Знаки препинания в сложносочиненном предложении перед союзом И

Разделы: Русский язык


Тип урока. Урок объяснения нового материала.

Цели.

  • Научиться различать простые предложений с однородными членами и ССП с союзом И.
  • Определять смысловые отношения между частями ССП.

Оборудование:

  • портрет М. Ю. Лермонтова;
  • высказывание П. О. Афанасьева;
  • компьютер.

«Знаки препинания играют очень большую роль как для пишущего, который в момент письма расчленяет мысль на определенные взаимно связанные части, так и для читающего, который благодаря пунктуации легче воспринимает смысл читаемого и лучше ориентируется в содержании читаемого»

П. О. Афанасьев

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания.

а) Один ученик проводит словарную работу в классе (комплексное повторение)

Например:

Прибыть вовремя, забавлять малыша, преинтересный случай, деревянная рама, испуганная лошадь, оскорбленное самолюбие, бессердечный друг

Задание:

забавлять2
испуганная2

Лексическое значение – самолюбие

б) Другой ученик предлагает синтаксический разбор осложненного простого предложения.

Несколько учеников выполняют задание на карточках (расставить знаки препинания в простом и ССП, разбор одного предложения)

II. Класс работает с учителем (отработка навыков)

Задание 1. Объяснить постановку знаков препинания перед И.

Я сел у забора на камень, завернувшись в бурку, и стал поглядывать вдаль.
Я упал на траву, изнуренный тревогами и бессонницей, и уснул.

(Обособленные члены предложения выделяются)

Задание 2. Выборочно-распределительный диктант. Определить тип односоставного предложения

Простые                                                                  ССП

  1. Я стоял напротив Грушницкого, и в груди моей кипело чувство досады и злобы.
  2. Я еще раз предложил ему признаться в клевете и обещал все простить.
  3. Сильно дуло от берега, и лодка быстро понеслась под маленьким парусом.
  4. Он отвел капитана в сторону и стал говорить ему что-то с большим жаром.
  5. Солнце, и лучи его уже не греют.
  6. Я хотел дать себе полное право щадить его, если бы судьба меня помиловала.

III. Объяснение материала, полученного с компьютера

Запятая в ССП перед сочинительным соединительным союзом  И не ставится, если:

  • Есть общий второстепенный член предложения
  • Общая вводная конструкция
  • Если оба предложения назывные
  • Если оба предложения безличные
  • Вопросительное и вопросительное
  • Восклицательное и восклицательное
  • Побудительное и побудительное

IV. Закрепление

Ребята по очереди работают на компьютере. Все остальные записывают предложение и  объясняют знаки препинания их.
К сожалению, суда еще не начали нагружаться и почтовое судно ожидалось дня через три-четыре.
На дне лодки я нашел половину весла и кое-как причалил к берегу.
Почему мне грустно и за что они меня ненавидят?
В лачужке было жарко натоплено, и что-то варилось на огне.
Как все прошедшее ясно и как резко оно отлилось в моей памяти!

V. Интеллектуальная игра

1. Задачка для любознательных

Определи вид предложения. Можно ли, опустив глагол «рос», превратить это предложение в простое?
На тенистых зеленых лужайках цвели желтые кувшинки, куриная слепота и рос папоротник.

2. Найди соответствия. Расставь знаки препинания.

Тамань – самый скверный городишко…
Я там чуть не умер с голода
и луч его играл по земляному полу хаты
Месяц светил в окно и мальчик верной, но осторожной поступью прошел мимо меня.
Я притаился у забора и казак мой, вопреки приказанию, спал крепким сном, держа ружье обеими руками
В сенях трещала догоревшая свеча в деревянной тарелке да вдобавок еще меня хотели утопить

3. Вставьте подходящие по смыслу слова в стих. М.Ю. Лермонтова «Ангел».

Ангел

По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню… пел;
И месяц, и … и тучи толпой
Внимали той песне святой…
О боге великом он пел, и …
Его непритворна была.
Он душу младую в объятьях нес
Для мира печали и слез,
И … его песни в душе молодой
Остался – без слов, но …

VI. Обобщающий тест

1. Ознакомьтесь с предложениями и выполните задания.

а) Сорока прилетела к вечеру, когда от теплоты лед начал оседать.
б) Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи, и по земле неслись вперемежку то холодные тени, то солнечные пятна.
в) Конь помотал головой, подумал, потом вытянул шею, и взял наконец хлеб мягкими губами.
г) Старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, хвасталась.

2. Найдите ССП

а) 1, 2                б) 2, 3             в) 2          г) 1, 3

3. Укажите предложение, соответствующее схеме.

[двусоставное], союз[двусоставное, осложнено однородными членами].

4. Укажите сочинительный соединительный союз

а) то…то           б) и               в) но         г) будто

5. Как надо расставить запятые в предложении?

Он очнулся 1 перестал шуметь 2 но 3 по-видимому 4 никого 5 и ничего не было.

а) 1, 3, 4, 5          б)1, 2, 4         в) 1, 2, 5     г) 1, 2, 3, 4

6. Какое из утверждений неверно?

а) Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, противительные, разделительные
б) Если есть общий второстепенный член предложения, запятая отсутствует.
в) Простые предложения в составе сложносочиненного связаны только интонацией.
г) Части сложносочиненного предложения равноправны.

VII. Подведение итогов. Оценки

VIII. Домашнее задание: грамматическое сочинение «Что я узнал о ССП».