Цель: Выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил поведения в лесу.
Программное содержание:
- Формировать системные представления о безопасном поведении в природе.
- Развивать понимание взаимосвязей между факторами живой и не живой природы.
- Воспитывать природоохранное поведение.
- Развивать представления о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению.
Оборудование: Искусственные елки, голубая ткань для реки, два больших мяча “хопа”, две скамейки, две дуги, два ведерка, знаки : один – разрешающий, другой – запрещающий, шесть кочек (модули для перепрыгивания), шесть колец, шесть деревьев (вырезанных из фанеры),две лопаты, вырезанные из картона капельки и огоньки по числу детей, музыкальный центр.
Дидактический материал: Картинки с изображением большой ели и березы, мха, папоротника. Карточки модели: много – света, тепла, воды; мало – света, тепла, воды. Набор нарисованных съедобных и не съедобных грибов. Карточки с изображением разрешающих и запрещающих правил поведения в лесу.
Предварительная работа:
- Чтение литературы. Ю.Дмитриев “О природе для больших и маленьких”. Энциклопедия “Все обо всем”.
- Д/и “Основы безопасности на природе”. под ред. Писаренко Н.В. Д/и “Составь модель взаимосвязи”.
- Рассматривание дидактического материала по экологии . автор Вохринцева ; “Внимание! Опасно!” Шестернина Н. Л.
- Беседа: “Грибная пора”.
- Дискуссия “Взаимосвязь факторов не живой природы и растений”.
Ход занятия
Музыкальный зал оформлен под лес.
Под музыку звуков леса, лесничий обходит свои владения. Вдруг в лесу встречает группу ребят, которые отправились на лесную прогулку.
Лесничий: – Здравствуйте, ребята! Вы любите ходить в лес?
Дети: – Очень любим.
Лесничий: А как вы думаете, лес нужно беречь или нет? Ответы детей.
Лесничий: – Почему? Ответы детей.
Лесничий: А вы хотите сами стать моими помощниками и вступить в организацию
“Зеленые береты”? Ответы детей.
Лесничий: Для того чтобы вступить в “Зеленые береты” нужно пройти
подготовку. В помощники я возьму самую лучшую команду. А для начала я с вами
проведу разминку.
Разминка “Лес”.
Дети стоят в кругу.
Теплый ветер гладит лица, (легкие поглаживания лица руками).
Лес шумит густой листвой, (круговые движения кистями в правую, левую
стороны).
Дуб нам хочет поклониться, (наклоны туловища в правую, левую стороны).
Клен кивает головой, (наклоны головы вперед, назад).
А кудрявая береза Здесь встречает всех ребят, (приседания с хлопком над
головой).
Здравствуй, здравствуй, лес зеленый, Мы пришли тебя спасать,(ходьба с высоким
подниманием колена).
А теперь ребята разбейтесь на две команды и займите свои места. Команды занимают свои места, приветствуют друг друга, называют названия команд.
Лесничий: А вот вам и первое задание.
Игра “Расти растеньице”.
Дети, при помощи карточек выкладывают взаимосвязь растений и факторов окружающей среды: (большая ель – много света, много тепла, много влаги. Мох – много влаги, мало света, мало тепла. И так далее по усмотрению воспитателя). Затем команды проверяют правильность выполнения задания друг у друга. За правильно выполненное задание команда получает очко.
Из-за кулис в микрофон слышится шепот Лихо Одноглазого.
Лихо: Идите , идите в лес, в глухомань по одному, по одному. Лесничий: Ребята вы слышите, кто-то хочет над нами пошутить и нас в лес по одному заманить. Вы пойдете? (Ответы детей.) Почему? (Ответы детей.)
Лихо появляется из-за кулис:
– Что, лесничий, готовишь себе помощников, устал один со мной бороться? А я их сейчас напугаю, и у них сразу пропадет желание тебе помогать. Я им сейчас покажу, что такое лес, буреломы. Не такие знатоки в лесу пропадали.
Лесничий: Не испугаемся мы твоих проделок, мы и с ними справимся.
Эстафета “Правила поведения в лесу”.
Команды получают знаки. Одна – разрешающий, другая – запрещающий. Участники команд по очереди прыгают на большом мяче до противоположной стороны зала, выбирают карточку с правилами поведения в лесу соответственно своему знаку и возвращаются назад. Каждый участник команды обосновывает выбор своей карточки. За все правильно выбранные карточки команда получает очко.
Лихо: Вот я вам сейчас жаркого из мухоморчиков приготовлю, угощу вас
изысканным блюдом.
Дети: Мухоморы не съедобные грибы.
Лихо: Много вы знаете ,съедобные, не съедобные. Я вот столько лет в лесу
живу, а так и не научился ложных опят , от съедобных отличать. Лесничий:
Мы тебя с ребятами сейчас научим.
Эстафета “За грибами”.
Участники команд поочередно преодолевают мост (подтягиваются лежа на животе двумя руками по скамейке). Подлезают под дугу (оформленную как нагнувшееся дерево), срывают съедобный гриб, возвращаются в команду гриб кладут в лукошко. За все правильно собранные грибы команда получает очко.
Лихо: Храбрецы! А я , я вот вам еще одну шуточку покажу. (Дергает за
леску, сверху из коробочек на поляну рассыпаются огоньки из цветной бумаги.)
Лесничий: Ну, что ребята, напугались? Поможете погасить пламя?
Эстафета “Пожарники”.
Участник команды берет в руки ведро, перепрыгивает через кочки, добегает до реки, “черпает воду” (берет капельку из картона) “выливает” на огонек, (закрывает капелькой) возвращается в команду, передает ведро. Чья команда быстрее справится с огнем – получает очко.
Лесничий: Что Лихо нового придумаешь на этот раз?
Лихо: Я устал вас запугивать. Вижу вы подготовленные ребята мне с вами не
справиться.
Лесничий: Конечно, не справиться. Только посмотри, к чему твои шутки
привили. Сколько леса сгубил пожаром. Ребята расскажите Лихо о последствиях
пожара в лесу.
Дети: рассказывают о том ,к чему приводят лесные пожары.
Лесничий: Теперь восстанавливать придется.
Дети: А мы вам поможем.
Лесничий: Очень хорошо. А вы знаете, где берут деревья для посадки в лесу?
Дети: Выращивают питомнике.
Лесничий: Тогда отправляемся в питомник и дружно за работу.
Эстафета “Посади деревце”.
1. Первый участник команды бежит до противоположной стороны зала. “Копает
лунку” – кладет кольцо.
2. Второй участник берет ведро, бежит к реке. “Набирает воду” (берет капельку из
бумаги), “выливает в лунку”.
3. Третий участник берет деревце, бежит до лунки, ставит в лунку (в кольцо).
4. Четвертый участник берет лопату, “подцепляет земли” (комок мятой цветной
бумаги), несет до лунки, присыпает деревце. Чья команда посадит деревья быстрее,
получает очко.
Лесничий: Молодцы! Я очень вами доволен. Вы будите хорошими помощниками
лесу. Я вас всех принимаю в организацию “Зеленые береты”. Вручаю вам медальоны.
Лихо: Я понял ,что натворил и теперь тоже хочу вам помогать.
Лесничий: Тогда дарю тебе сотовый телефон. Когда случится беда в лесу, ты
нам позвони, и мы поспешим на помощь.
Лихо: Вот это штучка! Ну, только я ей пользоваться не умею.
Лесничий: Мы тебя с ребятами научим. (Дети учат Лихо пользоваться
телефоном.)
Лихо: Вот спасибо вам!
Лесничий: Команды и Лихо на круг почета становись!
Дети под музыку совершают круг почета и выходят из зала.