Путешествие в страну русской сказки "Три медведя"

Разделы: Школьная психологическая служба


С проблемой пространства человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. В настоящее время количество детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата значительно выросло. Дети с ДЦП нуждаются в оказании специально организованной помощи.

Развитие пространственных представлений играет большую роль в процессе социальной адаптации ребёнка, а также создаёт основу для успешного овладения учебной деятельностью.

С воспитанниками школы педагогом-психологом ведётся коррекционный курс по формированию и развитию пространственных представлений у детей с ДЦП.

Цель: развитие пространственной ориентации.

Задачи:

  1. Умение ориентироваться в правой и левой стороне собственного тела.
  2. Закреплять умение определять стороны на самом себе (правая, левая нога, рука, плечи и т. д.).
  3. Умение сравнивать изображения предметов по форме, размеру.
  4. Развивать зрительную память.
  5. Воспитывать положительные эмоции и чувства.
  6. Развитие мелкой моторики.
  7. Улавливать и удерживать инструкцию.

Оборудование:

  • цветная бумага (зеленый, коричневый), клей ПВА, ножницы;
  • заранее изготовлены шаблоны елочек;
  • полоски из коричневого цвета различной толщины;
  • картинки с птицами, две корзины, мячи разного цвета.

Ход занятия

Разминка «Шалтай-Болтай».

Цель: снятие напряжения.

Педагог: Здравствуйте, дети! Я рада Вас видеть! Какие Вы сегодня подвижные. Покажите-ка мне, как Вы вертелись и шумели. (Дети вертятся и шумят.) Да Вы просто Шалтаи-Болтаи! Покажем ещё раз: покажем их ещё раз: болтаем руками, ногами, вертим головой.

Шалтай-Болтай
Сидел на стене,
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.

Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются как у тряпичной куклы.

Психолог демонстрирует плакат с изображением трех прямоугольников коричневого цвета.

- Скажите, как называются эти геометрические фигуры? (Прямоугольники.)

- Сколько нарисовано прямоугольников? (Три.)

- Чем отличаются эти прямоугольники? (Разного размера.)

- А чем они похожи? (Они одного цвета «коричневые».)

- Давайте вспомним русскую народную сказку. В ней говорится о девочке, которая забрела в лес и попала в избушку, где жили три... – Медведя.

- Кто из медведей был самым большим? (Михаил Потапович.)

- Посмотрите на большой . Это Михайло Потапович.

- А Настасья Петровна? Она средний .

- Как зовут медвежонка? – Мишутка.

- Для Вас ребята семья медведей приготовила различные игры, и мы с Вами будем играть.

- Первым начинает играть с вами Михайло Потапович.

Игра «Загадка».

Цель: умение ориентироваться в собственной схеме.

Задачи:

  1. Умение ориентироваться в правой и левой стороне собственного тела.
  2. Закреплять умение определять стороны на самом себе (правая, левая нога, рука, плечи…).

Вот гора, а у горы
Две глубокие норы
В этих норам воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос.)

И не сеют, не сажают,
Они сами вырастают. (Волосы.)

Есть у каждого лица
Два красивых озерца
Между ними есть гора
Назови их детвора. (Глаза, нос.)

Если ты удивишься,
Они поднимутся
Если ты рассердишься,
Они сдвинуться. (Брови.)

Возводят дома, засевают поля
И косят, и держат штурвал корабля
Из струн высекают чудесные звуки,
И хлеб выпекают умелые... (Руки.)

Мы на ним стоим и пляшем.
Ну, а если им прикажем,
Нас они бегом несут,
Подскажи как их зовут? (Ноги.)

Пять братьев -
Годами равные
Ростом разные. (Пальцы.)

- Молодцы! Медведица, Настасья Петровна не смогла к вам прийти, но она прислала письмо и я его вам сейчас прочту.

Игра «Птицы прилетели».

Цель: формирование навыков определения удаленности изображений предметов

Задачи:

  1. Умение различать удаленность предметов.
  2. Развивать внимание, сосредоточенность.

Ход игры. Педагог размещает на доске изображение проводов различной толщины, раздается детям вырезанных из бумаги разных птиц и дает задание:

  • посади птицу на самый дальний провод;
  • посади птицу на самый близкий провод;
  • посади птицу на самый толстый провод;
  • посади птицу на самый тонкий провод;
  • посади птицу между синицей и вороной;
  • посади птицу перед синицей.

Гимнастическое упражнение «Мы топаем ногами»

Цель: формировать у детей пространственные понятия «верх» и «низ».

Ход упражнения. Предварительно педагог вместе с детьми определяет эти пространственные направления. Затем педагог-психолог читает стихотворные строчки, а дети выполняют названные движения:

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем вверх,
Мы руки опускаем вниз.
Мы руки подаем.
И вертимся кругом,
И вертимся кругом.

Упражнение «Елочка».

Цель: учить сравнивать изображения предметов по длине и ширине.

Задачи:

  1. Развитие мелкой моторики.
  2. Координация движений.

Содержание. Психолог раздает детям вырезанные из бумаги треугольники зеленого цвета различной длины и ширины, а на доске размещается макет елки из аналогичных треугольников (см. рисунок). Учащимся нужно собрать из имеющихся у них треугольников такую же елку.

Рисунок

- А Мишутка придумал для вас самую подвижную игру.

Игра «Разложи мячи».

Цель: закреплять умения находить правую и левую руку у самого себя.

Задачи:

  1. Умение закреплять правую и левую сторону.
  2. Улавливать и удерживать инструкцию.
  3. Развивать внимание и память.

Ход игры. В центре зала ставятся две корзины, рядом лежат мячи красного и зеленого цвета. Ребенок должен добраться до корзин и разложить мячи следующим образом: красные мячи правой рукой в левую корзину, зеленые левой рукой – в правую.

Кроме этого, с детьми проводятся игры, направленные на дифференциацию понятий «справа-слева» и умение правильно называть данные пространственные направления. Перед проведением игр проводится обучение. Привлекая внимание детей, педагог поднимает правую руку, а затем указательным пальцем показывает положение справа и при этом говорит: «Правое – справа». Затем называет предметы, расположенные справа. То же самое он делает левой рукой. Потом упражнение повторяют дети.

Итог занятия:

  • Чем мы сегодня занимались?
  • Что вам было интересно?
  • Что вам запомнилось больше всего?
  • Что было не интересно? и т.д.