Использование информационных технологий на уроках математики

Разделы: Математика


Сегодня во всем мире идет интенсивный поиск новых форм обучения на основе компьютерных технологий. Назрела насущная необходимость вовлечения компьютера в массовое образование. Как учитель математики я понимаю необходимость обновления методов и приемов обучения для повышения эффективности учебного процесса. Одним из таких средств на сегодняшний день, по моему мнению, является применение на своих уроках ИКТ. Компьютер можно использовать как средство подготовки, диагностики, контроля и обучения математике. Информационные технологии – это инструмент, который обретает силу лишь при условии правильного подхода к нему и последнее слово всегда останется за личностью, её творческим мышлением.

Компьютер на уроке математики может применяться в демонстрационном режиме, в индивидуальном режиме и в дистанционном, индивидуальном режиме.

Можно выделить несколько типов уроков с использованием информационных технологий.

1. Использование компьютера в демонстрационном режиме:

  • при устном счете, когда в начале урока через мультимедиа-проектор проводится решение различных заданий;
  • при объяснении нового материала, когда учителем демонстрируется через мультимедиа-проектор новый материал;
  • при проверке домашнего задания, через мультимедиа-проектор;
  • при работе над ошибками и т.д.

2. Использование компьютера в индивидуальном режиме:

  • при устном, индивидуальном счете;
  • при закреплении;
  • при тренировке;
  • при отработке знаний, умений и навыков;
  • при повторении;
  • при контроле и т.д.

3. Использование компьютера в дистанционном, индивидуальном режиме:

  • в исследовательской деятельности;
  • в проектной деятельности учащихся;
  • при проверке домашней работы;
  • при проверке контрольной работы и т.д.

Разработка урока с использованием информационных технологий возможна лишь при наличии электронного ресурса. Учебные электронные ресурсы можно разделить на три группы, в зависимости от выполняемой функции.

1. Иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видеофрагменты);
2. Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.)
3. Источник учебного материала (электронный учебник, разработка задания для самостоятельной работы учащегося).

По способу разработки они могут принадлежать к одному из следующих видов:

1. Интернет ресурсы (могут использоваться не только непосредственно на уроке, но и для подготовки).
2. Специальные (сюда включаются все электронные ресурсы, выпускаемые различными издательствами).
3. Универсальные (Word, Excel, Power Point и т.д.- предназначены для создания педагогами собственных образовательных ресурсов).

С помощью текстовых редакторов составляются разноуровневые контрольные и самостоятельные работы, которые раздаются каждому ученику на парту, при этом нет необходимости использовать доску. Одновременно решается проблема плохого зрения у школьников.

Мультимедиа – это совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред. Например, графику, текст, видео, анимацию, звуковое сопровождение и т. д.. Такие мультимедиа, как слайд, презентация уже доступны в течение длительного времени.

При подготовке материалов к уроку для демонстрации в режиме мультимедийного проектора удобнее всего создавать собственные презентации, а не использовать готовый продукт. Считаю, что каждый учитель должен сам планировать свой урок, творчески использовать свои возможности. Средство подготовки презентаций (самое распространенное – Power Point) – это мощный аппарат работы с текстом, диаграммами, таблицами. На слайды таких презентаций можно добавить готовый рисунок, создать свой, вставить график, схему, формулу и др.

Такие презентации необходимы при изучении нового материала и решении геометрических задач, так как дополнительно сопровождаются большим количеством подобранного иллюстративного материала, помогая лучше воспринимать и повышать мотивацию учащегося. На экране можно наглядно продемонстрировать материалы к уроку: чертежи, схемы, методику построения углов, графиков и т. д. Заранее созданная презентация заменяет мне классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах. Очень удобно настраивается порядок появления слайдов и объектов на слайде. Кроме того, при необходимости, можно добавить гиперссылки на другие документы и программы. Это хороший демонстрационный материал.

Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование презентации позволяет чередовать различные виды деятельности, такие, как: работа с книгой, учебником, тетрадью, с информацией на экране. Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать восприятие учащихся, способствует повышению внимания и росту активности школьников на уроке, снижает утомляемость.

Медиа-уроки показали, что учащиеся лучше усваивают материал. Удачно проводятся уроки закрепления изученного материала.

И, конечно же, очень большую роль играют компьютерные программы в подготовке к единому государственному экзамену. Они помогают проверить знания учащихся и устранить пробелы.

Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками.

  • Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.
  • Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, позволяет учителю не делать записей на доске, а значит остаётся больше времени на закрепление
  • Высокий уровень наглядности обеспечивает большую успешность при объяснении нового материала.
  • Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.

Новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление.

Конечно, использование мультимедийного проектора, демонстрация или фронтальная работа с классом на уроке дают наглядное представление. Но более полное раскрытие возможностей мультимедийных технологий на уроке, по-моему, достигается не только фронтальной работой, а в индивидуальной работе каждого учащегося с интерактивным продуктом, а для этого необходимо использование интерактивной доски, что позволит с минимальными затратами получить как можно больше учебной информации. Электронная интерактивная доска – это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. Электронные интерактивные доски обогащают возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами. Этот экран, который могут видеть все учащиеся, выводит взаимодействие учащихся с преподавателем на новый уровень. Интерактивная доска позволяет работать с текстом и изображениями, создавать заметки с помощью электронных чернил, демонстрировать презентации.

Интерактивные доски позволяют ускорить темп урока, вовлечь в него весь класс. Все учащиеся проявляют активность на уроке. Им нравится отвечать у такой доски, работать с инструментом, для управления которым достаточно лишь несколько прикосновений. При использовании электронной доски учащиеся более внимательны, заинтересованы, чем при работе на обычной доске. Интерактивная доска позволяет устраивать в классе мероприятия, в которых участвуют все присутствующие.

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация образования. Современное общество ответило на этот вопрос, начав активно создавать новую информационную культуру, новую культуру деятельности, в которой будут жить и работать выпускники школ.

Очевидно, что в самом ближайшем будущем умение учителя-практика пользоваться компьютером в учебном процессе станет обязательным элементом его профессиональной компетенции.