Музыкально-литературная композиция "Они ушли из юности в бессмертие"

Разделы: Музыка


Выпускникам 1941 года посвящается…

Оформление: на сцене – надпись с названием мероприятия, плакат на военную тему, цветы; перед сценой – книжная выставка, стол, покрытый скатертью;  на столе: рушник, алюминиевая чашка, ложка, стакан, на котором лежит кусок хлеба, старая фронтовая фотография.

Участники: ведущий, чтецы, исполнители песен (воспитанники объединения “Авторская песня”)

Ход мероприятия

/Звучат записи военных песен, под звуки которых зрители занимают свои места/

Ведущий. Каждый год 9 Мая наша страна отмечает самый горький и самый радостный свой праздник – День Победы. Война постепенно уходит в прошлое, становясь частью истории. Но мы собираемся вновь и вновь, чтобы вспомнить тех, кто подарил нам мир.

Чтец.

Казалось было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.

Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

/С.Щипачёв “22июня 1941года”/

/При чтении последнего четверостишия тихо включается запись: голоса птиц, журчание ручья, шелест листьев и т.д. После последних строк стихотворения запись: разрывы бомб. Громко звучит песня “Священная война”. Автор слов: В.Лебедев-Кумач. Автор музыки:А.Александров.

Музыка делается тише/

Ведущий. Четыре страшных года! 1418 дней. 34 тысячи часов. И больше двадцати миллионов погибших. Если по каждому погибшему в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать 43 года! Страшные цифры. Но всё ли можно подсчитать? Как подсчитать, сколько девчонок осталось без женихов? Как подсчитать, сколько детей не родилось от не вернувшихся с той войны? Как подсчитать, сколько невыплаканных слёз осталось у наших матерей? А как подсчитать, сколько двадцатилетних не вернулось с полей сражений?

1 чтец. Им, ушедшим из детства на войну…

2 чтец. Им, ушедшим на войну от школьного порога…

3 чтец. Им, ушедшим из юности в бессмертие…

Вместе. …посвящается!

Ведущий. Для каждого поколения рано или поздно приходит тот час, когда оно должно взять равную со старшими меру ответственности. В мирное время это происходит постепенно. В войну это происходит сразу. За одну короткую июньскую ночь 1941 года повзрослело целое поколение мальчишек и девчонок. А ведь лет им было чуть больше, чем вам, сидящим в зале.

Чтец.

Наша разница в возрасте невелика,
Полдесятка не будет годов.
Но во мне ты недаром узрел старика –
Я с тобой согласиться готов.
И жестокость наивной твоей правоты
Я тебе не поставлю в вину,
Потому что действительно старше, чем ты,
На Отечественную войну.

/А. Межиров “Возраст”/

/Воспитанники объединения “Авторская песня” исполняют песню “Вспомните, ребята”. Сл. Д.Сухарева, муз. В. Берковского, см. приложение 1/

/В записи звучит припев и один куплет песни “Школьные годы”. Сл. Е.Долматовского. Музыка:Д.Кабалевского.

Школьные годы чудесные,
С дружбою, с книгою, с песнею,
Как они быстро летят!

(Музыка делается тише)

Их не воротишь назад.
Разве они пролетят без следа?
Нет, не забудет никто никогда
Школьные годы.

Ведущий (на фоне музыки). В тёплую летнюю ночь 1941 года отзвучали прощальные школьные вальсы. Лишь вчера выпускникам школ вручили аттестаты, вручили как путёвки во взрослую жизнь. В эту летнюю ночь кто-то первый раз объяснялся в любви, кто-то слушал первое признание; кто-то прощался со школьными друзьями; кто-то говорил последние тёплые слова своим учителям. У вчерашних выпускников были мечты и планы. Война перечеркнула сразу всё…

Чтец.

Была короткой ночь в июне,
И самым длинным был тот день,
Когда под утро мир подлунный
Накрыла вражеская тень.
И горстка воинов сражалась
У пограничной высоты,
А на фашистских самолётах
Чернели мрачные кресты.
Пришли тогда мы из запаса,
Не опалённые войной.
Мальчишки из десятых классов,
Мы стали силою стальной.

/Ю.Песоцкий/

Ведущий. Эта песня посвящается вашим ровесникам, погибшим в первые дни войны.

/Ребята исполняют песню В.Ланцберга “Я оставлю тебе”, см. приложение 1/

Ведущий. Как они стремились на фронт! Приписывали себе лишние годы, лишь бы попасть на войну вместе с отцами и старшими братьями. Как радовались, когда получали повестки из военкомата! Рвались в бой и нарывались на вражеские пули.

Чтец.

Зима состояла из мелочей:
снега,
морозы,
и ветры лают.
Одиннадцать дней и десять ночей,
ровно пятнадцать тысяч минут,
порою сутками напролёт
молнией полосовал по врагу
русский станковый пулемёт
под Миллерово на снегу.
Так он насмерть боролся тут.
Так он работал в порядке вещей
ровно пятнадцать тысяч минут,
одиннадцать дней
и десять ночей,
под вьюгой.
И каждые полчаса
человек подвигал
пулемёт вперёд
на один
мучительный
оборот
пулемётного
колеса.
Был он совсем молодой лицом,
но как-то по-взрослому молодой;
За пулемёт он прилёг юнцом,
поднялся мужчиною с бородой.

/А.Недогонов. “Пулемётчик”/

/В исполнении учащихся звучит песня Б.Окуджавы “Нам нужна одна победа” из к/ф “Белорусский вокзал”, см. приложение 1/

Ведущий. Победа нужна была всем. И отстаивали её все. Опустели российские города, посёлки, деревни. Мужчины ушли на фронт. Остались женщины: матери, жёны, сёстры, подруги. Остались, чтобы работать в тылу и дожидаться своих мужчин. Женщины свято верили, что справедливость восторжествует, и ушедшие на войну мужчины вернуться с победой. Они не могли не вернуться. Ведь их любили и ждали так, как умеют любить и ждать только русские женщины.

Чтец.

Так ждать, чтоб даже память вымерла,
Чтоб стал непроходимым день,
Чтоб умирать при милом имени
И догонять чужую тень,
Чтоб не довериться и зеркалу,
Чтоб от подушки утаить,
Чтоб свет своей любви и верности
Зарыть, запрятать, затемнить,
Чтоб пальцы невзначай не хрустнули,
Чтоб вздох и тот зажать в руке,
Так ждать, чтоб, мёртвый, он почувствовал
Горячий ветер на щеке.

/И.Эренбург “Так ждать…”/

/Воспитанники поют песню В. Высоцкого “Так случилось – мужчины ушли…”,см. приложение 1/

Ведущий. Велико горе людей, потерявших на войне родных и близких. И никакими словами не выразить боль и отчаяние матерей, отдавших войне своих детей. Погибшие дети… Какое материнское сердце сможет спокойно биться, зная, что твоя кровинка, твоя радость и надежда там, на фронте, испытывая нужду и лишения, бросается под вражеские пули. Но каждое материнское сердце ждёт и надеется…

Чтец.

Она поседела в разлуке
За годы великой войны.
Её терпеливые руки
Огнём и трудом крещены.
В те годы пришлось ей не сладко:
Ушла вся семья воевать,
А дома она –
И солдатка
И наша солдатская мать.
Но беды она выносила,
Не хмуря высоких бровей.
Пахала она и косила
За мужа,
За старшего сына,
За младших своих сыновей.
И верил я снова и снова,
Что в каждом конверте найду
Её материнское слово,
Её сокровенное:
“Жду!”

/Н.Старшинов. “Солдатская мать”/

/В исполнении воспитанников звучит песня “Последний бой” из к/ф “Освобождение”. Автора М. Ножкина, см. приложение 1 /

Ведущий. Чем изнурительнее, чем бесчеловечнее была война, сеющая горе и смерть, тем сильнее хотелось жить. Каждый надеялся дожить до победы и вернуться домой. Вернуться к родным и любимым, вернуться к тем, чья вера, чья любовь и преданности помогали справиться с тяготами фронтовой жизни. Вот только вернулись не все…

Чтец.

За двадцать лет успеешь разве много?
Но я успел жениться до войны.
Война нас увела от отчего порога,
И мне теперь в окопе снятся сны.
Протягиваю руку к колыбели…
А прикасаюсь к дулу автомата.
За что же эта подлая война
Нас от семьи оторвала, ребята?
Я не увижу, как растёт мой сын.
Я не услышу, как он скажет “папа”.
За что же меня подлая война
Лишила счастья этого, ребята?

/Л.Кривцова/

/Звучит песня “Тёмная ночь” из к/ф “Два бойца”. Сл. В.Агатова. музыка Н. Богословского, см. приложение 1 /

Ведущий. Ценой своей жизни защищали отцы жизнь своих сыновей, всех детей России.

…Сколько поколений молодых жаловались на то, что не успели во время родиться, что опоздали к великим историческим событиям. Эти – успели. Успели столько повидать за четыре года, что другим не увидеть и за долгую жизнь. Успели повоевать, но не успели пожить…

Чтец.

Вновь прошлого кинолента
Раскручена предо мной –
Всего только три процента
Мальчишек пришли домой…
Да, раны врачует время,
Любой затухает взрыв.
Но всё-таки как же с теми –
Невестами сороковых!

/Ю.Друнина/

/Ребята поют песню Б.Окуджавы “До свидания, мальчики”, см. приложение 1/

Ведущий. Не женское это дело – война, мужское. Но та беспощадная война перевернула все представления о жизни. Девчонки наравне с парнями рвались на фронт. Санитарки, медсёстры, связистки – ни кого война не оставила без дела. И умирали девчонки тоже наравне с парнями. Они, предназначенные природой быть продолжательницами жизни, уходили в небытие так и не познав ни радости первой любви, ни застенчивости первого поцелуя, ни счастья материнства…

Чтец.

Машенька, связистка, умирала
На руках беспомощных моих.
А в окопе пахло снегом талым.
И налёт артиллерийский стих.

Девочка в шинели уходила
От войны, от жизни, от меня.
Снова рыть в безмолвии могилу,
Комьями замёрзшими звеня…

 

…О, погон измятые полоски
На худых девчоночьих плечах!
И лицо – родное, восковое,
Под чалмой намокшего бинта!..

Только мы – однополчане павших,
Их, безмолвных, воскресить вольны.
Я не дам тебе исчезнуть, Маша, –
Песней возвратишься ты с войны!

/Ю.Друнина/

/В исполнении учащихся звучит песня В.Егорова “Облака”, см. приложение 1/

Посвящается выпускникам школ 1941 года.

Ведущий. Бесконечен список воевавших за нашу безоблачную жизнь, но мы должны помнить всех известных и неизвестных героев войны. Каждый, кто прошёл через горнило той войны имеет право называться героем. Их имена в нашей памяти – навечно!

Чтец.

Перебирая наши даты,
Я обращаюсь к тем ребятам,
Что в сорок первом шли в солдаты
И в гуманисты в сорок пятом.
Я вспоминаю Павла, Мишу,
Илью, Бориса, Николая.
Я сам от них теперь завишу,
Того порою не желая.
Они шумели буйным лесом,
В них были вера и доверье.
А их повыбило железом,
И леса нет – одни деревья.
И вроде день у нас погожий,
И вроде ветер тянет к лету…
Аукаемся мы с Серёжей,
Но леса нет и эха нету.
А я всё слышу, слышу, слышу,
Их голоса припоминая…
Я говорю про Павла, Мишу,
Илью, Бориса, Николая.

/Д.Самойлов “Перебирая наши даты”/

/Воспитанники объединения поют песню “Ванюша из Тюмени”. Сл. Ю.Визбора, муз. Б.Окуджавы, см. приложение 1/

/В записи звучат слова песни “Бухенвальдский набат”

Люди мира, на минуту встаньте!
Слышите, слышите,
Гудит со всех сторон…

Звучат удары метронома/

Ведущий.

Вновь скупая слеза сторожит тишину.
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда не вернулось назад!
Не дожив, не допев, под гранитом лежат.
Глядя в Вечный огонь – тихой скорби сиянье,
Ты послушай святую минуту молчанья.

/Минута молчанья. Запись:

…Звон плывет, плывёт
Над всей землёю.
И звучит взволнованно эфир:
Люди мира!
Будьте зорче втрое!
Берегите мир! Берегите мир!
Берегите! Берегите! Берегите мир!

Чтец.

На фотографии в газете
нечётко изображены
бойцы, ещё почти что дети,
герои мировой войны.
Они снимались перед боем –
в обнимку, четверо у рва.
И было небо голубое,
была зелёная трава.

Никто не знает их фамилий,
о них ни песен нет, ни книг.
Здесь чей-то сын, и чей-то милый,
и чей-то первый ученик.
Они легли на поле боя, –
жить начинавшие едва.
И было небо голубое,
была зелёная трава.

Забыть тот горький год неблизкий
мы никогда бы не смогли.
По всей России обелиски,
как души рвутся из земли.
…Они прикрыли жизнь собою, -
жизнь начинавшие едва,
чтоб было небо голубое.
была зелёная трава.

/Р.Казакова “На фотографии в газете…”/

/При словах “Забыть тот горький год…” тихо включается запись: мирные звуки природы/.

1 чтец. Им, ушедшим из детства на войну…

2 чтец. Им, ушедшим на войну от школьного порога…

3 чтец. Им, ушедшим из юности в бессмертие…

Ведущий. …наша вечная благодарность и вечная память!

/Включается запись песни “День победы”. Сл. Ю.Харитонова, муз. Д. Тухманова. Все расходятся/.

Приложение 2