниц прибрежный полет.
Стою по утрам на высоком откосе
И слышу, как стонет Мамаев курган,
Как волжские волны на стрежень выносят
Ту песню, что пел удалой атаман.
Ты верен всегда молодецкому долгу-
В труде не уступишь, в огне устоял,
Красавицу Волгу, любимую Волгу
Рукой богатырской навеки обнял.
Еще тебе лучшие песни не спеты,
Но к солнцу распахнуты крылья твои,
Спасибо, мой город, за радость рассветов,
Спасибо, мой город, за щедрость любви!

(Фаина Косицына)

2-й ученик:

Рады мы вас видеть
На земле казачьей,
Где в станицах вольных
Уважают старших.
Как она прекрасна
Вся в степях ковыльных
Как мудра, богата,
Молода и сильна.
Казаки, казачки
По всему по миру
Славятся красой,
Ловкостью и силой.
А в волнах лазурных,
Величавых Дона
Рыба серебрится-
Хоть бери в ладони.
А в лугах шелковых,
Среди трав думяных,
Надышавшись вволю,
Быть от счастья пьяным.
А такие зори, алые, в полнеба-
А такие нивы, как богаты хлебом.
Здесь сады тенисты,
Бахчи, огороды, говорят, что дыни
Наши слаще меда.
Приезжайте в гости, сами посмотрите.
Как велит обычай-
Хлеб и соль примите.

(Надежда Колесова)

3-й ученик:

А что такое - казачьи песни?
Ведь к ним любому
открыты двери,
Они горды без скрытой спеси,
Они прекрасны, полны доверья,
В них Дон привольный
И воздух синий.
Казак в дорогу их брал с собою.
Они искрятся волшебной силой
И этой силой всегда помогут.
И песни наши по миру славят,
Они ведь на век, а не на сутки-
Вам руки, плечи свои подставят,
Кровинкой лягут в среднечной сумке.
В них ветер, дождик, рассвет, закат.
И прямо льются их подголосья,
Не надивишься на их наряд.
Им всем от Бога дано по искре,
И столько в искре тепла и света,
Что руку к сердцу - поклон им низкий,
Ну, а за радость - цены им нету!
Звенят ликуя, напевны звуки,
И так задорны и хороши,
Что пляшут ноги и пляшут руки,
И прямо счастье летит с души.

(Надежда Колесова)

4-й ученик:

Спит, сморенная жарой,
Черная вода.
Над высокою травой
Реют овода.
Беспощаден небосвод,
Редки облака.
Прилегла меж сонных вод
Лодка рыбака.
Лишь в бездонной вышине
Позабыт покой,
Кружат в звонкой тишине
Птицы над рекой.
Только синь воды мутит
Юркая змея,
Да на ряби тень дрожит,
Спутница моя.
Но уж вечер на носу.
Встрепенись, вставай!
Покажи свою красу,
Мой мятежный край.
Прокрадись по тополям
Свежестью и тьмой,
По долинам, по полям,
По траве степной.
Только здесь не одинок
Становлюся я,
Эх, родимый уголок, Родина моя!

(Олег Гридин)

5-й ученик:

Я на родину к себе, как в командировку,
Скорым поездом лечу в отпуск - отдыхать.
Дома я увижу маму и свою сестренку,
И друзей, что там живут, нужно повидать.
Там, под яблоней в саду, отдохну с дороги,
Мать меня за стол усадит, станет угощать
И потом печально скажет: “Посывив ты, сынку”,
Я отвечу: “Да, конечно, годы-то летят”.
Порасспросит обо всем - как семья, работа.
“Не скучаешь ли, сынок, о краю родном”.
Ей скажу, что не дает мне скучать забота,
Но во сне я навещаю и ее, и дом,
Всю родню проведаю, и завод, и школу,
Забреду задумчиво в подзабытый класс,
Постою, подумаю про былую пору,
Посижу за партою я последний раз.
И опять в дорогу мне, и опять тревога,
Новый жизненный маршрут. Дом родной - прощай!!!
Новый жизненный маршрут,
Где, когда - не знаю я, кончится дорога,
Чтобы вновь сюда вернуться,
в свой родимый край.

(Леонид Желябин)

6-й ученик:

На речке Иловля, где шелестят осины,
Седые, молодые деревца,
Встречаются запрудные плотины,
Построенные мудростью творца.
Приду на берег, сяду и любуюсь
Творением искусного труда.
Замысловатости проекта повинуясь,
Свой бег ретивый тормозит вода.
И речка, на пути какой преграде,
Как бы на отдых заходя сюда,
Наверно, как и все покою рады
Чтоб, сил набравшись, мчаться в никуда.
И просочившись сквозь редут плотины,
Вновь набирает Иловля разбег,
Передохнуть, и накопивши силы,
В Дон устремляет свой побег.
А я, на миг себя представил речкой,
Спешу туда, где побывал вчера.
Чтоб добротой своей людской, сердечной
Благодарить искусного бобра.

(Леонид Желябин)

7-й ученик:

Я к тебе вернулся, край казачий, вновь.
Сохранивши в сердце чистую любовь,
К Иловле и к Дону, к степи, ковылю,
К родничку живому и к его ручью.
Мне милы в созвездьях отраженья ржи,
Песни, что поются здесь от всей души.
С росами рассветы, золотой закат
И земли добрейшей - пряный аромат.

(Леонид Желябин)

Учитель: Итак, ребята, тему нашего занятия вы поняли. Кто главные герои стихотворений, которые сейчас прозвучали?

Дети: Тема: “Родной край”, главные герои стихов - наши соотечественники, земляки. Живут рядом с нами люди, которые пишут стихи. Кто они? Обычные, вовсе не осененные печатью гениальности, наши соседи - журналисты, домохозяйки, учителя, воспитатели… Но всех их объединяет одно: любовь к своему краю, своему городу, своему селу.

Учитель: Да, вы совершенно правы, не обязательно каждому из нас быть историком или писателем. Надо просто по-настоящему любить город, в котором живешь. Ведь сколько у каждого из нас и наших соседей и в прошлом, и в настоящем событий и эпизодов, крепко связанных именно с родным городом, его людьми. Сколько интересного хранит история любого коллектива, любой улицы, практически любого дома в городе и любой семьи.

Мы с вами не первый год изучаем историю родного края. Кого из известных людей, которые родились в нашем замечательном городе вы можете назвать?

Дети: Филипп Кузьмич Миронов (командующий Второй Конной армией, герой трех войн); Иван Васильевич Мушкетов (знаменитый русский геолог и географ, путешественник и исследователь);Федор Дмитриевич Крюков (одаренный писатель и публицист, певец Дона и казачества горячий патриот донского края);Александр Гаврилович Филиппов (ответственный редактор газеты “Сталинградская правда” в дни Великой Отечественной войны, после - начальник областного отдела культуры, председатель Госкино РСФСР; Зинаида Виссариновна Ермольева (ученый - микробиолог, заслуженный деятель науки РСФСР, академик, лауреат Государственной премии, Иван Петрович Инночкин (заслуженный изобретатель); Николай Николаевич Любимов (создатель памятника Ерману); Николай Отрада (Николай Карпович Турочкин - русский советский поэт).

Учитель: Конечно, знаменитых земляков гораздо больше. Скажите, пожалуйста, ребята, кто недавно отметил 80-летний юбилей?

Дети: Александра Николаевна Пахмутова.

Учитель: Имя Александры Пахмутовой в представлении не нуждается - она известна как Родина-мать, и Волгоград в мире искусства ассоциируется с гордым именем Александры Николаевны: наравне с Мамаевым курганом Пахмутова стала своеобразным брендом города-героя. А ее песни “Где-то под Бекетовкой”, “На улице Мира” и другие посвящены родине.

Пахмутова давно живет в столице, но родилась она у нас, в Бекетовке (Кировский район),где и сейчас стоят дома, памятные “маленькой Але”. Отсюда она уехала в 42-м в эвакуацию…

Рожденные ею мелодии западают даже в каменное сердце, недаром она получила мировое признание.

На экране компьютера возникают портрет и следующая информация:

Пахмутова – Герой Социалистического Труда

(1990),лауреат Государственных премий СССР

(1975,1982),премии Ленинского комсомола (1967),

Национальной российской музыкальной премии

“Овация”(2002),почетный гражданин Москвы

(2002),Волгограда (1993) и Братска (1994).Именем

Пахмутовой названа малая планета №1889.

Она сама - настоящая звезда!

Учитель: Слово первой группе. Ребята хотят поделиться информацией, словом, рассказать о том, что узнали про Александру Николаевну.

Первая группа: Мы узнали, что любимая миллионами композитор Александра Пахмутова 9 ноября отметила 80-летний юбилей. О ней говорят – композитор эпохи. Родилась Александра Пахмутова в поселке Бекетовка под Сталинградом. Рано, в три с половиной года начала играть на фортепиано и сочинять музыку. Начавшаяся в июне 1941 года война прервала ее занятия в Сталинградской музыкальной школе. Несмотря на все трудности военного времени,

Пахмутова в 1943 году поехала в Москву и была принята в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории (тогда она называлась Школа одаренных детей).

“В Сталинграде я сказала, что мне нужно учиться, - отмечает Александра Николаевна, - это был подростковый эгоизм. Мне нужно, необходимо учиться. Я говорю: я уже договорилась с летчиками. А фронт-то был рядом. И я там выступала, как все дети в госпиталях, на аэродромах… С летчиком договорилась, что меня летчики отвезут в Москву. У меня отец очень музыкальный человек. Мне просто досталась капелька от его дарования. Собралась комиссия, профессора - в центральной музыкальной школе при консерватории. В тот год оканчивали школу Коган и Ростропович. Это такая школа для одаренных детей при Московской консерватории. Меня слушали, дали очень хорошую оценку. Вечером мы с папой пошли в театр Станиславского, шел “Евгений Онегин” 43-го года. Ни одного билета не было. Была насыщеннейшая культурная жизнь. Были люди в шинелях”.

Эта знаменитая на весь мир музыкальная школа дала путевку в жизнь многим выдающимся мастерам музыкального искусства. В одном классе с Александрой Пахмутовой учились будущие лауреаты Международных конкурсов Е.Малинин, Л.Берман. По окончании музыкальной школы в 1948 году А.Пахмутова поступает в Московскую Государственную консерваторию, где занимается у выдающегося композитора и уникального педагога профессора Виссариона Яковлевича Шебалина. В 1953 году она заканчивает консерваторию, а в 1956 году - аспирантуру с диссертацией.

Всю свою жизнь Александра Пахмутова работает в разных жанрах: произведения для симфонического оркестра, музыка к кинофильмам, песням.

С Николаем Николаевичем Добронравовым они вместе более полувека.

Александра Николаевна честно говорит, что без мужа не смогла бы столько написать. Его стихи и ее музыка так и идут по жизни рядом друг с другом. В этом и есть главная философия жизни. “Надежда” песня простая, надо только выучиться ждать, быть спокойным и упрямым. Не надо суетиться, - говорит Александра Пахмутова. - И песни довольно одной”.

Учитель: Спасибо, ребята. Давно покинула свою малую родину Александра Николаевна. Много воды утекло с тех пор, наш город изменился. Давайте рас скажем нашей знаменитой землячке про наш город и край. Слово второй группе.

Вторая группа: Мы снова побывали в “Краеведческом музее” и вот, что узнали. В 1623 году по указу царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета Никитина московский купец Федот Афанасьевич Котов с восемью товарищами был послан через Астрахань в Персию из государственной казны. Выбор был сделан не случайно. Федот происходил из видного купеческого рода, который много лет занимался странами.

В 1620 году в Москву прибыл английский посол Мерик, который просил у царя разрешения на транзитную торговлю с Персией через Россию. Царь Михаил Федорович собрал московских купцов для совета. Среди купцов был и брат Федота - Родион. Из рассуждений Родиона о возможных последствиях английской торговли с Персией следует, что Котовы хорошо знали характер персидского рынка и в целом были хорошо знакомы с торговлей в Российском государстве. Федот Котов как купец, торгующий царскими товарами, пользовался многими преимуществами и в первую очередь - быстрым беспрепятственным передвижением. Он нигде в своей рукописи, описывающей поездку в Персию, не жаловался на трудности пути.

В это время русское правительство собирало преимущественно через посольский приказ различные сведения о соседних народах и государствах.

Очевидно, перед отъездом Федот Котов получил из посольского приказа специальное задание: описать пройденный путь, обычаи жителей, встречающиеся города и страны. Судя по характеру дошедшего до нас варианта записок Ф.Котова, купец вел в пути дневник, который затем лег в основу отчета о поездке.

Из Москвы купцы отправились по Москве-реке 6 мая. Время пребывания в пути до нашего города в дневнике не указано. На основании описаний более поздних путешественников по Волге можно предположить, что купцы прибыли в Царицын где-то в конце июня - начале июля. Ф.Котов отмечает в дневнике, что от Саратова двести верст до Камышенки. В Камышенке протекает речка Камышенка, берущая начало в степи. Над речкой высоко на горе стоит острожек, где с весны и до осени стоят пятьсот-семьсот казанских и пригородных стрельцов, а осенью, уезжая с осенним астраханским товаром, они сжигают острожек. Рекой Камышенкой ходят на Дон, три версты плывут водой, а потом двадцать верст казаки волочат струги до реки Иловли, которая течет по степи и впадает в Дон. Оттуда казаки ходят на Волгу. В степи стоят заставы стрельцов. Они ловят “воровских” казаков. От Камышенки до Царицына 150 верст. Дальнейшее описание процитируем по записи Ф.Котова: “А на Царицыне -город стоит на горной стороне, невелик, стоячей тын, башни рубленые, круглые, на горе стоят невысоко. А над ним гора и пошли и стога по нижнюю сторону города. Речка невелика течет, что ручей, а лоткою (так и написано “лоткою”) ехать нельзя. А около Царицына - города кругом степь, а город стоит над Волгою. Дворы, и ряд, и храмы - все в городе. А круг города надолбы и всякая скотина для татарского приходу. А от Царицына ход на Дон полдни ходу степью, а выходят на пять изб”. Ф.Котов прежде всего купец. В рукописи он отмечает в Царицыне ряд “базар”. Этот ряд, как видно из других источников, работает только по утрам. На нем продается свежая рыба, мясо и выращенные около города овощи. Сами же лавки, кабаки находятся в домах.

В своем “Хождении” Федот Афанасьевич Котов впервые описал наш город, отстроенный в 1615-1616 гг. воеводой Мисюрой (Михаилом) Ивановичем Соловцовым после того, как во время усмирения бунта его сжег воевода Федор Иванович Шереметев в 1608-1609 годах.

Учитель: Интересная история, ребята. А сейчас слово третьей группе, узнаем где побывали они и что узнали.

Третья группа: Вы все помните,что Александра Николаевна родилась в Бекетовке. Думаем, что Пахмутовой так же, как и нам было бы интересно подробнее узнать об этой части нашего города.

В Кировском районе сохранился и сегодня поселок, который носит имя Бекетовка, - это станция Бекетовская, шестая от станции Волгоград-1 по маршруту электрички в сторону Красноармейска. Астраханский губернатор генерал-майор Никита Афанасьевич Бекетов, сын полковника русской армии, родился в 1729 году. Воспитывался в сухопутном кадетском корпусе. Род этот, как свидетельствует родословная книга Бекетовых, восходит от черкесских беков. Офицерская служба его началась в 4-м гренадерском пехотном полку, где 20 сентября 1750 г. он был произведен в поручики. 17 мая 1751 года Бекетов назначается адъютантом при генерал-фельдмаршале графе Алексее Григорьевиче Разумовском, а 23 марта 1757 года производится в подполковники. В 1759 году в военном походе при местечке Фирштенфельде был взят в плен. В этом же году полковник Бекетов “за бытность на баталии” произведен в бригадиры, а 30 апреля 1772 года получил чин генерал-майора и назначен губернатором в Астраханскую губернию.

Во время пребывания губернатора Бекетова в Царицыне по поводу отмежевания земли на Сарпинском острове для колонии Сарепты он докладывает и просит “высочайшую” дать ему права на введение новых поборов с жителей Царицына с недвижимого имущества на содержание в городе “стрельной экспедиции” и “доброго полицейского”.Московская межевая канцелярия в Царицыне продала генерал-поручику Н.А.Бекетову 2000 десятин земли южнее города Царицына между речками Ельшанкой и Сарептой, а также на острове Сарпинском.Н.А.Бекетов поселил на своих землях 300 крестьян, тем положил начало селу Бекетово и селу Отрада. Позже земельные владения Бекетовых составляли 7500 десятин удобной и 22059 десятин неудобной земли. Никита Афанасьевич, фаворит Елизаветы Петровны, много писал стихов, которые имели успех. В своем великолепном селе Отрада “среди безмолвной пустыни” был выстроен красивейший дворец из камня, который имел внутренний водопровод и бассейн, в котором плавали осетры и стерляди. Здесь же у села Отрады Бекетов построил кирпичный завод. В должности губернатора он оставался до мая 1773 года.

В своей вотчине Бекетов занимался разведением винограда, а также выделил из своих угодий земли и засадил деревьями для шелковичных червей дубовыми листьями. При селе Отрада были сооружены три пруда, один из них, самый большой, имеет плотину до 250 саженей длины до 20 саженей ширины.

Умер Никита Бекетов в 1794 году 9 июня. Замежеванная Бекетовым земля на Сарпинском острове, в 1799 году была передана в казенную ведомость, и обыватели с нее были удалены.На этой земле поселились казенные бобыли, и здешними угодьями стали пользоваться царицынцы.

Никита Афанасьевич Бекетов построил в 1782 году в Отраде церковь во имя св.Никиты-исповедника, в честь своего ангела. Наше посещение церкви совпало со днем Святого. В храме была праздничная служба, которую провел сам митрополит Волгоградский и Камышинский Герман.

Учитель: Спасибо, ребята, познавательную историю вы нам рассказали. Нашему славному городу уже исполнилось 420 лет. Трудно несколькими словами выразить все те чувства, которые мы испытываем к Волгограду. Память - главное богатство, и наша общая обязанность - сохранить эту сокровищницу для будущих поколений. А мы с вами отправляемся на новую экскурсию по родному краю. Группы получают новые задания.

2 часть

Приложение