Импульс. Закон сохранения импульса. 10-й класс

Разделы: Физика

Класс: 10


Цели урока: узнать о законе сохранения импульса и освоить алгоритм решения задач.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Задачи:

  • Образовательные:
    • формировать понятия “импульс тела”, “импульс силы”, умение применять их к анализу явления взаимодействия тел в простейших случаях;
    • добиться усвоения учащимися формулировки и вывода закона сохранения импульса.
  • Развивающие:
    • формировать ИКТ-компетентность, умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала по основам механики, навыки поисковой познавательной деятельности, способность к самоанализу.
  • Воспитательные:
    • формировать исторический взгляд на развитие физики как науки;
    • способствовать формированию межличностного общения в процессе работы;
    • вызвать желание постоянно пополнять свои знания;
  • поддерживать интерес к предмету.

Средства обучения:  компьютерный класс с  доступом в Интернет, с установленным ПО и ЦОР: «Открытая физика 1.1», ООО «Физикон», 1996-2001,  проектор, экран, презентация «Импульс тела. Закон сохранения импульса» (Приложение 1).

План учебного занятия: 

1. Организационный этап (1 мин.)
2. Актуализация знаний, мотивация и целеполагание (7 мин.)
3. Изучение нового материала (23 мин.)

– самостоятельная работа по формированию понятий импульса тела и импульса силы, замкнутой системы тел с помощью  технологической карты;
– раскрытие содержания закона сохранения импульса;
– фронтальная и индивидуальная работа по формированию алгоритма решения задач.

4. Закрепление и уточнение знаний (10 мин).
5. Рефлексия, информация о домашнем задании (4 мин).

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

 Подготовка учащихся к работе на уроке.

2. Актуализация знаний, мотивация и целеполагание

– Хочется начать урок с высказывания Аристотеля о движении (Приложение 1, слайд 1)

Всё движущееся необходимо приводится в движение чем-нибудь. Если оно в самом себе не имеет начало движения, то ясно, что оно приводится в движение другим.

Предлагаю вам посмотреть фрагменты знакомых с детства мультфильмов и подумать о правдоподобности событий, которые происходят в фильмах.

Демонстрация фрагментов мультфильмов «Мюнхгаузен» (Приложение 4), «Ну, погоди!» (Приложение 5), «Приключения капитана Врунгеля» (Приложение 6) (Приложение 1, слайды 2, 3, 4).

Обсуждение:

– Какая из представленных ситуаций, на ваш взгляд, может быть правдоподобной, а какая нет?
– Почему?
– В каждом из фрагментов мы рассматривали движение и пробовали установить их причину. В действительности как обстоит дело в каждом из этих случаев, попробуем выяснить сегодня на уроке.
Причины того или иного движения привлекали многих учёных. Среди них одним из ярких учёных 17 века Рене Декарт. Послушайте его размышление о движении (Приложение 1, слайд 5):

 «Я принимаю, что во Вселенной … есть известное количество движения, которое никогда не увеличивается, не уменьшается, таким образом, если одно тело приводит в движение другое, то теряет столько своего движения, сколько его сообщает».

– Как вы думаете, о какой физической величине и каком законе идет речь? (Импульс тела. Закон сохранения импульса.)
– Действительно  впервые понятие импульса было введено в физику французским ученым Рене Декартом (Приложение 1, слайд 6).Он назвал эту величину «количеством движения». Пред вами был закон сохранения импульса, сформулированный Декартом. Это и будет темой нашего урока.
– Мы сегодня работаем по технологической карте (Приложение 2), которая лежит перед вами, и всю необходимую информацию будем записывать в неё. 
– Записываем тему урока (Приложение 1, слайд 7): «Импульс. Закон сохранения импульса».
– Урок мы начали с решения физических задач, условие которых было представлено в виде мультфрагментов. Тему задач нам помог определить Декарт. Эти задачи на закон сохранения импульса. Осталось их только правильно научиться решать, чтобы выяснить, правы мы в своих предположениях или нет.
Обычно закон мы изучаем по плану, вот он представлен на слайде (Приложение 1, слайд 8):

1. Связь, между какими явлениями или величинами, характеризующими явление, выражает данный закон
2. Формулировка закона
3. Опыты, подтверждающие справедливость закона
4. Применение закона на практике

– Обратите внимание на последний пункт плана и ответьте на вопрос, для чего обычно мы применяем во время урока закон? (При решении задач).
– Помогите мне сформулировать цель нашего урока (Приложение 1, слайд 9). (Цель урока: научиться решать задачи на закон сохранения импульса.)
– Для успешного достижения цели нам необходимо выделить этапы работы.
– Как выдумаете, что необходимо знать для того, чтобы решить задачу по данной теме. (Понятия: Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. План решения задач.)
– Предложите этапы достижения цели. (Учащиеся предлагают возможные этапы)

Этапы достижения цели (Приложение 1, слайд 10):

1. Изучить понятия: Импульс тела. Импульс силы.
2. Изучить закон сохранения импульса
3. Составить алгоритм решения задач по теме «Закон сохранения импульса».
– Для преодоления первого этапа необходимы источники информации. Как вы думаете, какими источниками информации вы можете воспользоваться, чтобы изучить понятия «Импульс тела» и «Импульс силы». (Обсуждение)
– Предлагаю возможные источники информации (Приложение 1, слайд 11):

  • Ваши знания  курса физики 9 класса
  • Сосед по парте, который сдавал экзамен по физике
  • Учебник
  • Старая тетрадь по физике за 9 класс
  • Интернет

3. Изучение нового материала

– Для продуктивной работы  используйте  любой источник информации и карту, где есть опорные вопросы. (Даётся время на самостоятельную работу).
– Вопросы для организации самостоятельной работы представлены в технологической карте. После работы проводится фронтальная проверка.
– Выберите, какую систему тел называют замкнутой (информация в технологической карте):

  • Система тел, для которой равнодействующая внешних сил равна нулю;
  • Система тел, для которой равнодействующая внешних сил не равна нулю;
  • Система тел, в которой два или несколько тел взаимодействуют только между собой.

– Для преодоления второго этапа воспользуемся информацией с карты. Перед вами три формулировки закона сохранения импульса выберите, пожалуйста, наиболее удобную формулировку для решения задач (Приложение 1, слайд 12).

«количеством движения… никогда не увеличивается, не уменьшается, и, таким образом, если одно тело приводит в движение другое, то теряет столько же своего движения, сколько его сообщает» Если сумма внешних сил равна нулю, то импульс системы сохраняется Векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, не меняется с течением времени при любых движениях и взаимодействиях этих тел

– Мы переходим к следующему этапу составлению алгоритма решения задач, для этого воспользуемся несколькими способами нахождения информации:

Интернет
Физическая модель  «упругого удара шаров» на компьютере

Задание двум ученикам найти алгоритм в Интернете. Учащимся выдаётся индивидуальное задание №1 из приложения 2 и флешпамять для переноса найденной информации  на компьютер с проектором.; для наиболее сильных учеников, владеющих информацией по данной теме – индивидуальная работа с компьютерной моделью «Соударение упругих шаров» (Приложение 3).
Совместная работа с учащимися, по выводу алгоритма решения задач, используя модель «упругого удара шаров» в демонстрационном варианте. С помощью этой модели мы сможем рассмотреть упругий и неупругий удары двух тел, задать массы взаимодействующих тел и их скорости, а так же автоматически получить их импульс до и после взаимодействия.

Рисунок 1

– Перед вами таблица (см. технологическую карту) в неё мы будем заносить условие задачи, чтобы решить сразу несколько вариантов:
Обсуждаем, какие тела взаимодействуют, можно ли их назвать замкнутой системой тел, оформляем рисунки в технологической карте, определяем знак проекций импульсов тел до и после взаимодействия.

До взаимодействия тел:                                         После взаимодействия тел:

Рисунок 2

Заполняем таблицу с помощью модели и делаем выводы (в ходе решения формулируем и записываем этапы алгоритма решения задач на закон сохранения импульса).

Образец заполнения таблицы:

Вариант Вид соударения m1 кг m2 кг

До удара

После удара

До удара

После удара

v1 м/с v1 м/с P1, м/с P2 м/с P1 кг м/с P2 кг м/с P кг м/с P1' кг м/с P2' кг м/с P' кг м/с
1 Упругое 1 1 1 1 1 1 1 – 1 0 – 1 1 0
2 1 3 1 1 – 2 0 1 – 3 – 2 – 2 0 – 2
3 1 1 2 1 – 1 2 2 – 1 1 – 1 2 1
4 Неупругое 1 1 2 1 0,5 0,5 2 – 1 1 0,5 0,5 1

Обсуждаем алгоритм решения задач с другими группами учащихся:
Смотрим через проектор информацию найденную учащимися в Интернете;
Уточняем, что проекции в более сложных задачах необходимо определять на две Оси Ох и Оy (как у учащихся в индивидуальном задании).

Алгоритм (Приложение 1, слайд 13):

1.Определить какие тела входят в систему и замкнута ли она
2.Выполнить рисунки до и после взаимодействия, расставить на них направление импульса.
3.Записать закон сохранения импульса в векторной форме.
4.Найти проекцию закона на ось Ох.
5. Выразить необходимую величину.
6. Произвести числовой расчет.

4. Закрепление и уточнение знаний

Решаем задачи на закрепление изученной темы (Приложение 1, слайды 14, 15), если есть время ещё задачу в технологической карте.
В конце урока возвращаемся к решению задач из мультипликационных фрагментов (Приложение 1, слайды 16, 17), обсуждаем невыполнение закона сохранения импульса т. к. до взаимодействия импульс равен нулю, а после взаимодействия нет. В качестве ответа на задачу из мультфильма « Приключения капитана Врунгеля» можно привести фильм о реактивном движении (Приложение 1, слайд 18). И попросить найти дома примеры реактивного движения в природе и технике.

5. Рефлексия, информация о домашнем задании

Подводя итоги урока, предлагаем учащимся ответить на вопросы по рефлексии (Приложение 1, слайд 19 или технологическую карту).

6. Домашнее задание (Приложение 1, слайд 20): 

  • §42, Рассмотреть ПРЗ стр.117.
  • Упр. 8 (1, 2, 3),   по желанию подготовить сообщения о примерах  реактивного движения в природе и технике.

Литература:

  1. А. А. Харитонова История физики учебное пособие – Саранск 2003.
  2. Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н. Большая семерка (Б7) Информационно-Комуникационно-Технологическая компетентность. Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. – М.2007.
  3. А.Е. Марон, Е.А. Марон Дидактические материалы Физика 10 класс. – Москва «Дрофа» 2005.
  4.  Под редакцией профессора Б. И. Спасского. Хрестоматия по физике. – Москва “Просвящение”1987.