"Своя игра" по литературе

Разделы: Литература


Тип: урок-игра.

Цель: выявить знатока творчества Н.В. Гоголя.

Задачи урока:

  1. Обобщить ранее изученный материал по творчеству Н.В. Гоголя.
  2. Создать условия для развития мыслительной деятельности, быстроты реакции.
  3. Содействовать формированию интереса к литературе.

Литературный портрет

10

20

30

40

50

Праздники и угощенья

10

20

30

40

50

Скажи мне, как тебя зовут

10

20

30

40

50

“По азбучному порядку те слова, которые в книжке этой не всякому понятны”

10

20

30

40

50

Литературоведение

10

20

30

40

50

Ход игры

Ведущий зачитывает эпиграф к игре, показывает на портрет Н.В.Гоголя.

Как изумились мы русской книге,
которая заставила нас смеяться…
все обрадовались этому живому племени
поющего и пляшущего, эти свежим картинам
малороссийской природы, этой весёлости,
простодушной и вместе лукавой.
Мы так были благодарны молодому автору.

А.С.Пушкин

Ведущий: Невероятный Гоголь, Весёлый Гоголь, Поэтический Гоголь, Печальный Гоголь, Таинственный Гоголь.

Обращение Гоголя к украинской теме было закономерно. Его детство и юность прошли на Украине. Отсюда он вынес любовь к украинскому фольклору. Приехав в Петербург, Гоголь неожиданно для себя почувствовал здесь атмосферу глубокого интереса к украинской культуре. “Здесь так занимает всех всё малороссийское” – с радостным изумлением сообщает матери. Гоголь через несколько месяцев после своего приезда в Петербург.

Начинаем игру, посвящённую творчеству Н.В.Гоголя. Тема сегодняшней игры – повести под общим названием “Вечера на хуторе близ Диканьки”. В 6 классе мы изучали только две повести: “Ночь перед Рождеством” и “Майская ночь, или Утопленница”. Вопросы будут касаться только этих повестей.

Условия игры: В игре принимают участие 3 игрока, которых мы выберем с помощью вопросов.

В игре пять секторов, в каждом по пять вопросов различной стоимости – от 10 до 50 баллов.

Учащиеся сами выбирают темы и вопросы. Жеребьёвка определяет игрока, который первым делает ход, далее вопрос выбирает правильно ответивший игрок. Если не отвечаете, баллы снимаются со счёта.

Игрок, набравший от 210 до 250 баллов, получает по литературе отметку “отлично”, от 110 до 200 – отметку “хорошо”, от 50 до 100 – отметку “удовлетворительно”.

Учащийся, набравший наибольшее количество баллов, становится победителем игры. Подсчёт баллов будет производить компетентное жюри.

Итак, приступаем к выбору игроков.

Вопросы:

  1. Узнайте героя по его описанию. “Под носом торчали у него коротенькие и густые усы; но они так неясно мелькали сквозь табачную атмосферу, что казались мышью, которую…поймал и держал во рту своём, подрывая монополию амбарного кота”. (Винокур.)
  2. О ком идёт речь в данном отрывке? “…но мы почти всё уже рассказали, что нужно о голове; а пьяный…не добрался ещё и до половины дороги и долго ещё угощал голову всеми отборными словами, какие могли только впасть на лениво и несвязно поворачивающийся язык его…” (Каленик.)
  3. Что такое синица? (Ассигнация синего цвета в пять рублей.)
  4. Как называются деньги, червонцы? (Цацки.)
  5. Кто последним пришёл к Солохе? (Свербыгуз.)
  6. Что значит колядовать? Что такое колядки? (Колядовать – значит петь под окнами домов песни накануне Рождества. Эти песни и называют колядками. В них поют про Рождество. Хозяину, хозяйке, их детям желают здоровья. Тому, кто колядует, дают хлеб, колбасу, конфеты или деньги.)
  7. Как звучит полное название произведения, куда вошла повесть “Ночь перед Рождеством”? (“Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, написанные Пасичником Рудым Паньком”.)
  8. Почему чёрт поклялся мстить Вакуле? (Вакула “намалевал”его изгоняемым из ада: испуганный чёрт метался, а грешники били его кнутами.)
  9. Назовите причину, по которой панночка бросилась в воду и утонула. (Её отец привёл в дом молодую жену, она оказалась ведьмой. Панночка, защищаясь, отрубила ей руку. Отец выгнал дочь из дома.)
  10. На каком музыкальном инструменте играл Левко? (Бандура.)
  11. Что обещал Оксане Вакула? (Достать царицыны черевички.)
  12. “…Перекрестив её, закрыл он окошко и тихонько удалился. И через несколько минут всё уже уснуло на селе; один только месяц так же блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба. Так же торжественно дышало в вышине, и ночь, божественная ночь, величественно догорала. Так же прекрасна была земля, в дивном серебряном блеске; но уже никто не упивался ими: всё погрузилось в сон. Изредка только прерывалось молчание лаем собак…” Из какого произведения этот отрывок? (“Майская ночь, или Утопленница”.)
  13. “Боже мой, сколько тут панства!” Кем были сказаны эти слова и по какому поводу? (Вакулой, на улицах Петербурга.)
  14. “…Левко посмотрел на берег: в тонком серебряном тумане мелькали лёгкие, как будто тени, девушки, в белых, как луг, убранный ландышами, рубашках; золотые ожерелья, монисты, дукаты блистали на их шеях; но они были бледны; тело их было как будто сваяно из прозрачных облак, и будто светилось насквозь при серебряном месяце. Хоровод, играя, придвинулся к нему ближе. Послышались голоса. “Давайте в ворона, давайте играть в ворона!” – зашумели все, будто приречный тростник, тронутый в тихий час сумерек воздушными устами ветра. “Кому же быть вороном?” Кинули жребий – и одна девушка вышла из толпы. Левко принялся разглядывать её. Лицо, платье, всё на ней такое же, как и на других. Заметно только было, что она неохотно играла эту роль. Толпа вытянулась вереницей и быстро перебегала от нападений хищного врага. “Нет, я не хочу быть вороном!” – сказала девушка, изнемогая от усталости: “Мне жалко отнимать Цыпленков у бедной матери!” “Ты не ведьма!” – подумал Левко. “Кто же будет вороном?” Девушки снова собирались кинуть жребий. “Я буду вороном!” – вызвалась одна из середины. Левко стал пристально вглядываться в лицо ей. Скоро и смело гналась она за вереницею и кидалась во все стороны, чтобы изловить свою жертву. Тут Левко стал замечать… ” Что стал замечать Левко в теле этой утопленницы? (Чернота.)
  15. Почему Солоха стремилась поссорить Чуба и Вакулу? (Старалась не допустить свадьбы Оксаны и Вакулы.)
  16. Что это – кобеняк с видлогою; плахта; намитки; капелюхи; кожух; жупан? (Национальная украинская одежда.)

Сектор “Литературный портрет”. Вопросы:

10 баллов. “..Эх, добрая баба! чёрт– баба!..” (Солоха.)

20 баллов. “…крив, но зато одинокий глаз его злодей и далеко может увидеть хорошенькую поселянку…” (Голова.)

30 баллов. “…Нет, этот…ещё ленивее Чуба: тот, по крайней мере, ест ложкою, а этот и руки не хочет поднять!..” (Пацюк.)

40 баллов. “Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком…Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире…” (Чёрт.)

50 баллов. “…Попробуй подойти! вишь, какой! вот большая цаца! Ты думаешь, я на тебя суда не найду? Нет, голубчик, я пойду, и пойду прямо к комиссару. Ты у меня будешь знать!...Однако ж посмотреть на спину и плечи: я думаю, синие пятна есть. Должно быть, больно поколотил вражий сын!..” (Кузнец.)

Сектор “Праздники и угощенья”. Вопросы:

10 баллов. По народным поверьям, “в самую полночь отверзаются небесные врата и с высот заоблачных сходит на землю Сын Божий”. “Пресветлый рай во время этого торжественного явления открывает взорам праведных людей все свои сокровища неоценимые, все свои тайны неизъяснимые. Все воды в райских реках оживают и приходят в движение, источники …наделяются в эту великую ночь чудодейной целебной силой; в райских садах на деревьях распускаются цветы и наливаются золотые яблочки. И из райских пределов обитающее в них солнце рассылает на одетую снежной пеленою землю свои дары щедрые – богатые. Если кто о чём будет молиться в полночь, о чём просить станет – всё исполнится – сбудется, как по – писаному, говорит народ”. (А.А.Коринфский). О каком же волшебном времени говорит народ? (Ночь перед Рождеством.)

20 баллов. Как называется небольшой свадебный хлеб? (Шишка.)

30 баллов. Чем потчевала Солоха гостей, приходивших к ней? (Жирными, со сметаной варениками.)

40 баллов. У любого народа есть свои праздники. Рождество для всех настолько долгожданный праздник , что для встречи его в каждом доме готовятся праздничные угощения. Какие? (Кутья, вареники).

50 баллов. “У нас, на хуторах, водится издавна: как только окончатся работы в поле, мужик залезает отдыхать на всю зиму на печь и наш брат припрячет своих пчёл в тёмный погреб, когда ни журавлей на небе, ни груш на дереве не увидите более, – тогда, только вечер, уже наверно где-нибудь в конце улицы брезжит огонёк, смех и песни слышатся издалеча, бренчит балалайка, а подчас и скрыпка, говор, шум… Это у нас… ” О каком весёлом времени рассказывает нам Рудый Панько? (Вечерницы.)

Сектор “Скажи мне, как тебя зовут”. Вопросы:

10 баллов. Кто такой москаль? (Московский мужик.)

20 баллов. В повести к своей девушке казак Левко обращается “Галю, Галю”. Назовите её второе имя. (Ганна.)

30 баллов. “Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша?– говорила она, как бы рассеянно, для того только, чтобы об чём – нибудь поболтать с собою. – Лгут люди, я совсем не хороша”. Кому принадлежат эти слова? (Оксана.)

40 баллов. Если бы он в указанное время проезжал на тройке обывательских лошадей, он бы, верно, приметил ведьму, потому что от него ни одна ведьма на свете не ускользнёт. (Сорочинский заседатель.)

50 баллов. Назовите имя дьяка из повести “Ночь перед Рождеством”. (Осип Никифорович.)

Сектор “По азбучному порядку те слова, которые в книжке этой не всякому понятны”.

Ведущий: Я зачитываю предложения из текста, ваша задача – определить значения не всякому понятных слов.

Вопросы:

10 баллов. “Погляди, какие я тебе принёс черевики!”. (Черевики – башмаки.)

20 баллов. “Железо на окову положил такое, какого не клал на Сотникову таратайку, когда ходил на работу в Полтаву”. (Таратайка – повозка.)

30 баллов. “Он знал, что богатый козак Чуб приглашён дьячком на кутью”. (Кутья – каша из пшеницы с мёдом и отваром из сухих фруктов. Кутью ели в канун Рождества.)

40 баллов. “Канцелярист и волостной писарь третьего году взяли синей китайки”. (Китайка – сорт хлопчатобумажной ткани.)

50 баллов. “Выгружали мешки и хвастались паляницами, колбасами, варениками, которых успели уже набрать довольно за свои колядки”. (Паляница – небольшой хлеб, несколько плоский.)

Сектор “Литературоведение”. Вопросы:

10 баллов. Определите жанр произведения “Ночь перед Рождеством”. (Повесть.)

20 баллов. Что можно назвать основным источником для написания повестей “Ночь перед Рождеством” и “Майская ночь, или Утопленница”? (Украинские народные песни и предания, обычаи и быт украинского народа.)

30 баллов. Разделите реальное и фантастическое.

“Чуб выпучил глаза, когда вошёл к нему кузнец, и не знал, чему дивиться: тому ли, что кузнец воскрес, тому ли, что кузнец смел к нему прийти, или тому, что он нарядился таким щёголем и запорожцем…” (Реальное.)

“Вмиг вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замёрзшего снега. Поднялась метель. В воздухе забелело”. (Фантастическое.)

40 баллов. Определите юмористический приём, использованный Н.В.Гоголем в данном примере.

“Это кузнец, – произнёс, схватясь за капелюхи, Чуб. – Слышишь, Солоха, куда хочешь девай меня; я ни за что на свете не захочу показаться этому выродку проклятому, чтоб ему набежало, дьявольскому сыну, под обоими глазами по пузырю в копну величиною”. (Гипербола.)

50 баллов. Какова роль фантастических персонажей в повести “Майская ночь, или Утопленница”? (Утверждать добро и справедливость.)

Ведущий: Наша игра подошла к концу. Подведём итоги.

Награждение победителя.

Ведущий: Хотелось бы закончить нашу встречу словами В.Г.Белинского: “Всё, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, всё, что народ может иметь оригинального – всё это радужным цветом блестит в поэтических грёзах г. Гоголя”.

Читайте Гоголя, веселитесь, избавляйтесь от ненужного и плохого, открывайте душу новому– доброму, честному, справедливому, а главное – любви, которая преображает и мир, и человека.