ХОД УРОКА
1. Самоопределение к деятельности (1-2 мин.)
– Сегодняшний урок я хочу начать словами
французского философа Ж.Ж. Руссо (1712–1778 гг.): «Вы
талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно
поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо
умеете, если будете постоянно работать над собой,
ставить новые цели и стремиться к их
достижению...» Я желаю вам уже сегодня на уроке
убедиться в словах Ж.Ж. Руссо.
– Вы готовы к работе? Тогда в путь.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в деятельности (5-6 мин.)
Форма работы – фронтальная.
На доске в столбик записаны выражения:
28 : 3 =
39 : 4 =
48 : 7 =
81 : 2 =
583 : 5 =
– Что общего во всех выражениях? (Все
выражения на деление, делитель однозначное
число)
– Какое выражение «Лишнее»? Почему? (Последнее,
делимое трехзначное число)
– Найдем значения этих выражений. (Доходим до
последнего выражения.) Каким еще общим
признаком объединены эти выражения? (Все
выражения на деление с остатком)
– Переходим к следующему выражению. Найдите его
значение. (Затруднение!!!)
3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (1-2 мин.)
– А в чем у вас заминка? (Мы не можем решить) Вам трудно? А почему трудно? До этого вы прекрасно решали примеры. (Устно сложно посчитать) Тогда цель нашего сегодняшнего урока? (Научиться письменно решать примеры такого вида)
4. Построение проекта выхода из затруднения, формулирование темы урока (8-10 мин).
Форма работы – групповая.
– Мы взрослеем. Пора от легких примеров
переходить к более сложным. Вам сложно решить
устно, а какой способ мы уже знаем? (Деление
уголком)
– Предлагаю вам поработать в группах. Решите
этот пример, пользуясь этим способом. (Дети
работают в группах)
– Назовите, пожалуйста, свой ответ. (Представители
групп выходят к доске и вывешивают решение)
– Что такое 3? Можем ли мы с вами 3 разделить на
5? (Нет) Тогда, что же это такое 3? (Остаток)
– Видите, ребята, мы думали, что это выражение
«лишнее», а оно не такое уж и «лишнее».
Напомните, что объединяет эти примеры? (Все
примеры на деление с остатком, а последний пример
на деление с остатком уголком)
– Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего
урока. Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Деление
многозначного числа на однозначное уголком)
– Я вновь хочу обратиться к нашему примеру. А вы
уверены, что решили его правильно? (Да)
Докажите. (Дети в группах выполняют проверку)
– Мой вам совет: чтобы убедиться, что пример
решен правильно, не ленитесь, сделайте проверку.
Ребята, мы с вами делили до этого урока
многозначное число на однозначное без остатка.
Сегодня на уроке мы с вами познакомились с
делением многозначного числа на однозначное с
остатком. Есть ли отличие в решении? (Остаток
всегда должен быть меньше делителя)
5. Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин.)
Форма работы – фронтальная.
– Раз вы так хорошо помните правило, поняли, как решать такие примеры, откроем учебники на с.31, выполним №2. Кто желает работать у доски?
Задание №2 на с.31. Выполни деление с остатком и сделай проверку:
Решение примеров у доски с комментированием, кроме последних двух, все остальные дети работают в тетрадях.
6. Физминутка (2-3 мин.)
Всем пора нам отдыхать,
Время – пляску начинать.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин.)
Форма работы – индивидуальная.
– Мы с вами потренировались, цель дальнейшей
нашей работы? (Проверить свои знания, решив
примеры самостоятельно)
– Найдите значение двух последних примеров
самостоятельно, не забывайте про проверку. (Дети
самостоятельно решают примеры)
– Вы выполнили работу? А теперь, что нужно
сделать? (Проверить) А для чего нужно
проверять работу? (Чтобы выяснить, правильно мы
ее выполнили или допустили ошибки) Как будете
проверять? (Сверим свое решение с эталоном для
самопроверки) Проверьте свои работы по
эталону, он лежит у вас на столе. (Дети сверяют
решение с эталоном для самопроверки)
Эталон для самопроверки:
– У кого решение совпало с решением эталона? Поставьте себе на полях «+», вы молодцы? У кого в решении допущена ошибка? Где вы допустили ошибку? Почему вы ошиблись? (Дети называют место и причины ошибок.) Давайте вспомним правила, которые помогут вам их исправить. (Дети вспоминают правила, на которые допустили ошибки.) А теперь, что вы будете делать? (Исправлять свои ошибки)
Дети исправляют допущенные ими ошибки.
8. Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин.)
– А вы любите решать уравнения? Я предлагаю вам выбрать из номера 6 любое понравившееся уравнение и решить его в тетрадях с проверкой. (Дети работают самостоятельно в тетрадях.)
Задание 6, с.32 Составь и реши уравнения:
а) Какое число надо вычесть из числа 53027, чтобы получить 6435?
53027 – х = 6435, х = 53027 – 6435, х = 46592
б) Какое числа надо увеличить на 20596, чтобы получить 800903?
х + 20596 = 800903, х = 800903 – 20596, х = 780307
в) Какое числа надо уменьшить на 385, чтобы получить 42678?
х – 385 = 42678, х = 42678 + 385, х = 43063
– Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте его работу и оцените ее, поставив отметку на полях. Чья работа оценена на 5. Молодцы! У кого 4? 3? Не огорчайтесь, потренируйтесь дома, приложите старание, тогда и у вас все получится.
– Вы все были в цирке. Фокусы любите. Оказывается, фокусы бывают не только в цирке, но и в математике. Не верите? У вас на столах лежат листочки. Задумайте любое число и запишите его на листочке. Прибавьте к нему 25, прибавьте еще 125, вычтите 37, вычтите то число, которое вы задумали в начале. Результат умножьте на 50, полученное число разделите на 10. Если вы все действия выполнили верно, то у вас получилось 565. Ну, что убедились. Вот какая интересная наука математика. А если у кого не получилось, не переживайте, вы этот фокус можете проделать дома самостоятельно. Этот фокус на с.33 №11.
9. Рефлексия деятельности. Итог урока
– Наш урок подходит к концу. Чем был интересен урок? Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли мы ее? Было ли вам на уроке трудно? Вы преодолели трудность? Что вам помогло ее преодолеть? Вы довольны своей работой? А кто попробует словесно оценить свою работу? А класса? А я довольна всеми вами. Но особенно меня порадовал …
Учитель оценивает работу отдельных учащихся на уроке.
– А домашнее задание будет таким: придумать и решить свое выражение на деление многозначного числа на однозначное с остатком углом и №3 на с.31.
– Благодарю за урок.