Внеклассное мероприятие "Путешествие по стране Геометрия". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели:

  • развивать познавательный интерес учащихся;
  • формировать их интеллектуальные качества;
  • создать условия, обеспечивающие творческую деятельность;
  • развивать воображение, самостоятельность, эрудицию.

Оформление и оборудование:

  • парты стоят по кругу вдоль стен;
  • весят разноцветные шары;
  • на доске карта страны Геометрия, штат Кругляндия;
  • репродукции архитектуры;
  • предметы круглой формы;
  • апельсины, рулон бумаги;
  • игра "Колумбово яйцо";
  • ножницы, карандаши цветные;
  • обруч;
  • портрет Архимеда;
  • магнитофон, кассета.

Сценарий:

1. Вступительное слово учителя.

2. Сценка "Круг. Окружность. Циркуль"

3. Гимн Геометрии.

4. Остров кругов.

5. Стих "Окружности".

6. Граница круга - окружность.

7. Викторина "из истории :" (циркуль).

8. Биография Архимеда.

9. Тест "Тип личности"

10. Про число пи. Стих.(разучивание)

11. Лист Мёбиуса. (практика - опыты)

12. Шаросфера "Апельсин"

13. Гимн Геометрии.

Звучит тихая таинственная музыка.

Вступительное слово учителя:

Я приглашаю вас отправиться в путешествие по стране Геометрия. И так, сядьте удобнее, пристегните ремни, закройте глаза. Вы на летающей тарелке, прилетели в штат Кругляндия.

Откройте глаза, вас встречают экскурсоводы из 8 класса. Они настоящие гиды - много знают, умеют решать задачи, выполнять чертежи, логически мыслят и правильно выбирают решения.

Сценка

Круг:

Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
на тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?

Окружность:

У круга есть одна подруга,
Знакома всем ее наружность.
Она идет по краю круга
И называется - окружность.

Циркуль:

Сговорились две ноги
Делать дуги и круги.
Встретилась Окружность с Кругом,
Спорить стали вот о чём:
Кто главнее всех в округе,
Кто сначала, кто потом?
Круг сказал, что он главнее:
-Я большой и, посмотри,-
Весь заполнен в середине,
Есть по краю и внутри."
Тут воскликнула Окружность:
"Жить не сможешь без меня!
Я ведь линия сплошная
И граница я твоя."
Долго спорили фигуры
Кто из них кого главней,
И соседей опросили
И знакомых, и друзей.
Наконец для вас решили
Праздник этот провести!

Все вместе

Мы с геометрией на "ты":
Умеем складывать плоты,
Умеем площадь измерять
И симметричность проверять.
Про круг умеем песни петь:
Нам очень нравится уметь!

Гимн Геометрии поют все

Не крутите пестрый глобус, не найдете вы на нём.
Той страны, страны чудесной, о которой мы поём.
В той стране живут фигуры: кольца, дуги и круги,
И окружности, овалы, и конечно, же круги!
Пусть в эту страну
Не идут, не идут поезда.
Страна Геометрия
Рядом с нами в школе всегда!
А теперь назовите предметы, которые похожи на меня, круг.

Молодцы! Не путаете меня с окружностью!

Мы на острове кругов.

Задам я вам задачу. Как вы помните, наверное, в сказке про Буратино у него было 7 золотых монет, так вот одна из них, допустим, была фальшивая. Как определить какая именно? Сколько взвешиваний необходимо сделать?

Познакомимся с происхождением некоторых терминов и понятий ( рассказывает круг, показывает окружность на модели).

1. Циркуль - от лат. circulus - "круг".

2. Центр - от лат. " кентрон" - колющее оружие, которым в древности подгоняли животных в упряжке, а также остриё ножки циркуля.

3. Радиус - от лат. radius - луч, спица в колесе.

4. Диаметр - от греч. "диаметрос" - поперечник", насквозь измеряющий.

5. Хорда - от греч. "корде" - струна, тетива.

Ну, а на меня, окружность, что похоже из окружающих вас предметов?

Стих "Окружности" читает Мазурик Р.

Только им с окружностью
Можно ли сравниться?
Ей всю жизнь приходится
Колесом крутиться:
В паровозах крутится
И в автомашинах,
В бричках, вентиляторах,
В баржах и турбинах.
В обруче сидит она
И вот в этой точке.
В блюдце, шаре, глобусе
В лампочке и бочке.
Без неё исчезли бы
Кольца и колёса,
Круглые чернильницы,
Яблоки и просо.
Без неё бы не было
Пуговиц в продаже.
Как бы одевались мы
Непонятно даже:

Я так и думала, умники и умницы собрались здесь! Граница круга я, окружность.

Окружность рассказывает, а круг показывает иллюстрации с архитектурой)

Я вам расскажу про архитектуру - искусство проектировать и строить различные здания. Она окружает нас со всех сторон. Это современные сооружения (мосты, плотины, здания) и памятники: старинные дворцы, богато украшенные колоннами, лепкой и позолотой, древние храмы. Окружность как совершенная геометрическая фигура всегда привлекала к себе внимание художников и архитекторов. Восторг и удивление вызывают чугунное кружево - садовые ограды, перила мостов и набережных, балконные решетки, фонари. Торжественность и устремленность ввысь - такой эффект достигается использованием арок, представляющих дуги окружностей. Архитектура церквей включает купола, арки, округлые своды, что зрительно увеличивает пространство, создаёт эффект полета, легкости.

Вспомните, как вы пробовали себя в роли архитектора (раздаёт розетки, изготовленные в 6 классе)

Предлагаю вам составить фигуру из частей "Колумбова яйца".

Древняя Греция (Сидит Архимед в одежде римлян, чертит круги).

Циркуль проводит мини-викторину "Из истории математики"

1. Кто, по преданию, из великих геометров древности сказал солдату, пришедшему его убить: "Не тронь моих углов?" (Архимед)

2. Что, по преданию, завещал Архимед высечь на своем надгробном камне? (Шар, вписанный в цилиндр.)

3. Назовите великого геометра и механика Древней Греции, нашедшего значение пи 3 1/7.В одном из наиболее известных его произведений изложены доказательства трех предложений, одно из которых следующее: отношение любой окружности к её диаметру меньше 31/7 и больше 310/71. Иначе говоря, он указал границы числа пи. (Архимед)

Архимед проводит тест по определению типа личности

Стих Про число пи~3,1415926:(читает Архипова Н.)

Гордый Рим трубил победу
Над твердыней Сиракуз,
Но трудами Архимеда
Много больше я горжусь.

Надо нынче нам заняться,
Оказать старинке честь,
Чтобы нам не ошибаться,
Чтоб окружность вечно счесть.

Надо только постараться
И запомнить всё как есть:
Три-четырнадцать-пятнадцать,
девяносто два и шесть!

(Заучиваем 4 строчки)

Вы у подножия горы Колец (Велисевич Саша)

Вас встречаю я, Мёбиус (рассказывает про себя и показывает опыты, привлекая участников праздника)

Стих "Кругляши" читает Кузнецова Т.

Хоть так, хоть сяк её паши,
земля рождает кругляши!
От скромной грядки до бахчи,
От тыквы до редиски
Одни цилиндры да мячи,
Окружности да диски!
Вот помидоры смуглые,
Застывший летний зной,
Лежат в тарелке, круглые,
Как будто шар земной.
Зеленоватым никелем
отсвечивает стол.
Ну кто, скажи мне, циркулем
Тебя, арбуз, обвёл?
Никто пока не слышал
О плоском апельсине,
Пятиугольной вишни
Не было в помине.
Кубического проса
Не видели пока.
Пока у абрикоса
Круглые бока.
И тыква, и подсолнух
Круглы, как колесо.
И лук, и гриб маслёнок,
и персики,
И всё!
А если бы квадратной
Была их мать-земля,
квадратами б, понятно,
Усеялись поля!

Наконец-то, добрались до Шаросферы "Апельсин" Девочки предлагают: Мы делили апельсин, много нас, а он один.

Как разделить? Что получится в сечении шара? (Обращаем внимание, что, самое большое сечение проходит через центр) А что такое сфера? (показываем, крутя обруч) Так же это кожура апельсина. ( угощают всех дольками апельсинов)

Рассказывает Сунгурова Н.

Апельсин - вечнозелёное дерево высотой до 12 м, произрастающее в тропических и субтропических странах только в культуре. Родиной апельсина является Юго-Восточная Азия. В России появился в начале 18века, а с первой половины 19века возделывается на Черноморском побережье Кавказа. Упоминание о "солнечном яблоке" апельсине можно найти в китайских рукописях, датированных 2200 годом до нашей эры. В наше время выведено около 200 сортов апельсина. Апельсин содержит много витаминов. Этот прекрасный десерт улучшает настроение и является антицеллюлитным средством.

Учитель:

Подошла к концу наша экскурсия по штату "Кругляндия". Вы убедились, как много вы знаете. Но это - лишь маленькая часть знаний! Все подробности вы будете узнавать на уроках геометрии. А наше занятие, надеемся, вам понравилось и поможет на уроках.

Гимн Геометрии поют все

Использовала материалы

  1. Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс. -М.: ВАКО,2004.-(В помощь школьному учителю)