Итоговое занятие по математике в подготовительной группе

Разделы: Математика


Математика занимает очень большое место в системе образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.
В предлагаемом занятии представлены игры и упражнения, важные математические понятия, насыщенные логическим и математическим содержанием, задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у детей простейших логических мышлений и математических представлений.
Рекомендуемое занятие направлено на то, чтобы при обучении детей «поиграть» с ними в математику. Пусть дети незаметно для себя, в процессе игры, считают, вычитают, складывают, решают разного рода логические задачи. Роль взрослого в этом процессе – поддерживать интерес детей.
Данное занятие позволяет обобщить и закрепить умение детей по всему пройденному материалу: умение считать, сравнивать числа, увеличивать (уменьшать) числа, решать примеры, задачи, логические задачи, повторить основные свойства геометрических фигур.
В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Этому способствуют такие игры, как: «Отвечай – не зевай», «Сравни числа», «Минутка для шутки», «Геометрические фигуры».
В ходе решения задач, задач на смекалку, дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результатах, проявляя при этом творчество.
Материал для занятий заимствован с незначительными изменениями из отечественных и зарубежных изданий.

Цели: обобщить знания и закрепить умения детей по пройденному материалу: решать примеры, составлять задачи, умение сравнивать числа, называть последующее и предыдущее число, находить затерянную цифру; уточнить представления детей о геометрических понятиях (точка, линии: прямой, кривой, замкнутой, вертикальной, горизонтальной, наклонной; ломанной; отрезок, луч, точка пересечения, углы: прямой, острый, развернутый).

Предварительная работа: занятия по математике, конструированию, индивидуальная работа, наблюдения за строительством дома на прогулке  дидактические игры: «Цветная геометрия», «Фигуры и счет», «Числовые домики».

Материал: карточки с примерами, кроссворд, карточки с цифрами, геометрические фигуры (объемные и плоскостные), карточки «Геометрия». Задачи – шутки, план группы, шкатулка с сюрпризами, игра «Отвечай – не зевай».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Сегодня у нас пройдет необычное занятие. Это занятие для самых веселых, самых сообразительных, самых находчивых. Чтобы удачно справиться со всеми заданиями мы отправимся  в путешествие. Вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся в путешествие по математическим  станциям  на поезде из «Рябинки». Садитесь поудобнее, и – вперед! Дети имитируют (руками) движение поезда,  припевая слова из песни «Мы едем, едем, едем в далекие края». Педагог заранее пишет названия остановок. Педагог или ребенок берет в руки «микрофон» и объявляет остановки.

Остановка «Отвечай – не зевай»

  1. Назови последующее и предыдущее число названному числу. Педагог на карточках показывает детям числа: 9, 4, 3, 11,  17, 19…
  2. Уменьшить или увеличить число на 2, на 1.
  3. Цифрам так нравится на остановке, что некоторые пошли гулять и заблудились. Помогите им вернуться обратно.

5, 6, 7 … 9;      6, 7, 8 … 10;              8, 7, 6,  … 4;              5, 4, 3, … 1

– Молодцы! Хорошо справились с заданием!

Остановка «Реши примеры»

2 + 6 =                                    14 + 2 =                      5 + 5 =
5 + 4 =                                    6 + 4 =                        10 – 5 =
12 – 10 =                                17 – 7 =                      8 – 2 =
20 – 5 =                                  19 + 1 =                      10 – 10 =

Остановка «Сравни числа»

Дети давайте вспомним, какие бывают знаки ( < ;   > ;    = ) и расставим их правильно.

2 … 8               7 … 2           5 … 5         6 …14        4 … 6
6 … 2               8 … 2           20 …12      15 …12     15 … 12
9 … 5               12 … 8         7 … 12       3 …18       10 … 20

Остановка «Минутка для шутки»

Здесь живут хитрые задачки:

  1. Два мальчика играли в шашки 4 часа. Сколько времени играл каждый?
  2. Катится по столу колесо разноцветное: один угол у него – красный, другой – зеленый, третий – желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет мы увидим?
  3. У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
  4. Что едят крокодилы на Северном полюсе?
  5. От папы пришла телеграмма: «Встречайте, еду автобусом в 5». В каком вагоне летел папа?
  6. Четыре яйца варятся 4 минуты. Сколько минут варится одно яйцо?
  7. По двору гуляли петух и курица. У петуха две ноги, а у курицы – четыре. Сколько ног вместе?
  8. Сколько цыплят вывел петух, если он снес пять яиц?
  9. Как петух кукарекает? А в Англии?
  10. Разделить 5 яблок между пятью детьми так, чтобы каждый мог, получить по яблоку и одно осталось в корзине?

Остановка «Геометрия»

Воспитатель: Дети, а что такое геометрия?

Дети: геометрия – это страна, где живут геометрические фигуры, отрезок, луч, линии, углы, точка пересечения, отрезок.

Детям показываются карточки с изображениями:

1. Точка, прямая линия, кривая линия, луч.
2. Горизонтальная, вертикальная, наклонная линии, замкнутый круг.
3. Точка пересечения, отрезок, ломаная линия.
4. Прямой угол, острый, развернутый.
5. Кривые и ломанные линии могут образовать замкнутый круг.

Дети должны рассказать о каждой фигуре и сравнить с остальными фигурами в чем разница и в чем сходство.

Остановка «Задача»

– Давайте с помощью кроссворда вспомним, из каких частей состоит задача.

1. Как называется та часть задачи, в котором о чем-то спрашивается, есть неизвестное?  (Вопрос)
2. Как называется та часть задачи, в которой о чем-то или о ком-то рассказывается?  (Условие)
3. Как называется та часть задачи, в которой мы получаем неизвестное число, отвечаем на вопрос? (Ответ)
4. Как называется та часть задачи, в которой мы ищем неизвестное?  (Решение)
5. Как одним словом назвать то, что объединяет в себе условие, решение, вопрос, ответ?  (Задача)

Остановка «Самостоятельная»

Нужно самостоятельно составить задачу, чтобы вопрос звучал так: «Сколько стало?». Каким действием будем решать задачу?  (Сложением).
Нужно самостоятельно составить задачу, чтобы вопрос звучал так: «Сколько осталось?». Каким действием решим эту задачу? (Вычитанием).

Остановка «Геометрические фигуры»

На столе лежат геометрические фигуры: (объемные и плоскостные). Уточнить с детьми, какие фигуры объемные, и какие плоскостные. Чем они отличаются? Каждый ребенок берет по фигуре и описывает его.
В конце занятия детям предлагается план группы. По плану группы дети должны найти, где спрятан сюрприз.

Итог