Комплексная программа по профилактике правонарушений, преступлений среди учащихся школы

Разделы: Социальная педагогика


ПАСПОРТ

Комплексной программы по профилактике

правонарушений, преступлений среди учащихся школы

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ТОПОЛЕВСКОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Барабинского района Новосибирской области

Наименование Программы Комплексная программа по профилактике правонарушений, преступлений среди учащихся школы
Разработчик программы Бочанова Т.М. – социальный педагог
Учреждение, район

МОУ Тополевская основная общеобразовательная школа
Барабинского района
Новосибирской области

Цель программы Целью Программы является дальнейшее комплексное решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов, социальной реабилитации и адаптации.
Задачи программы – совершенствование правовых и организационных механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

– осуществление мер общей профилактики безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних, содействующих развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности во внеучебное время;

– создание и укрепление служб социальной психолого-

педагогической, медицинской и правовой поддержки

несовершеннолетних и их родителей.

Сроки реализации Программы 2008-2010 годы
Исполнители мероприятий программы

МОУ Тополевская основная общеобразовательная школа
Барабинского района
Новосибирской области

Ожидаемые результаты Достижение этой цели осуществляется решением следующих задач:
организацией эффективной воспитательной работы с несовершеннолетними и молодежью, совершившими правонарушения и преступления, в целях предотвращения повторных правонарушений и преступлений с их стороны;
организацией работы с несовершеннолетними правонарушителями, не достигшими возраста 14 лет, в целях снижения количества несовершеннолетних, вовлеченных в противоправные действия;
организацией работы по профилактике правонарушений, в первую очередь несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел;
активизацией работы по профилактике правонарушений;
обеспечением фактического снижения количества несовершеннолетних, не учащихся и не работающих; завершением создания инфраструктуры системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи.
Организация профилактической работы осуществляется со следующими категориями несовершеннолетних и молодежи: состоящие на учете в органах внутренних дел; учащиеся с девиантным поведением; не учащиеся и не работающие; уклоняющиеся от учебы; безнадзорные; беспризорные
Формы контроля за реализацией программы Отчет социального педагога о проделанной работе за каждый календарный год

Ответственные лица для контактов:

Директор МОУ Тополевской ООШ
Штерцер А.П. телефон 96-178

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Нельмаер Л.Э

Заместитель директора по воспитательной работе
Пшенов Н.О.

Социальный педагог
Бочанова Т.М.

Классные руководители

Медицинский работник
Нельмаер Т.Ф

Представитель правоохранительных органов

Краткая информационная справка об образовательном учреждении

Муниципальное образовательное учреждение Тополевская основная общеобразовательная школа расположена в п. Тополевка Барабинского района Новосибирской области. Учредителем является Администрация Барабинского района

Педагогический коллектив МОУ Тополевской оош состоит из 11 человек. Высшее образование имеют 10 педагогов; незаконченное высшее – 1. Высшую квалификационную категорию по должности “учитель” имеет два педагога, первую квалификационную категорию – 3; вторую – 5; руководитель школы имеет первую квалификационную категорию; без категории один педагог – молодой специалист.

Здание школы – типовое. Организация педагогического процесса и режим функционирования школы определяются требованиями и нормами Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН. Расписание занятий составлено с учетом требований СанПиН. Наибольший объем учебной нагрузки приходится, в основном на вторник, среду и четверг.

Школа обеспечивает обучение и воспитание детей из 2 населенных пунктов – п. Тополевка и д. Чистоозерка.

В 2007-2008 учебном году в школе обучалось 30 детей, 12 детей посещали дошкольную группу.

Продолжается тенденция сокращения учащихся, связанная с демографической проблемой. Из 9-го класса ежегодно выпускается больше, чем поступает в 1 класс.

По национальному составу учащихся коллектив разнородный: русские, немцы, чуваши, татары.

Классов комплектов – 7 . На 1 ступени образования – два класса– комплекта: 1,3-й класс и 2-й, 4-й класс.

В школе функционирует ГПД.

Школа работает в режиме 6-дневной недели. Начало занятий 9.00ч. Продолжительность уроков 45 минут (кроме 1 класса), перемены 10 минут. После 2 урока перемена-30 минут, обед в школьной столовой.

Педагогическими кадрами школа укомплектована полностью. Вакансий и совместителей нет.

Образовательный процесс осуществляется в 9 учебных кабинетах, мастерской, спортивном зале, кабинете информатики.

Учебные кабинеты и мастерская аттестованы школьной комиссией на вторую категорию. Имеются паспорта и планы работы на год. Накопление дидактических материалов происходит за счет заведующих кабинетами.

В течение года улучшилась материально-техническая база: в школьную мастерскую были приобретены инструменты, куплены шторы в кабинеты начальных классов, географии, математики, приобретены стулья в учительскую, компьютерный стол, два компьютера. Учебниками и методическими пособиями образовательный процесс был обеспечен за счет школьной библиотеки.

На пришкольном участке (0,8га) выращиваются овощи для школьной столовой и цветы.

Силами педагогического коллектива оформлены коридоры, учительская и методический кабинет.

В школе действует детская самодеятельная организация “Ровесники”, через которую организуется досуг учащихся, участие в социально значимых акциях.

В здании школы размещена и функционирует дошкольная группа, где обучаются 12 детей, осуществляется подготовка к обучению на первой ступени образования.

В 2007-08 учебном году коллектив школы продолжал работать над темой “Прогрессивное развитие личности школьника на основе его потенциальных природных возможностей” в  соответствии с перспективным планом развития школы. На год тема была конкретизирована

“Личностно ориентированное обучение и воспитание школьников”.

Участниками образовательного процесса решались следующие задачи:

Задачи.

1.Работа над содержанием образования в связи с переходом на новый базисный учебный план .

  • Охват учащихся по всеобучу. Достижение уровня функциональной грамотности.+
  • Совершенствование работы курсов по выбору.+
  • Работа по программе “Одаренные дети” +

2.Внедрение принципов личностно-ориентированного подхода в обучении.

  • Формирование системы диагностики интересов, творческих возможностей и развитие личности школьника и учителя как основы перевода учебного процесса к учебно-исследовательской деятельности.-
  • Овладение учителями эффективными педагогическими технологиями,+
  • Достижение оптимального уровня базового и дополнительного образования.+

3 Воспитательная работа в соответствии с личностно-ориентированным обучением.

  • Работа по программе “Здоровье”,+
  • Активизация работы классных руководителей по взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса. _
  • Активизировать работу социальному педагога, ПМПК по осуществлению поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и детей с ограниченными возможностями.

Часть задач была выполнена, другие выполнены частично, есть задачи, которые не удалось реализовать в полной мере

На реализацию этих задач была направлена деятельность всех участников образовательного процесса: администрации, учителей, родителей и детей.

При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки не превышал предельно допустимого. Школьный компонент был распределен на изучение предметов по базисному учебному плану (усилена математика) и на индивидуальные и групповые занятия во второй половине дня с целью углубления и коррекции знаний учащихся. Учебный план предусматривает выполнение государственной функции школы – обеспечение базового основного образования и развитие ребенка в процессе обучения

Расширение содержания и превышение стандарта осуществляется за счет факультативных и кружковых занятий по выбору учащихся и родителей. Таким образом, каждый учащийся в нашей школе имеет возможность подобрать личностно ориентированный образовательный маршрут с целью оптимизации его учебной психологической и физической нагрузок и обеспечить таким образом гибкую систему перехода к предпрофильному и профильному обучению

Созданной в начале учебного года творческой группе педагогов по организации предпрофильного обучения удалось создать разнообразные курсы по выбору , которые посещались уч-ся 9-го класса .

Это курс “Компьютерная графика”, “Процентные вычисления на каждый день” (Хоменко .И.А), “Мир в 20 веке” (Нельмаер Л.Э. ), “Выживание в экстремальных ситуациях” (Пшенова Т.В.), “Занимательная стилистика”(Штерцер А.П)

Воспитательная работа

В 2007\2008 учебном году педагогический коллектив работал над реализацией цели: создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности.

Для выполнения поставленной цели решались следующие задачи:

  1. Оказание помощи в преодолении трудностей подросткового возраста, требующего особого педагогического внимания и поддержки.
  2. Оказание помощи подросткам в расширении круга интересов и ответственности за конечный результат любой деятельности;
  3. Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей;
  4. Создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся.
  5. Формирование самостоятельности учащихся, расширение возможностей для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков;
  6. Дальнейшее развитие национального самосознания на основе расширения краеведческой, художественно-эстетической деятельности.

Поставленные задачи выполнялись через систему ученического самоуправления, работу школьного методического объединения классных руководителей, индивидуальную работу с учащимися, организацию коллективных творческих дел.

Воспитание подрастающего поколения на исторических героико-патриотических традициях осуществлял кружок “Краевед”, краеведческий музей.

Развитие трудовых, художественно-эстетических умений и навыков происходило на занятиях кружков “Скоморошина”, “Мастерица”.

Творческие и интеллектуальные способности детей развивались на кружках “Компьютерные игры”, “Сочини сказку”

Традиционно между классами проводились соревнования по успеваемости, чистоте. В конце каждой четверти подводились итоги “У кого в дневнике больше пятерок”.

Индивидуальная работа с учащимися имеет целью оказание педагогической помощи и поддержки детям девиантного поведения, предупреждение и профилактику правонарушений. На таких учащихся классные руководители ведут дневники наблюдений, проводят индивидуальные беседы, поддерживают постоянную связь с семьями школьников.

Из годовой циклограммы видно, что учебный год насыщен воспитательными мероприятиями, которые позволяют выявить наиболее активных участников, раскрыть и помочь развивать их способности, закрепить командный дух, почувствовать поддержку товарищей и учителей.

Блок аналитического и прогностического обоснования программы

Анализ работы педагогического коллектива МОУ Тополевской основной общеобразовательной школы по профилактике правонарушений среди учащихся в 2006\2007 учебном году

В течение 2007\2008 учебного года педагогическим коллективом школы велась целенаправленная работа по профилактике правонарушений среди учащихся. На заседании педагогического совета № 1 от 31.08.2007 года были утверждены критерии постановки учащихся на внутришкольный учет. Решением педсовета на внутришкольный учет были поставлены следующие учащиеся: Еременко Александр (9 класс), Черемнов Алексей (9 класс), Еременко Константин (5 класс). За данными учениками были закреплены наставники; классными руководителями осуществлялся контроль за поведением подростков, велись дневники наблюдений, где фиксировалась работа с этими детьми, изменение их поведения в лучшую или худшую сторону.

В планах воспитательной работы классные руководители ежегодно планируют работу по предупреждению правонарушений: классные часы, беседы, рейды по проверке режима дня, осуществляют постоянный контроль за занятостью детей в свободное от школьных занятий время, за их занятостью в летний период.

За школой закреплен сотрудник ПДН для оказания профилактической помощи в пропаганде правовых знаний среди учащихся. Два раза в год организуются встречи учащихся с инспектором ПДН; один раз в четверть – с участковым инспектором.

Стало традицией проведение в апреле Недели правовых знаний. В рамках этой недели проводится родительское собрание с приглашением участкового инспектора.

В целях укрепления дисциплины в период поведения учебных занятий и других мероприятий в школе организовано ежедневное дежурство администрации, классных руководителей и учащихся. К нарушителям дисциплины применяются меры, предусмотренные Уставом школы.

Вопросы о состоянии профилактической работы в школе постоянно обсуждаются на совещаниях при директоре, на заседаниях педагогических советов, классные руководители отчитываются о проделанной работе.

Педагогический коллектив поддерживает тесную связь с комиссией по делам несовершеннолетних при администрации Новоярковского сельского совета.

Для организации работы по предупреждению правонарушений среди учащихся, для контроля их режима дня привлекается также родительский комитет школы.

Основные направления деятельности:

– профилактическая и коррекционная
– учебно-воспитательная
– досуговая деятельность
– информационно-просветительская
– контрольно-аналитическая

Функции различных категории работников школы в контексте реализации программы

директор образовательного учреждения:

осуществляет полный контроль за работой профилактики;

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

– Обеспечение нормативно-правовой базы.

– Осуществляет контроль и руководство за деятельностью классных воспитателей по организации профилактической работы с несовершеннолетними:

а) через проверку планов классных руководителей, классных журналов и соответствующей документации;

б) отчеты социального педагога, классных воспитателей о психологическом климате в семьях учащихся, о проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за детьми, о причинах, негативно влияющих на их поведение, успеваемость и посещение школы, на совещаниях при директоре и на педсоветах согласно плану и по мере необходимости с приглашением участкового инспектора, инспектора ПДН, секретаря КДН с целью получения информации о проблемном поведении детей, о неблагополучных ситуациях в семьях;

в) обучение классных руководителей на МО классных руководителей и индивидуальное консультирование их по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,

г) оформление тематической выставки литературы для детей, родителей, классных руководителей в школьной библиотеке,

д) обращение в иные инстанции за помощью и содействием в работе с отдельными семьями и учащимися в том случае, если вопросы выходят за рамки компетенции школы,

– составление координационного плана деятельности (ежегодно);

-Подготовить проект приказа о постановке семей и учащихся на школьный учет, об организации индивидуальной профилактической работы с ними по материалам, представленным социальным педагогом и классным руководителем, утвердить критерии постановки на школьный учет.

– Оказывать практическую помощь классному воспитателю в привлечении детей, стоящих на учете, к внеурочной деятельности, в особенности в летний период.

(Изучение нормативно-правовых документов, опыта организационно– педагогической деятельности и использование их в практике профилактической работы.

– Анализ действующих профилактических программ и приведение их в соответствие с нормативами.)

зам, директора по воспитательной работе:

контролирует ведущуюся документацию по профилактике в течение учебного года;

— оказывает необходимую методическую помощь педагогам;

— организует мероприятия, направленные на профилактику правонарушений;

— контролирует внедрение программ превентивного образования и отслеживает работу по выбранной программе;

— организует досуг и дополнительное образование (кружковую работу) учащихся;

— отслеживает работу по базе данных “группы риска”;

учителя:

формируют педагогическое видение на разбираемые проблемы;

— участвуют в составлении базы данных учащихся “группы риска”;

— активно участвуют в реализации программ превентивного обучения;

— оказывают посильную помощь в проведении мероприятий, направленных на профилактику правонарушений.

социальный педагог:

изучает психолого-медико-педагогические особенности личности учащихся “группы риска” и ее микросреды, условия жизни;

— обеспечивает базу данных “группы риска” новыми сведениями (если они появляются);

— выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении учащихся группы риска и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;

— выступает посредником между учащимися “группы риска” и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

  • отслеживает социальные условия семей.

медицинский работник:

расширяет медицинскую базу знаний среди учащихся и их родителей;

— проводит запланированные занятия, направленные на профилактику злоупотребления ПАВ детьми и молодежью;

— предоставляет данные о состоянии здоровья учащихся группы риска.

представитель правоохранительных органов:

расширяет юридическую базу знаний среди учащихся, родителей, а также педагогов;

— активно работает с учащимися “группы риска”;

— проводит встречи, занятия с учащимися, направленные на профилактику правонарушений;

— совершает совместные рейды в семьи учащихся “группы риска” с социальным педагогом.

Взаимодействие с другими структурами

За школой закреплен сотрудник ПДН для оказания профилактической помощи в пропаганде правовых знаний среди учащихся. Два раза в год организуются встречи учащихся с инспектором ПДН; один раз в четверть – с участковым инспектором.

Взаимодействие со специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами для принятия мер по социальной защите и поддержке обучающихся

Педагогический коллектив поддерживает тесную связь с комиссией по делам несовершеннолетних при администрации Новоярковского сельского совета.

Для организации работы по предупреждению правонарушений среди учащихся, для контроля их режима дня привлекается также родительский комитет школы.

Приложение