Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока: развитие умения распознавать род глаголов в прошедшем времени изменять глагол по родам в единственном числе правильно писать родовые окончания развивать устную и письменную речь воспитывать любовь к русскому языку

ХОД УРОКА

1. Психологический настрой

На уроке наши глаза внимательно смотрят и все видят.
Уши внимательно слушают и все слышат.
Голова хорошо думает.
На уроке вас ожидает много интересных заданий.
Вы готовы?
Тогда мы начинаем, откройте глаза.

2. Минутка чистописания

л  лл
л ла ло ли

3. Работа над пройденным материалом

Исключи «лишнее»

Блеск, шумят, смола, рассказ

– Что называется глаголом?
– Как они изменяются?
– Каким членом предложения чаще всего бывает?
– Как определить время глагола?

Работа с пословицей

Закончи пословицу

– Смелый побеждает, а трус …
– Человек от лени болеет, а от труда ….
– Лентяй ест – греется, а работает – …
– По одежде встречают, а по уму ….

(погибает, здоровеет, мерзнет, провожают)

– Что общего у глаголов?

Наблюдение над окончанием глаголов в прошедшем времени.

Работа со стихотворением Баруздина «Бревно»

Лежало на пути  бревно,
Мешало путникам оно.
Один сказал:
Нехорошо!
Сказал и знай себе пошел.
Второй взглянул,
Потом вздохнул
И то бревно перешагнул.
А третий путник промолчал.
Он с виду был и хил, и мал.
Он молча скинул полушубок
И в сторону бревно убрал.

– Какая главная мысль стихотворения?
– Какие глаголы вы услышали?
– С какими существительными они связаны? (Бревно что делало? Лежало, мешало)
– Что заметили? (ср. род – о)
– Путник что сделал? Сказал, пошел и т.д.
– Что заметили? (м. род – )

Работа с загадкой

Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.

– Пила что сделала? (завизжала, запела, поломала)
– Что заметили? (ж. род – а)

4. Сообщение темы и цели урока

5. Новый материал

– Какой вывод можно сделать?
– Какую особенность глаголов в прошедшем времени вы заметили?

Составим таблицу – опору

Что делали? – мн.ч.

6. Физминутка

7. Упражнение и правописание родовых окончаний глаголов.

Назовите глагол прошедшего времени в ж.р., с.р., м.р.

– Потухла (в печи)
– Запел (про весну)
– Осветило (в горах)

Составить предложение с одним из слов.

8. Самостоятельная работа

упр. № 407.

9. Игра «Предмет или действие?»

На доске записаны предложения с выделенными парами слов одинаковых по форме, из которых одно обозначает предмет, а другое – действие.

– Снежное покрывало все поле покрывало.
– Была Катюша запевала, она все песни запевала.

10. Закрепление материала

Разбор слов по составу

Пришел, зашли, перешла (проверка у доски)

Игра «Хитрые вопросы»

– Какой буквой можно превратить существительное жар в глагол? (Жарь)
– В каком слове нет слышится 100 раз? (Стонет)
– Запишите данные глаголы в прошедшем времени ж. р.

11. Домашнее задание

Упр. 408

12. Итог урока

– Что узнали о глаголах прошедшего времени?
– Задайте вопрос по материалу урока.