Умение плавать – жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Огромное количество несчастных случаев на воде ежегодно происходит на воде из-за того, что:
- люди не умеют плавать;
- пренебрегают элементарными правилами поведения на воде во время купания, катания на лодке или каком-либо плавательном средстве;
- неправильно ведут себя в экстренных ситуациях и во время стихийных бедствий.
Каждый, не умеющий плавать или хотя бы держаться на поверхности воды, оказавшись на берегу любого водоема и добравшийся до воды, подвергает свою жизнь опасности.
Целью проекта «На водных просторах» является подготовка детей к разным жизненным обстоятельствам, связанными с водной средой (правильное поведение на пляже, помощь тонущему, действия во время наводнений, кораблекрушений, действиям на льду и т.д.)
Воплощение проекта в жизнь предполагает наличие заинтересованного, осознанного, творческого отношения к данной теме детей и взрослых, интеграцию в работе инструкторов по плаванию, физкультуре, музыкальных руководителей, воспитателей, родителей.
Характеристика проекта
Тема проекта: «На водных просторах».
Тип: информационно-физкультурный.
Доминирующая деятельность: смешанная (присутствуют элементы информационной, исследовательской, практически – игровой).
Участники: дети старших и подготовительных групп детского сада, воспитатели, инструкторы по плаванию, физкультуре, музыкальные руководители, родители.
Срок реализации: 2 года.
Цель: формирование навыков правильного поведения на воде в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
- расширение знаний детей в области основ безопасной жизнедеятельности, в частности в ситуациях, связанных с водной средой;
- закрепление имеющихся у детей плавательных умений и навыков, формирование новых;
- воспитание смелости, выдержки, сострадания к окружающим, коммуникабельности;
- развитие познавательных и творческих способностей;
- укрепление сотворчества детей и взрослых.
Направления реализации проекта |
||||
Интеллектуально-развивающее | Физкультурно-оздоровительное | Художественно-эстетическое | Музыкально-тематическое | Материально-техническое |
1. Беседы; 2. Чтение художественной литературы; 3. Опыты; 4. Дидактические игры; 5. Сюжетно- ролевые игры; 6. Экскурсии; 7. Встречи с работниками МЧС, спортсменами; 8. Просмотр видеороликов, мультфильмов; 9. Командные конкурсы |
1. Занятия в спортзале и бассейне; 2. Физкультурные праздники и развлечения в спортзале и бассейне; 3. Подвижные игры; 4. Посещения городского бассейна. |
1. Рассматривание картин; 2. Выставки детских рисунков, поделок; 3. Выпуск стенгазет; 4. Выпуск альбомов; 5. Разучивание стихов. |
1. Разучивание песен; 2. Постановка танцев; 3. Прослушивание музыкальных произведений; 4. Интегрированные праздники. |
1. Изготовление атрибутов к играм,
опытам; 2. Подбор иллюстраций, художественной литературы, аудио- и видеоматериалов; 3. Оформление таблиц-знаков. |
Перспективный план реализации проекта
1 этап. Предварительная подготовка
Старшая группа |
Подготовительная группа |
Беседы: | |
1. Вода в природе. Значение воды для
жизни.
2. Вода – друг или враг. Правила поведения на пляже. 3. Наводнение. Что делать? 4. Служба спасения. Специфика профессии. Встреча с работниками МЧС. 5. Знакомимся с первыми кораблями: бревна, плоты, надувные шкуры, ладьи, челны. |
1. Обитатели рек, озер и морей. 2. Бережем природу. Как помочь реке. 3. Как действовать в опасной ситуации на воде (запутались в водорослях, попали в водоворот). 4. Правила поведения на льду. 5. Советы морского волка. Правила эвакуации с тонущего судна. 6. Спасение утопающего. 7. Современные пассажирские, транспортные, спортивные, военные суда. 8. Великая Отечественная война. Переправа через Ладожское озеро в блокадный Ленинград, битва за Днепр, северные транспортные морские пути. |
Рассматривание иллюстраций картин: | |
И.Левитан «Большая вода» | И.Айвазовский «Девятый вал» |
Чтение художественной литературы | |
Б.Житков «Помощь идет» | Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы» Л.Толстой «Акула» Былина о Садко |
Просмотр, обсуждение мультфильмов: | |
«В порту», «Мореплавание Солнышкина», «Спанч Боб» | «Приключения Мюнхаузена», «Шесть Иванов – шесть капитанов», «Садко», «Катерок», «Немо» |
Изготовление атрибутов к тематическим занятиям, досугам, играм по данной тематике:бинокли, бескозырки, швартовые, разнообразные плавательные средства (деревянные, пенопластовые, пластмассовые, резиновые и т.д.) | |
Оформление таблиц-знаков: | |
«Купаться запрещено» | «Опасные ситуации на воде», «Не загрязняйте водоемы». |
2 этап. Практическая часть
Старшая группа |
Подготовительная группа |
Тематические занятия в бассейне: | |
«Человек за бортом», «Шторм», «Наводнение» | «Поиск затонувших сокровищ», «Подводный мир», «Кораблекрушение». |
Дидактические игры – опыты: | |
«Знакомимся со свойствами воды» | «Тонет – не тонет». «Три состояния воды» |
Организация сюжетно-ролевых игр в группе «На корабле». | |
Разучивание (прослушивание) песен, музыкальных отрывков: | |
«Чунга-чанга» «Дружба крепкая не разрушится», «Морские волки» |
«Ты слышишь, море» «Жил отважный капитан» «Крейсер Аврора» «Мы пришли сегодня в порт» |
Постановка танцев: | |
«Чунга-чанга» | «Яблочко» |
Экскурсии: | |
в музей города, в дельфинарий. |
в городской яхт-клуб, на выставку аквариумных рыб и других водных обитателей |
Интеллектуальные турниры: | |
«КВН» | «Знатоки» – конкурс кроссвордов. |
Изготовление альбомов: | |
«Пословицы и поговорки о дружбе, смелости». | «Запомним эти правила» |
Выпуск стенных газет для родителей: «Это важно знать», «Советы Нептуна». | |
Консультации для взрослых: «Не зная броду, не суйся в воду», «Чем занять ребенка на море». |
3 этап. Результаты проектной деятельности
1. Выставка детских картин «Запомним эти
правила».
2. Выставка выполненных детьми совместно с
родителями поделок «Плывем по волнам».
3. Физкультурный праздник в бассейне для детей
подготовительных групп и родителей «Спасатели,
вперед».
4. Физкультурный праздник в спортивном зале для
детей старших групп и родителей «Бравые моряки».
5. Интегрированный праздник для детей старших и
подготовительных групп «В царстве Воды».
6. Оформление альбома детских рисунков и
рассказов «Мы уходим в плаванье».
7. Презентация проекта «На водных просторах».