Цель: Подвести итоги логопедической работы за учебный год в праздничной обстановке, вовлечь родителей в работу по устранению речевых нарушений у детей, создавать речевые традиции в группе.
Задачи:
- Показать уровень сформированности произносительных навыков, фонематического слуха, словарного запаса
- Развивать интонационную выразительность речи.
- Формировать эмоциональный контакт родителей с ребенком, желание помочь ему.
- Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, умение работать в коллективе сверстников.
Демонстрационный материал: иллюстрации к скороговоркам, куклы-символы и короны королей гласных и согласных звуков
Раздаточный материал: наборы тарелочек с крупой, грецкие орехи, звуковые шапочки, призы, кубики, книжки-говоришки “Мои достижения”
Оборудование: пособия “Ромашка”, “Волшебные часы”; плакаты “Красивую речь приятно слушать”, “Правильная речь – ясная, чистая, четкая, выразительная, эмоциональная”, “Без праздников не бывает детства”; выставка рабочих тетрадей, детских рисунков “Педагоги глазами детей”, газета для детей и родителей “Звуковичок”, воздушные шары, фонограммы песен “Все мы делим пополам” (муз. В.Шаинского, сл. П.Пляцковского), “Картавый марш” (муз.и сл. С.Осиашвили), “Конфеты” (“Музыкальная логоритмика” Е.Железновой)
Словарная работа с детьми: праздник, радость, дружба.
Ход урока
До начала праздника родители знакомятся с газетой “Звуковичок”, выставкой рабочих тетрадей, детских рисунков “Педагоги глазами детей”, экраном по звукопроизношению.
Дети и родители проходят в празднично украшенную групповую комнату под фонограмму “Все мы делим пополам” (муз. В.Шаинского, сл. П.Пляцковского)
Ведущий. Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы приглашаем вас принять участие в семейном празднике “Говорилки”. Нас ждут интересные задания, трудные испытания, шутки и веселье, хорошее настроение (появляется старушка Шапокляк)
Ведущий.
Ой, что-то я ничего не пойму!
Кто вы такая?
Как же вас звать?
Просим на празднике
Нам не мешать.
Старушка Шапокляк. Да это зе я, старуска Сапокляк и моя крыша. Я тозе хочу на плаздник!
Ведущая. Какая крыша? (Шапокляк достает из сумки крысу Ларису). Вот теперь понятно, это же крыса Лариса. Опять что-то натворили?
Старушка Шапокляк. Да, я люблю вледничать, поэтому попава в Негламотные земли, где меня заколдовал злой Звукомор.
Ведущий. Поэтому-то мы с трудом вас понимаем. Милая старушка Шапокляк, вы же не выговариваете звуки, говорите быстро, неразборчиво.
Старушка Шапокляк. Вот мы и пришли на плаздник, чтобы научиться класиво говолить. Ведущий. Ребята, подскажите старухе Шапокляк, что нужно делать, чтобы научиться правильно говорить?
Дети. Делать гимнастику для пальчиков, язычка, проговаривать скороговорки, стихи.
Старушка Шапокляк. Где зе я этому научусь? Сто зе мне делать?
Ведущий. Не печалься! Мы с ребятишками вам поможем, и родители не откажутся. Они целый год занимались со своими детьми и многому научились.
Старушка Шапокляк. Ой, как здолово! Сто нузно делать?
Ведущий. А начнем мы с того, что разомнем свои пальчики (Дети показывают пальчиковую гимнастику. Родители и старушка Шапокляк выполняют вместе с ними).
В гости шла не спеша, вся мышиная семья,
1, 2, 3, 4, 5 – будем мышек мы считать: (указательным и средним пальцем идут по столу)
Мышка Паш – папа наш, мышка Глаша – мама наша, (поочередно загибают пальцы)
Это Маша, это Даша и сыночек наш Аркаша.
Старушка Шапокляк. Ой, как все интелесно!
Ведущий. Вот и хорошо! Тогда со следующим заданием вы, наверняка, справитесь.
Конкурс “Золушка” Родитель и ребенок получают тарелочку, в которой насыпан вперемешку рис и горох. Необходимо быстрее всех выбрать все горошины и сложить их в стаканчик.
Старушка Шапокляк. У меня все получилось!
Ведущий. А какие послушные пальчики у наших ребяток! Самые послушные пальчики сейчас получат призы (вручение призов в номинации “Послушные пальчики”). Это Паша, Даша, Ангелина. Они старательно выполняют пальчиковую гимнастику, аккуратно работают в тетрадях, красиво раскрашивают.
Старушка Шапокляк. Интелесно, что же дальше?
Ведущий. Теперь пора размять язычок. Слушайте внимательно сказку и выполняйте все упражнения.
Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин – Язычок
Блинчиком на губу лег.(“Блинчик”.)
Язычок гулять выходит,
Домик он кругом обходит.(“Вкусное варенье”.)
Кто же тут, а кто же там?
Он глядит по сторонам.(“Часики”.)
Видит: губки очень гибки,
Ловко тянутся в улыбке.
А теперь наоборот:
Губки тянутся вперед.(“Трубочка, заборчик”.)
На качелях оказался,
Вверх взлетал и вниз спускался. (“Качели”.)Догадаться, кто бы мог?
Язычок наш, как грибок.(“Грибок”.)
Любит он покушать сладко.
После скачет, как лошадка.(“Лошадка”.)
Старушка Шапокляк. Как же можно запомнить
все эти уплазнения?
Ведущий. Нужно повторять эти упражнения
каждый день и тогда быстро их запомнишь.
Старушка Шапокляк. Неужели и лодители, и
дети уже запомнили все эти уплазнения?
Ведущий. Сейчас проверим. (Просит
поочередно детей и родителей показать то или
иное упражнение). Но лучше всех у нас выполняют
артикуляционную гимнастику Алия, Карина, Азат (вручение
призов в номинации “Послушный язычок”)
Старушка Шапокляк. (Начинает
нервничать). Ой! Кажется, кошка идет!
Ведущий. Не бойся! Нет никакой кошки. Это
наши детки-котятки поиграть захотели.
Дети изображают котят (координация речи с
движением).
Осторожно, словно кошка, от дивана до окошка,
На носочках я пройдусь, лягу и в кольцо свернусь.
А теперь пора проснуться, распрямиться, потянуться.
Я легко с дивана спрыгну, спинку я дугою выгну.
Старушка Шапокляк. Мне так все интелесно! А еще что нужно делать, чтобы научиться выговаливать все звуки?
Ведущий. Нужно научиться слышать звуки. Ребята, какие вы звуки знаете?
Дети. Гласные и согласные (выставляются куклы-символы и короны королей гласных и согласных звуков)
Ведущий. Сейчас мы назовем гласные звуки, затем согласные и узнаем, не путают ли их родители? (дети и родители отвечают)
Ведущий. А теперь предлагаю устроить соревнование между родителями и детьми: кто больше назовет слов, которые начинаются на звук Н? Посмотрим, чья звуковая башня окажется выше.
Игра “Звуковая башня”. (Дети и родители на каждое названное слово ставят кубик)
Ведущий. Старуха Шапокляк, а вы
знаете, у нас есть дети, которые отлично слышат
звуки и выделяют их из состава слова. Это – Слава,
Егор, Владик (вручение призов в номинации
“Звуковичок”)
Старушка Шапокляк. Очень интеРРРесно.
Ой, кажется, мой язычок зарычал. РРак, РРама,
РРакета. А что же дальше?
Ведущий. А дальше нужно научиться правильно произносить звук во всех словах. Давайте поиграем в игру “Дразнилки” (логопед произносит слова неверно)
Маска, санки, шамолет – кто ошибку здесь найдет?
Сапка, суба, рот и нос – где ошибка? – вот вопрос.
Лена, воска, стув, сова – правильно звучат слова?
Тигл, колова, волобей – найди ошибки поскорей! (при затруднении детей, ведущий обращается за помощью к родителям)
Старушка Шапокляк. Да, нелегкое это дело научиться красиво и правильно разговаривать!
Ведущий. Еще, чтобы правильно
научиться говорить, нужно учить скороговорки. Мы
сейчас предложим родителям проговорить
скороговорки. И не просто проговорить, а с
орешками.
Родители берут лепестки ромашки со
скороговоркой, катают орешек между ладонями и
проговаривают скороговорки:
По бревну бобры бредут.
Полпогреба репы, полколпака гороху.
Филипп к печке прилип.
Наш Полкан попал в капкан.
Сыпь в суп всех круп.
Водовоз вез воду из водопровода.
Вор у вора веревку своровал.
Фотограф Пров готовил плов.
Паук под потолком, платок под колпаком.
Палку толкал лапкой Полкан.
Ежу на ужин мышонок нужен.
Жутко жуку жить на суку.
Рыжая лошадь ржала во ржи.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Ведущий. У нас дети учились не только звуки правильно произносить, но узнали много важных и нужных слов. Особенно на занятиях поражают меня своими знаниями, мыслями, рассуждениями Карим и Булат (вручение призов в номинации “Знатоки слов”). Давайте, поиграем в игру “Волшебные часы”. Начинают дети. Стрелка остановилась на картине “собака” (дети называют домашних животных), а родителям достался “Транспорт”.
Старушка Шапокляк. Я знаю очень интересную игру “Зум-зум”, давайте все дружно встанем в круг (в такт стихотворения отбивается ритм хлопками):
Зум-зум, зум-зум, здесь спор, здесь шум:
Кто взял ключи от буфета, на полке которого лежали конфеты?
Даша взяла?
Кто, я!
Да, ты!
Я не брала.
А кто?
Саша взял (диалог повторяется, дети и родители называют друг друга по очереди)
Зум-зум, зум-зум, здесь нет ключей от буфета,
А мышки на полке доели конфеты.
Зум-зум, зум-зум, стих спор, стих шум (тихо)
Ведущий. Ребята, давайте споем песню про конфеты (из “Музыкальной логоритмики” Е.Железновой)
Ши-ши, ши-ши, как конфеты хороши,
Шо-шо-, шо-шо, мойте руки хорошо,
Шу-шу, шу-шу, я к столу вас приглашу.
Ша-ша, ша-ша, будем кушать не спеша.
Ведущий. Старушка Шапокляк, у вас такие странные бусы?
Старушка Шапокляк. Мои бусы из букв испортила крыса Лариска. Она грызла их, глотала, надеялась, так научится правильно разговаривать.
Ведущий. Ребята, давайте назовем буквы, которые сгрызла Лариска (дети называют).
Старушка Шапокляк. У вас дети и буквы знают?
Ведущий. Конечно, у нас есть и свои знатоки. Это – Исламия, Саша, Владик (вручение призов в номинации “Знатоки букв”).
Ведущий. Молодцы, у нас и родители! Они очень старались, помогали своим детям преодолевать трудности при закреплении звуков, отлично справлялись с домашними заданиями, активно участвовали во всех мероприятиях, поддерживали нас во всех начинаниях. За это вам огромное спасибо! А теперь мы вам хотим вручить “Книжки-говоришки”, где вы узнаете о достижениях вашего ребенка (дети вручают книжки своим родителям)
Старушка Шапокляк. Очень мне понравилось
на вашем празднике. Я вас прокачу на поезде.
Хотите? Тогда садитесь!
Родители образуют тоннель, взявшись за руки,
дети едут со Старушкой Шапокляк на паровозике
под “Картавый марш”:
Мне с детства не давалась буква Р,
И маму я тревожил этим очень.
Она мне папу ставила в пример,
И я с ним повторял с утра до ночи.На горе Арарат
Зреет красный виноград,
Ара– Ара– Арарат,
Зреет красный виноград.
Ведущий. Вот и закончился наш праздник. Спасибо всем за участие! Ждем всех на следующем празднике “Красивой речи”. До встречи!
Литература:
- Володькова Н.П., Лапковская В.Н. Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Синтез-Мозаика, 2008.
- Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! – М.: Вентана-Граф, 2005.
- Максаков А.И. Развитие правильной речи в семье. Пособие для родителей и воспитателей для занятий с детьми от рождения до семи лет. – М.: Синтез-Мозаика, 2006.
- Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика в детском саду. – СПб.: Каро, 2006.