Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Обобщение знаний по теме сложноподчиненное предложение;
  2. Отработка умения определять виды придаточных предложений, тип подчинения придаточных; строить предложения по заданной схеме;
  3. Расширение кругозора;
  4. Развитие коммуникативной и речевой компетенций.

Итак, мы закончили с вами тему “Сложноподчиненные предложения”. Цель сегодняшнего урока будет многоступенчатой. В конце урока вы сами попробуете объяснить, что мы делали и для чего.

Ход урока

I. Определите вид придаточных предложений, составьте схемы.

Слайды № 2-3.

1. Поблизости не было такого места, чтобы она и брат могли укрыться.
2. Чтобы быстрее добраться до дома, девочка вынуждена почти бежать.
3. Я не помню такого случая, чтобы гроза не испугала меня.
4. Страшный удар грома, что прогремел почти над головой, очень напугал детей.
5. Видно, что гроза приближается.
6. Наверное, гром грохочет так страшно, что ребенок ни жив ни мертв от страха.
7. За последние несколько недель дождя не было вовсе, так что эта гроза, безусловно, была кстати.
8. Что они тогда чувствовали, трудно передать.
9. Небо все время освещали яркие вспышки так, что невозможно было на него смотреть.
10. Вероятно, детям так было страшно потому, что такую грозу они видел впервые.

II. Проверка.

Слайд № 4.

  1. [ ] ,( чтобы ) – определительное
  2. ( Чтобы ), [ ] – цель
  3. [ такого ],( чтобы) – определительное
  4. [, (что ),] – определительное
  5. [ ],(что ) – изъяснительное
  6. [ так ],( что ) – мера и степень
  7. [ ], (так что ) – следствие
  8. ( Что ),[ ] – изъяснительное
  9. [ так ],( что ) – образ действия
  10. [ потому ], ( что ) – причина

III. Какой вывод вы можете сделать, поработав с данными предложениями?

(Определять тип придаточного нужно прежде всего по вопросу, а не по союзу или союзному слову).

IV.

  • Может ли быть в предложении несколько придаточных?
  • Как можно соединить между собой главное предложение и несколько придаточных?
  • Какие способы подчинения вы знаете? Придумайте устно примеры.

Слайд № 5.

1. Однородное подчинение

[ ],( что ),(что )

[ ],(что) и (что)

[ ]и(что),и (что)

2. Последовательное подчинение

[ ], (чтобы ), ( что )

3. Параллельное подчинение

( Что), [ ],( потому что)

V. Грамматический конструктор.

Составить из данных простых предложений сложные предложения с несколькими придаточными по предложенным схемам. Предложения записать в тетрадь, расставить знаки препинания.

Определить тип придаточных и способ подчинения.

Слайды № 6 -7.

  1. [ ], (так как ),(которого)
  2. [ ], (что ) и (чем )
  3. (Когда), [ ], (которого)

Задание для учащихся № 1. (Приложение)

  1. Он еще не знает.
  2. Наступило утро.
  3. Мальчика пугают приближающиеся вспышки молнии и громовые раскаты.
  4. В глазах девочки тревога.
  5. Что такое гроза?
  6. Дети отравились в лес.
  7. Лес находился в нескольких верстах от деревни.
  8. Она может быть опасна.
  9. Она боится за своего маленького брата.

VI. Проверка.

Слайд № 8. (примерные ответы)

1. В глазах девочки тревога, так как она боится за своего маленького брата, которого пугают приближающиеся вспышки молний и громовые раскаты.

2. Он еще не знает, что такое гроза и чем она может быть опасна.

3. Когда наступило утро, дети отравились в лес, который находился в нескольких верстах от деревни.

VII. Скажите, что объединяет все проанализированные нами предложения?

Совершенно верно, общая тема. Когда мы говорим о грозе, на ум мне сразу приходит картина Константина Егоровича Маковского “Дети, бегущие от грозы”.

Слайд № 9.

Слайды № 10-12. Краткие сведения о художнике. Сообщение ученика.

VIII. Давайте внимательно рассмотрим картину.

  • Кто изображен на картине?
  • Что мы можем сказать о детях?
  • Опишите пейзаж.
  • Предположите, какой может быть история, связанная с этими детьми.

Таким образом, говорить о картине можно по-разному: можно просто описать картину, перечислив, что и каким образом изображено на ней, а можно составить рассказ, с сюжетом, композицией, диалогами, пейзажными зарисовками и так далее.

IX.

Я предлагаю вам написать небольшое сочинение-этюд к будущему большому сочинению по заданным началам сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными. Можно воспользоваться информацией, которая содержится в предложениях, с которыми мы сегодня работали на уроке. Чтобы вас вдохновить, я поставлю композицию Антонио Вивальди из альбома “Времена года” – “Летняя гроза”.

Слайд № 13. Повторная демонстрация картины.

Задание для учащихся № 2. (Приложение)

Слайд № 15.

Чтобы…, дети еще утром отравились в лес, который… . Когда … , внезапно небо затянулось непроницаемыми тучами, которые… . Девочка с опаской глядит на небо, где…, которые… .

Мальчик еще совсем маленький, и он еще не знает, что … и чем… .

X. Проверка (примерное сочинение).

Слайд № 16.

Чтобы набрать грибов, дети еще утром отравились в лес, который находился в нескольких верстах от деревни. Когда они уже возвращались домой, внезапно небо затянулось непроницаемыми тучами, которые обещали пролиться сильным дождем. Девочка с опаской глядит на небо, где она видит сверкающие молнии, которые пугают ее младшего брата. Мальчик еще совсем маленький, и он еще не знает, что такое гроза и чем она может быть опасна.

Слайд № 17.

Домашнее задание: дописать сочинение, составить схемы предложений, определить типы придаточных и вид подчинения придаточных.

XI. Рефлексия.

  1. Что мы повторяли на уроке?
  2. Что было новым, что уже знали?
  3. Что вызвало затруднения?
  4. Для чего мы привлекли к уроку картину Маковского? Что это нам дает?

Итоговое слово учителя: искусство, всегда пробуждает чувства, а чувства позволяют нам дольше помнить события, полученные знания. Кроме того, великий Толстой считал, что “искусство есть одно из средств единения людей”. Работая вместе, узнавая новое, расширяя свой кругозор, я надеюсь, мы еще стали и ближе друг к другу.

Приложение 1

Приложение 2