Цели:
- Обобщить знания детей климате, водах, рельефе края.
- Прививать любовь к малой Родине.
- Развивать логическое мышление, память, внимание.
- Активизировать познавательную деятельность.
Оборудование:
1. План-карта урока.
2. Конверты с заданиями.
3. Эмблемы команд, жетоны.
4. Фотографии.
5. Презентация.
6. Рисунки ребят.
Могучие горы,
Степные просторы,
Приморского берега грань…
Леса и поля,
Сады и лиманы –
Всё это – родная Кубань.
Презентация, стихи.
Широки кубанские просторы,
Даже птице трудно пролететь.
От Кавказских гор и до Ростова
Распахнулась наша чудо-степь.В зное жатвы и цветенье пышном
Нет земли нарядней и щедрей
Держат небо нефтяные вышки,
Плещут волны голубых морей.Зреет солнце в виноградных лозах,
А кругом раскинулись сады.
И пьянит в полях пшеничный воздух,
Аромат родимой стороны.Наш народ кубанский хлебосольный.
Много в нём душевной теплоты.
Славься, край певучий и раздольный,
Красота родимой стороны.
1. Сообщение темы и цели
2. Работа с картой
– Наш край расположен на юге России. Он называется Краснодарским краем по имени главного города края – Краснодара, историческое название – Кубань, в честь главной реки края. Соседи Краснодарского края – на севере это Ростовская область, на юге Абхазия, Турция, на востоке – Ставропольский край.
– Разделимся на 3 команды.
– Как называют Кубань жители России.
Кубань – жемчужина России.
Кубань – житница России.
Кубань – здравница России.
– Как вы понимаете значение этих названий?
Название команд: Житница, Жемчужина, Здравница. Жетоны – изображение жемчужин, овощей и фруктов, лекарственных трав.
3. План-карта урока
1. «Формы поверхности Краснодарского края».
– Что называется Рельефом?
– Внимательно посмотрите на карту, назовите
цвета, с помощью которых изображена суша?
– На какие две части река Кубань делит край?. (На
северную – равнинную, южную – предгорную и
горную)
– Как называется равнинная (северная) часть края?
(Азово-Кубанская низменность)
– Как называется южная часть, к югу от реки
Кубань? (Закубанская равнина)
– Во что превратились кубанские степи, благодаря
золотым рукам кубанских земледельцев?
– Какие горы протянулись через всю территорию
Краснодарского края?
– Как называются самые высокие вершины этих гор?
– Сколько лет Кавказским горам?
– Что происходит, когда гора вырастает буквально
на глазах?
– Где в нашем крае можно встретить вулканы?
Если скалы и хребты
Гордо смотрят с высоты,
Речки быстрые бегут,
Камни там и тут
Ну, какие разговоры –
Знаешь ты, что это … (горы)Посмотри, какая даль
Без конца и края,
Речка тихая журчит,
В камышах вздыхая.
Ширь полей, размах степей –
Знакомая картина.
Только нет тебя милей – Кубанская … (равнина).
Игра с мячом: «Города края»
2. Климат края
– Что называется климатом? (Повторяющаяся
погода из года в год, средняя погода для какой-то
местности).
– Что можно назвать ветром?
– Отчего зависит погода? (От влажности –
количество воды в воздухе, ветра, солнечного
тепла).
– Одинаков ли климат в крае?
– Какие виды климата нашего края вы
знаете? (Холодный, умеренный, субтропический).
Игра с мячом: «Улицы родного города»
3. «Водоёмы Краснодарского края».
Я и туча, и туман,
И ручей и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!.. (Вода)Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О берег бьётся
Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона… (Море)Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море… (Река)
– Вспомните названия морей края.
– Расскажите о Чёрном море.
– Расскажите об Азовском море.
– Как называется искусственное море края?
– Назовите главную реку Краснодарского края.
– Все реки Кубани делятся на две группы. Какие
это группы?
– Чем отличается равнинная река от горной?
– Что такое плавни?
– Что такое лиманы?
– Какие искусственные водоёмы есть на
территории Краснодарского края?
– Что для охраны водоёмов могут сделать взрослые
и дети?
Игра с мячом: «Реки края»
4. Подведение итогов КВН.
Презентация, стихи.
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля.На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди все вместе
Мы к ней относиться добрей.