Игра "Самый умный" по теме "Органическая химия". 9-й класс

Разделы: Химия, Внеклассная работа

Класс: 9


Эту игру можно проводить как заключительный урок после изучения блока “Органические вещества” или же, как внеклассное мероприятие, целью которого является обобщение материала по вышеуказанной теме, а также проверка степени усвоения учащимися полученных знаний.

В сценарии по большей части используется принцип известной одноименной игры.

Несмотря на то, что в игре в основном участвует небольшое число учеников, остальные ребята очень внимательно следят за ее ходом и поддерживают своих одноклассников. Учителю необходимо будет подготовить заранее несколько демонстраций, которые будут использоваться во втором туре. Также нужно будет выбрать помощника, который будет отслеживать набранные ребятами баллы.

Буду очень рада, если коллегам пригодится данный материал.

Отборочный тур

В этом туре используются вопросы на знание материала курса неорганической химии, что послужит для учителя неким индикатором, показывающим насколько ребята ориентируются в пройденном за 2 года материале.

Участвует весь класс. За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл.

  1. То, из чего состоят физические тела. (Вещества).
  2. Химические явления. (Химические реакции).
  3. Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства. (Молекула).
  4. Определенный вид атомов. (Атом).
  5. Наиболее частая степень окисления водорода в соединениях. (“+1”).
  6. Условная запись вещества с помощью знаков и индексов. (Химическая формула).
  7. Один из отечественных авторов атомно-молекулярного учения. (М. В. Ломоносов).
  8. Какие частицы находятся в узлах кристаллической решетки веществ с немолекулярным строением? (Атомы, ионы).
  9. Запись химических реакций с помощью химических знаков и формул. (Химическое уравнение).
  10. Реакция, при которой из одного сложного вещества получаются несколько более простых веществ. (Реакции разложения).
  11. Единица измерения количества вещества. (Моль).
  12. Масса одного моля вещества. (Молярная масса).
  13. Реакция, при которой из двух или более веществ образуется одно сложное. (Реакции соединения).
  14. Назовите вещество Na2SO4. (Сульфат натрия).
  15. Формула поваренной соли. (NaCl).
  16. Наука о веществах и их превращениях. (Химия).
  17. Признаки, по которым вещества отличаются друг от друга или схожи между собой. (Свойства).
  18. Разделение смесей с помощью фильтра. (Фильтрование).
  19. Мельчайшая химически неделимая частица. (Атомы).
  20. Вещества, образованные атомами одного вида (Простые).
  21. Величина, показывающая во сколько раз масса атома больше 1/12 массы атома углерода. (Относительная атомная масса).
  22. Число атомов в молекуле. (Индекс).
  23. Масса молекулы, выраженная в а. е. м. (Молекулярная масса).
  24. Условный заряд атома в соединении. (Степень окисления).
  25. Назвать вещество Na2S. (Сульфид натрия).
  26. Число Авогадро. (6,02 • 1023)
  27. Все ли вещества состоят из молекул? (Нет).
  28. Молярный объем газов при н. у. (22,4 л/моль).
  29. Химическая связь в хлориде натрия. (Ионная).
  30. Самое твердое вещество в природе. (Алмаз).
  31. Степень окисления кислорода в H2O2. (-1).
  32. Какую водку не станет пить даже самый “горький” пьяница? (Царскую – смесь азотной и соляной кислот).
  33. Название смеси из 2-х объемов водорода и 1-го объема кислорода. (Гремучий газ).
  34. Какая кислота есть в желудке человека? (Соляная).
  35. Два простых вещества, находящиеся в природе в жидком состоянии. (Ртуть, бром).
  36. Химический элемент, в ядре которого нет нейтронов. (Водород).
  37. Какая вода мутится от дыхания? (Известковая).
  38. Самый легкий инертный газ. (Неон).
  39. Химический элемент, в ядре которого 3 протона. (Литий).
  40. Бесцветный газ с запахом тухлый яиц, тяжелее воздуха, в смеси с воздухом взрывоопасен. (Сероводород)
  41. Газ, применяемый в производстве минеральной воды, газированных напитков. (Углекислый).
  42. Этот газ обнаружил немецкий ученый Парацельс в 16 веке, когда погружал железный гвоздь в раствор серной кислоты. (Водород).
  43. Какому благородному металлу с высокой ковкостью можно поставить в вину истребление целого племени? (Золото).
  44. Галоген при обычных условиях – темно-фиолетовое, почти черное вещество. (Йод).
  45. Электроны, которые при движении образуют облака гантелеобразной формы. (р – электроны).
  46. Заряженные частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или присоединения электронов. (Ионы).
  47. Химик, который ввел современные обозначения химических элементов. (Й. Берцелиус).
  48. Способ разделения жидкостей, основанный на различии в температурах кипения. (Дистилляция).
  49. Вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток. (Электролиты).
  50. Распад электролита на ионы при расплавлении или растворении в воде. (Диссоциация)

По итогам этого тура выбираются 6 участников.

1 тур “Гонка за лидером”

Правильные ответы на свои вопросы оцениваются в 1 балл, если участник затрудняется и за него отвечает другой, то получает 2 балла.

1 игрок

  1. Назовите классификацию веществ еще с глубокой древности. (Минерального, растительного и животного происхождения)
  2. Назовите 2-х представителей многоатомных спиртов. (Этиленгликоль, глицерин)
  3. Реакция между карбоновыми кислотами и спиртами с образованием сложных эфиров называется… (Этерификация)

2 игрок

  1. Как называется порядок соединения атомов химических элементов в молекуле согласно их валентности? (Химическое строение)
  2. Назовите 2-х представителей полисахаридов. (Крахмал и целлюлоза)
  3. Кто разработал теорию химического строения органических веществ? (А.М.Бутлеров)

3 игрок

  1. Вещества, имеющие один и тот же качественный и количественный состав, но отличающиеся по строению и свойствам, называются…? (Изомеры)
  2. Назовите 2-х представителей карбоновых кислот. (Муравьиная, уксусная кислоты)
  3. Назовите реакции разложения, в результате которых от молекул органического вещества отщепляются молекулы воды. (Дегидратация)

4 игрок

  1. Способность атомов химических элементов к образованию химических связей, определяет число химических связей. (Валентность)
  2. Назовите 2-х представителей одноатомных спиртов. (Метанол, этанол)
  3. Назовите реакции, в которых происходит соединение молекул исходного вещества– мономера в огромную молекулу. (Полимеризация)

5 игрок

  1. Ряд веществ, расположенных в порядке возрастания относительных молекулярных масс, сходных по строению и свойствам. (Гомологи)
  2. Назовите 2-х представителей алкенов. (Этилен, пропен)
  3. Назовите реакции, в которых от молекул органического вещества отщепляются молекулы водорода. (Дегидрирования)

6 игрок

  1. Вещества, в молекуле которых углеводородный радикал связан с карбонильной группой, называются… (Альдегиды)
  2. Назовите 2-х представителей моносахаридов. (Глюкоза, фруктоза)
  3. Назовите реакции получения полимеров, которые сопровождаются образованием побочного низкомолекулярного продукта. (Поликонденсация)

По итогам этого конкурса 2 участника с наименьшим количеством баллов выбывают.

2 тур “Пятнашки”

Участвуют 4 игрока. Учащиеся поочередно выбирают категорию согласно набранным баллам. После этого на 10 секунд учащимся показывается таблица с цветными ячейками. Если игрок отвечает на вопрос своего цвета, то получает 2 балла, если выбирает вопрос соперника и отвечает правильно – 3 балла.

Красный (номенклатура)

1. Назовите второе название уксусной кислоты.
8. Что такое формалин?
10. Какое вещество получило название в честь виноградного сахара?
12. Что такое ацетаты?
19. Как называются натриевые или калиевые соли высших карбоновых кислот?

Зеленый (свойства)

3. Дают ярко-синий раствор с гидроксидом меди (II)
5. Образуются при взаимодействии высших карбоновых кислот с глицерином.
6. Обесцвечивание раствора перманганата калия и бромной воды является качественной реакцией на…?
14. Это вещество по своим свойствам является альдегидоспиртом.
17. Перечислите органические вещества, которые подвергаются гидролизу.

Синий (классификация)

2. Какие бывают углеводороды?
9. Назовите классификацию спиртов.
11. Назовите классификацию углеводов. На чем основана эта классификация?
18. Назовите все классификации жиров.
20. Какие бывают белки?

Желтый (эксперимент)

4.Демонстрация реакции “серебряного зеркала”
7. Демонстрация ярко-синего раствора (качественная реакция на многоатомные спирты)
13. Демонстрация окисления спирта с помощью медной проволоки
15. Демонстрация полученного эфира
16. Демонстрация биуретовой реакции белка

По итогам тура еще 2 игрока выбывают

3 тур “Самый умный”

Задание для 2 игроков: написать как можно больше отличий и признаков сходства для этилового и метилового спиртов 1-му игроку и для этиленгликоля и глицерина 2-му игроку. Время ограничивается.

Презентация