Имя прилагательное

Разделы: Начальная школа


Цель: формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде, числе, падеже).

Задачи:

  • Образовательная: создавать оптимальные условия для обобщения и систематизации знаний учащихся об имени прилагательном.
  • Развивающая: формировать умения рассуждать, активизировать мыслительную деятельность учащихся.
  • Воспитательные: учить работать в парах и группах, создавать условия для воспитания чувств: взаимовыручки, взаимоподдержки, дружбы; дать возможность детям ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник – С.В. Иванов, А.О. Евдокимова «Русский язык 3 класс» Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2005; печатные листы для групповой работы; слайдовая презентация (Приложение 1).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Прозвенел весёлый звонок,
Начинаем наш урок.
Нам надо многое понять,
Чтобы умными стать.

2. Релаксация

– Ребята, закройте глазки, представьте ясное солнечное утро, солнышко брызжет своими теплыми лучами на землю. Вдруг один из солнечных лучиков коснулся вас. Он пробежал по вашему животику – погладьте животики, потом коснулся ваших щёчек – погладьте щёчки. Потом переметнулся на ваши головки – погладьте себя по головке. И от этого вам стало тепло, спокойно и весело. Откройте глазки и улыбнитесь друг другу.

3. Словарная работа

Кроссворд (в парах)

1. Тропический фрукт, полезный при простудных заболеваниях (Лимон)
2. Документ, дающий право на проезд в любом виде транспорта (Билет)
3. Место обитания цапли (Болото)
4. Овощ, в переводе с итальянского языка означает «золотое яблоко» (Помидор)
5. Часть света, куда «падает» солнце (Запад)

– Какой частью речи являются  словарные слова? (Именем существительным)
– Докажите. (Обозначают предмет, отвечают на вопрос что?)

4. Работа по теме урока

Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

– К какой части речи можно отнести эти слова? (Имя прилагательное)
– Вот сегодня мы узнаем, что это за слова, на какие вопросы они отвечают и что обозначают. Для чего они нужны в речи. С какой частью речи они связаны.
– Что же такое имя прилагательное? (Часть  речи) (Приложение 1.Слайд)

– Из словарных слов образуйте имена прилагательные (лимонный, болотный, западный, билетная, помидорный – томатный)

Групповая работа:  даны существительные, подберите и запишите такие, прилагательные, при помощи которых можно угадать описываемый вами предмет

Лисица – … хитрая, ловкая, умная, хищная
Зима – … холодная, снежная, морозная, вьюжная

Волк – … крупный, сильный, серый, голодный
День – … морозный, счастливый, пасмурный, тяжелый

Озеро – … большое, глубокое, чистое, заросшее
Белка – … рыжая, шустрая, быстрая

Носорог – … большой, толстый, рогатый
Коньки – … фигурные, острые, роликовые

– Что вы делали, для того чтобы можно было угадать существительные? (Описывали, называли их признаки)
Что обозначает имя прилагательное? (Признак предмета) (Приложение 1.Слайд)
– Угадайте предмет по его признакам:

Небольшое, круглое, красное, сочное, сладкое – яблоко

– Какие признаки были названы? (По размеру, по форме, по цвету, по вкусу) Какой вопрос можно задать? (Какое?)

Высокий, прямоугольный, кирпичный, многоэтажный – дом На какой вопрос отвечают эти слова? (Какой?)

–  Какие признаки помогли угадать? (Размер, форма, материал изготовления)

Прозрачная, бывает в трех состояниях: жидкая, твердая, газообразная – вода. Вопрос – какая?

Заячьи, собачьи, лисьи, медвежьи, человеческие следы. (По принадлежности) Вопрос – чьи?

– Итак, имя прилагательное отвечает на вопросы: какой, какая, какое, какие, чей? (Приложение 1.Слайд)

–  Из вопросов представленных на слайде выберите и запишите те, с помощью которых можно определить имя прилагательное (Какой? Какая? Какое? Какие?) (Приложение 1.Слайд)

– С какой частью речи и как связано имя прилагательное? (Существительным) (Приложение 1.Слайд – согласование)

 5. Работа по учебнику с. 74. «Давай подумаем».

Сравните

Веселый день                                   верный друг (надежный)
Веселая песня                                   верная собака (преданная)
Веселое настроение                         верное решение   (правильное)

– Слова какой части речи изменяются по родам, а какой не изменяются?
– Прочитайте правило на с. 74

Слабый ветер                       быстрый шаг
Слабые ветры                       быстрые шаги          

– Слова какой части речи изменяются? Как? (По числам)

Чтение сказки

Скромные просители

От рождения у Прилагательных был очень покладистый характер. Они с удовольствием согласовались бы во всём с Существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа, падежа.
— А что, если нам попросить их у Существительных, ну хоть бы на время, — мечтали Прилагательные и решили, наконец, поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители. и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады своим новым друзьям. Так и живут с тех пор Прилагательные, чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат … род, число, падеж. (Приложение 1.Слайд – изменяются)

6. Самостоятельная работа – уровневые задания:

1 уровень – из данных имен прилагательных и существительных составьте и запишите словосочетания

По (низкий) (небо)
Тёмный (туча)
Крупный (капли)
На (тёплый) (земля)

2 уровень – определить род, число и падеж.
3 уровень – используя данные словосочетания, составьте и запишите предложения

Читают составленную таблицу

– Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
– О какой части речи эти слова? (Прилагательном)

7. Творческая работа

– Я предлагаю вам текст, который нуждается в украшении. Вставьте в предложения прилагательные и запишите полученный рассказ в тетрадь.

Сегодня (отличный, замечательный, чудесный) день.
Какое (ясное, голубое, лазурное) небо, какое (спокойное, синее, тихое) море!
Впереди (небольшой, одинокий, таинственный, незнакомый) остров.
На берегу (чистый, теплый, желтый) песок и (изумрудная, сочная, зеленая) трава.
Вдали (старинная, каменная, таинственная) крепость.
Мы садимся в шлюпку и плывем к (удивительному, незнакомому, чудесному) острову.

1-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные.
2-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи.
3-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; дописать,  2-3 своих предложения; в первом предложении выделить грамматическую основу.

8. Подведение итогов

– Наш урок подходит к концу. Предлагаю игру «Да – нет» (отвечайте хором)

1. Имя прилагательное – это часть речи?
2. Имя прилагательное отвечает на вопросы: кто? что?
3. Имя прилагательное обозначает предмет?
4. Имя прилагательное обозначает признак предмета?
5. Имя прилагательное изменяется по родам?
6. В предложении имя прилагательное бывает сказуемым?
7. Имя прилагательное изменяется по числам?
8. Вы устали?
9. Вам понравился урок?

– Спасибо за работу!

Приложение 2