Урок-КВН "Формы поверхности Краснодарского края. Водоемы края"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обобщить знания детей климате, водах, рельефе края.
  • Прививать любовь к малой Родине.
  • Развивать логическое мышление, память, внимание.
  • Активизировать познавательную деятельность.

Оборудование:

1. План-карта урока.
2. Конверты с заданиями.
3. Эмблемы команд, жетоны.
4. Фотографии.
5.  Презентация.
6.  Рисунки ребят.

Могучие горы,
Степные просторы,
Приморского берега грань…
Леса и поля,
Сады и лиманы –
Всё это – родная Кубань.

Презентация,  стихи.

Широки кубанские просторы,
Даже птице трудно пролететь.
От Кавказских гор и  до Ростова
Распахнулась наша чудо-степь.

В зное жатвы и цветенье пышном
Нет земли нарядней и щедрей
Держат небо нефтяные вышки,
Плещут волны голубых морей.

Зреет солнце в виноградных лозах,
А кругом раскинулись сады.
И пьянит в полях пшеничный воздух,
Аромат родимой стороны.

Наш народ кубанский хлебосольный.
Много в нём душевной теплоты.
Славься, край певучий и раздольный,
Красота родимой стороны.

1. Сообщение темы и цели

2. Работа с картой

– Наш край расположен на юге России. Он называется Краснодарским краем по имени главного города края – Краснодара, историческое название – Кубань, в честь главной реки края. Соседи Краснодарского края – на севере это Ростовская область, на юге Абхазия, Турция, на востоке – Ставропольский край.

– Разделимся на 3 команды.

– Как называют Кубань жители России.

Кубань – жемчужина России.
Кубань – житница России.
Кубань – здравница России.

– Как вы понимаете значение этих названий?

Название команд: Житница, Жемчужина, Здравница. Жетоны –  изображение жемчужин, овощей и фруктов, лекарственных трав.

3. План-карта урока

1. «Формы поверхности Краснодарского края».

– Что называется Рельефом?
– Внимательно посмотрите на карту, назовите цвета, с помощью которых изображена суша?
– На какие две части река Кубань делит край?. (На северную – равнинную, южную – предгорную и горную)
– Как называется равнинная (северная) часть края? (Азово-Кубанская низменность)
– Как называется южная часть, к югу от реки Кубань?  (Закубанская равнина)
– Во что превратились кубанские степи, благодаря золотым рукам кубанских земледельцев?
– Какие горы протянулись через всю территорию Краснодарского края?
– Как называются самые высокие вершины этих гор?
–  Сколько лет Кавказским горам?
– Что происходит, когда гора вырастает буквально на глазах?
– Где в нашем крае можно встретить вулканы?

Если скалы и хребты
Гордо смотрят с высоты,
Речки быстрые бегут,
Камни там и тут
Ну, какие разговоры –
Знаешь ты, что это … (горы)

Посмотри, какая даль
Без конца и края,
Речка тихая журчит,
В камышах вздыхая.
Ширь полей, размах степей –
Знакомая картина.
Только нет тебя милей – Кубанская … (равнина).

Игра с мячом: «Города края»

2. Климат края

– Что называется климатом? (Повторяющаяся погода из года в год, средняя погода для какой-то местности).
– Что можно назвать ветром?
– Отчего зависит погода? (От влажности – количество воды в воздухе, ветра, солнечного тепла).
– Одинаков ли климат в крае?
– Какие  виды климата   нашего  края вы знаете? (Холодный, умеренный, субтропический).

Игра с мячом: «Улицы родного города»

3. «Водоёмы Краснодарского края».

Я и туча, и туман,
И ручей и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!..  (Вода)

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О берег бьётся
Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона…  (Море)

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море… (Река)

– Вспомните названия морей края.
–  Расскажите о Чёрном море.
– Расскажите об Азовском море.
– Как называется искусственное море края?
– Назовите главную реку Краснодарского края.
– Все реки Кубани делятся на две группы. Какие это группы?
– Чем отличается равнинная река от горной?
– Что такое плавни?
– Что такое лиманы?
– Какие искусственные водоёмы есть на территории Краснодарского края?   
– Что для охраны водоёмов могут сделать взрослые и дети?

Игра с мячом: «Реки края»

4. Подведение итогов КВН.

Презентация, стихи.

Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки  родная Земля.

На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди все вместе
Мы к ней относиться добрей.