Знакомство с творчеством Сергея Есенина. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока: учить чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения, знакомство с понятием “олицетворение”, развивать умение высказывать свои мысли, совершенствовать коллективные формы работы.

Оборудование

Музыкальные заставки, фотографии снежинок, фотография С. Есенина, индивидуальные карточки, цветная бумага, ножницы.

Ход урока

0.Организационный момент

Душа поэта тонкая струна,
Дотронешься и зазвенит она.
И мир Есенина нам предстоит постигнуть,
В секреты слова красоты проникнуть.

1.Сообщение темы урока

Сегодня мы поговорим о великом русском поэте Сергее Александровиче Есенине, для которого самым дорогим местом на всей планете была Русь. Вы узнаете о его жизни и познакомитесь с некоторыми произведениями поэта.

2. Изучение нового материала

21 сентября 1895 г. в селе Константиновке Рязанской области родился Сергей Есенин. Край лесов, озер, замечательных и добрых людей. Музыка в тех краях сопровождала людей с рождения. Под аккомпанемент русских народных инструментов исполнялись песни.

  • Музыкальная заставка с русской народной песней.

Красивый, задорный, добрый мальчик жил с дедом и бабкой в селе до 13 лет.

1-ый ученик

Чего только не делал Сергей: лазил по деревьям, чтобы снять мешавшие гнезда грачей. Среди мальчишек он был главным коневодом и всегда ходил в синяках, так как не мог пропустить ни одной драки. На что дед говорил: “Ничего, крепче будет!”

Худощавый и низкорослый,-
Среди мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
“Ничего, я споткнулся о камень,
Это к завтрому все пройдет.”

Учитель

Читать начал с 5 лет под руководством дяди. Он впитал в себя песни матери, сказки бабушки, мудрые присловья деда. Стихи начал писать подражая частушкам с 8 лет. Некоторые сказки рассказанные бабушкой ему не нравились, и он их переделывал на свой лад.

2-ой ученик

Бабушка внука очень любила, но и ругала за озорство.

Учитель

Давайте представим, что мы находимся в уютной крестьянской избе, когда наступает вечер, и все садятся слушать бабушку.

2-ой ученик

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим,
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.

Учитель

Есенин умел видеть красоту во всем, что его окружает. Стихи сами лились из его души. Поэт Руси, он взял у ее природы даже характерные черты своей внешности:

Чарующую синеву очей – у бездонных озер;
Золото волос – у российских нив.
Красив как Иван-царевич.

К тому же простой деревенский человек, мечтатель, мягкий парень. Он очень любил свою маму и Родину. Мне кажется, что для Есенина не существовало ничего важнее и дороже Родины, без которой он просто себя не мыслил.

3-ий ученик

Но я люблю тебя, родина кроткая!
А за что – разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.

Учитель

И эта любовь к родной земле, к родному краю особенно дорога. Я последний поэт деревни – напишет Есенин. Родина – это прежде всего для него природа. И она у него не застывший пейзаж: она живет, действует. Есенин любил все: небо, звезды, травы, реки, деревья, снега. Он часами мог сидеть у реки, смотреть на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы.

Физкультминутка

Руки за спину, головки назад,
Глазки пускай в потолок поглядят,
Головки опустим – на парту гляди
И снова наверх – где там муха летит?
Глазами повертим, поищем ее,
И снова читаем. Немного еще.

Вы знаете, что снежинки – это замерзшие капли воды, белые и холодные, которые в тепле тают. Ребята, помните вы сфотографировали снежинки через микроскоп. Рассмотрите портреты этих хрупких созданий. По форме снежинок метеорологи научились даже предсказывать погоду на завтра. Малейшее изменение температуры влияет на ее размер и форму. А в стихотворении Есенина они кажутся живыми, их жалко, хочется им помочь.

4-ый ученик

“С добрым утром”

5-ый ученик

“Черемуха душистая”

6-ой ученик

“Нивы сжаты, рощи голы…”

7-ой ученик

“Заметает пурга белый путь”

8-ой ученик

“Береза”

Учитель

Посмотрите по настроению, какое радостное и спокойное последнее стихотворение. “Сонная тишина” успокаивает, умиротворяет. А заря, появляющаяся в финале, утверждение вечной этой красоты и спокойствия, потому что обещает новое “серебро”. Есенин, словно волшебник, не сказочный, реальный.

3. Изучение и разбор нового произведения

(Чтение произведения учителем – стихотворение Есенина “Разгулялась вьюга”.)

  • Что вы почувствовали, когда прослушали это стихотворение?
  • Прочитайте особенно запомнившиеся строки.

Прочитайте про себя стихотворение Есенина “Разгулялась вьюга”. Не забываем делать маленькие паузы в конце стихотворных строк, продумайте темп чтения, изменения силы голоса.

Посмотрите, какие слова в стихотворении Есенина как будто оживили слово “снежинки” (“снежинки мотыльками бьются”). Так получилось потому, что слово “снежинки” оказалось в окружении других слов, которые как будто оживили их. Слова могут согревать, отталкивать друг от друга, освещать одно другое. И у читателя возникают разные чувства, мысли и воспоминания. Поэтому не все равно, какие слова окажутся рядом. Такое изображение неодушевленных предметов, при котором они получают свойства живых существ – могут говорить, думать, чувствовать, – называется олицетворением.

4. Самостоятельная работа (работа по индивидуальным карточкам) Приложение № 1, Приложение № 2.

  • Подумайте, как поэт в этом стихотворении “оживил” вьюгу, ветер, ставни. Найдем олицетворения в четверостишиях.
  • Вспомните, в прочитанных стихотворениях в начале урока встречались ли вам растения и неживые предметы, которые думали и чувствовали как живые.

Ожидаемые ответы учащихся:

“С добрым утром” (звезды задремали, березки улыбнулись, крапива шепчет)
“Черемуха душистая” (ручей – поет)
“Нивы сжаты, рощи голы …” (солнце колесом скатилось, дорога дремлет, месяц словно жеребенок запрягся в сани)
“Заметает пурга белый путь” (ветер уснул, пурга испугалась, ветер вскочил)
“Береза” (заря обсыпает ветки серебром)

Молодцы! Вы прекрасно почувствовали произведения поэта.

5. Работа в коллективе

Предлагаю выполнить следующее задание. “Расскажите про сосульку, которая таяла на солнце, что бы стало ее жалко. Используйте в рассказе олицетворение”.

6. Работа с бумагой

Давайте сейчас окунемся в глубину цвета и музыки, написанной на великолепные стихи Есенина.

  • Музыкальная заставка с романсом на стихи С. Есенина

Слушая романс, предлагаю вырезать интересные снежинки из бумаги. Сложим лист бумаги, нарисуем узор карандашом и потом его вырежем ножницами. Вот видите, какие яркие есенинские снежинки получились у нас!

7. Итог урока

Уже полвека живет неповторимое есенинское слово. Из своих двадцатых годов он незримо шагнул к нам в сегодня и дальше в будущее.

Подводя итог урока, я хочу спросить у вас ребята:

  • Понравились ли вам стихи Есенина?
  • Что вы можете сказать о его отношении к родному краю, к родной природе?

Наш урок заканчивается стихотворением последним в его жизни. Мы обращаемся к Есенину строками из его же стихотворения:

“До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.”

8. Домашнее задание

Выучить стихотворение С. Есенина “Разгулялась вьюга”.

Список использованной литературы:

Сергей Есенин. Сборник стихов. 1917-1947. Москва: Художественная литература, 1948.

Приложения