Классный час "Красота души"

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  • формирование критического мышления, навыков работы в группе;
  • приобретение навыков самостоятельной работы с большим объёмом информации;
  • приобретение умений увидеть проблему и наметить пути её решения.

1. Приветствие

Встаём в круг и приветствуем друг друга сначала по-европейски (жмём руку), затем по-японски  (сложив ладони вместе, кланяемся), потом по-индейски (трёмся носами)

2. Деление на группы

Учащиеся выбирают из общей массы листочки с надписями: розы, ландыши, лилии. Розы – цветы садовые, любящие заботу, это символ любви, в их сердцах живет любовь ко всему живому, это страстные, чувственные натуры. Ландыши – цветы лесные, скромные, расцветающие ранней весной, натуры неприхотливые, но творческие и поэтому счастливые. Лилии – цветы леса и сада, они являются символом юности, такие же красивые, стремящиеся быстро всё познать, любящие свободу и независимость.

3. Мотивация

А) Давайте начнём классный час с очень приятного. Все мы любим слушать музыку – вот я вас приглашаю просто послушать и насладиться музыкальным шедевром.

Звучит вальс А. Петрова из к/ф «Берегись автомобиля».

И всего два вопроса:

– Понравилась музыка?
– Красивая?

Б) А теперь я приглашаю вас посмотреть на выставку и насладиться другими видами искусства: живописью, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, скульптурой и т. п. (можно поместить репродукции любых видов искусства, сказать ребятам авторов и названия:

И снова два вопроса:

– Понравилось?
– Красиво?

– Скажите, пожалуйста, какие люди могли создать такие шедевры?

– Так о чем, по-вашему, мы сегодня будем говорить? (Предложенные темы записать на доске)

В)Диалог с авторитетом – выбор эпиграфа:

– А сейчас я приглашаю вас поучаствовать в диалоге с авторитетом. Перед  каждым из вас лежат листы бумаги с высказываниями известных людей о красоте человека. Прочтите их, пожалуйста, выберите тот, который, с вашей точки зрения, наиболее полно раскрывает тему нашего разговора, обоснуйте своё мнение.

1. При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства. (И. Шевелёв)
2. Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. (Фалес)
3. Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. Красота души разливается подобно таинственному свету по телесной красоте. (В. Гюго)
4. Я верю, что счастье человека в нём самом. И зависит оно прежде всего от того, что представляет собой сам человек и его внутренний мир. (И. Триус)
5. Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. (Д. Лихачев)
6. Если хочешь быть красивым – трудись до самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером, господином в любимом деле. Трудись так, чтобы твои глаза выражали одухотворенность великим счастьем – счастьем творчества. (В. Сухомлинский)
7. Красота, грация, внешность, приятный голос – капитал; как ум и здоровье, он облегчает жизненный путь. Но не следует переоценивать красоту: не подкреплённая другими достоинствами, она может принести вред. (Я. Корчак)

Понравившиеся высказывания помещаем на доску в виде эпиграфа (все высказывания заранее напечатаны на бумаге).

4. Я-позиция:

– Существует такая легенда:

«Три профессора рассуждали между собой. Один сказал:
– Я не верю, что есть душа. Сколько ни вскрывал человека, а души не видел. Я пришел к выводу, что её в человеке нет.
Другой возразил:
– Если рассуждать подобным образом, то что получается? И я много раз вскрывал черепную коробку, но ума там не обнаружил. Не значит же это, что его в человеке нет.
Третий же сказал:
– А я сколько ни оперировал сердце – любви не нашёл».

– А вы, ребята, как думаете, человек – это прежде всего душа или тело?
– Может ли тело существовать без души? А душа без тела?
– Что делает человека человеком?

5. Работа в группах

А) Анализ фотографий

– А как узнать: хороший перед нами человек или его стоит остерегаться? На этот вопрос можно услышать много разных ответов, но мы поступим иначе. Сейчас каждая группа получит  карточки с заданиями. Ответьте пожалуйста на вопросы которые там будут написаны. (С карточками ребятам даны фотографии, на которых один и тот же человек, но снят в разных позах, в разное время и разным выражением лица – у нас это был Михаил Светлов)

1 группа: Этот человек написал очень много прекрасных стихотворений о любви, о красоте природы, о родине, о хороших людях. И сам он очень добрый и отзывчивый человек.
Всмотритесь в него, найдите в выражении его лица, глаз, в изгибе бровей, губ, душевность и благородство. Можно ли по внешнему облику сказать, что этот человек обладает мягким и искренним характером?

2 группа: Этот человек в годы Великой Отечественной войны проводил страшные опыты над пленными в фашистских концлагерях.  Он отличался крайней жестокостью цинизмом. Не щадил ни маленьких детей, ни женщин, ни стариков, ни взрослых мужчин.
Всмотритесь в него, найдите следы жестокости в выражении лица, глаз, в изгибе бровей, губ. Можно ли по внешнему облику сказать, что человек отличается бессердечностью, и равнодушием?

3 группа: Об этом человеке ничего неизвестно. Какой у него характер? Как он относится к людям? Что ценит в людях прежде всего? Для нас это тайна.
Всмотритесь  в него. Постарайтесь увидеть в выражении его лица черты его характера. Можно ли по внешнему облику сказать, какими свойствами личности обладает этот человек?

Обсуждение в группах, представление мнений (в основном все находят данные черты в портрете)
После этого классный руководитель говорит имя этого человека, и вот тогда ребята понимают, что внешний вид может много сказать о человеке, но часто это суждение бывает ошибочно, а ещё то, что о человеке надо иметь и своё мнение, так как другие нередко судят по себе.

Б) Обсуждение жизненных ситуаций (по материалам периодической печати)

1 группа: «Ненормальная»

Девочка могла просто так отдать новую красивую авторучку («Понравилась? Возьми!»), всю мелочь, что есть в кармане («Не хватает на завтрак? Возьми!») Или с двумя-тремя девочками, такими же как она, убрать школьный двор в то время, как другие, пользуясь отлучкой учительницы, разбежались кто куда. «Ненормальная какая-то», – сказала Леночка Деткова, и никто из ребят не возразил.

– В чём «ненормальность»девочки?
– Почему некто не возразил Леночке Детковой?
– Как вы думаете, в чём причина расхождения в поведении девочки и других учащихся?
– Можно ли, не зная ничего о внешности девочки, назвать её красивой?
– Выразите своё мнение по поводу данной ситуации.

2 группа: «Старые туфли и комплекс неполноценности»

В «Комсомольскую правду» пришло письмо, в котором были следующие строки:
«На перемене я старалась реже выходить в коридор, так как мне было стыдно своих вечно стоптанных туфель, которые я донашивала после старшей сестры. Из школы домой я тоже старалась ускользнуть незаметно, потому что стыдилась немодного пальтишка. И на дискотеку я по причине не ходила. Со школьных лет страдаю из-за этого комплекса неполноценности».

– Чего нужно стыдиться и бояться человеку.прежде всего?
– Права ли девушка, что считает себя «неполноценной»?
– Что бы вы посоветовали девушке?
– Что вы цените в человеке, прежде всего?
– Какие нормы оценок приняты среди ваших товарищей?

3 группа: «Чужая»

Познакомьтесь с историей Наташи, изложенной в письме-исповеди в редакцию журнала «Мы»:

«С детства очень общительна, в новой школе я растерялась: совсем другие люди, странные, непонятные. Меня приняли холодно, даже хуже: насмешки, издевательства. Весь мой организм боролся с этим, но что я могла сделать в «чужом» классе со своими устоявшимися традициями? Да меня всерьёз-то не принимали: маленький, толстенький, и несимпатичный очкарик (это – я!). А как я хотела кому-то понравиться! Даже очки сняла…
Это продолжалось кошмарно долго… Я совсем замкнулась… И тут я поняла, что друзей мне надо самой искать – раскрываться, показывать своё «я».
Теперь я не стала прятать свои мысли, начала в открытую бороться со всем несправедливым, что меня окружало. Сначала меня не понимали (и это естественно), потом стали удивляться моей смелости… потом удивляться перестали, а начали прислушиваться к моему мнению. Я же начала больше проявлять себя: смелее участвовать в концертах, читала стихи, пела, а самое главное – научилась смело смотреть людям в глаза. Помню, как меня удивило, когда кто-то из одноклассников воскликнул: «Наташка! Да ведь у тебя улыбка  приятная … и глаза красивые».

– Что помогло Наташе стать красивой?
– В чём проявилась красота девочки?
– Охарактеризуйте новых одноклассников  девочки
– Случилось ли вам при более близком и длительном знакомстве с человеком изменить отношение к нему, разглядеть его красоту и обаяние? Расскажите об этих людях.

6. Вопрос авторитета

Вам задаёт свой вопрос поэт Серебряного века Николай Гумилёв в стихотворении

Есть у ангелов белые крылья

Есть у ангелов белые крылья.
Разве ты не видал их во сне –
Эти белые, нежные крылья
В голубой вышине?

Разве ты, просыпаясь, не плакал,
Не умея сказать, почему?
Разве ночью ты горько не плакал,
Глядя в душную тьму?

И потом, с какой грустью на небо
Ты смотрел в этот солнечный день!
Для тебя было яркое небо
Только жалкая тень.

И душа быть хотела крылатой,
Не на миг, не во сне, а всегда.
Говорят – она будет крылатой,
Но когда?

– Так ответьте Николаю Гумилёву, когда же душа человека становится крылатой, а значит красивой?

7. Свободный выбор

– Доброе, неразрывно связано с красотой. Эта глубокая связь хорошего и красивого появляется на каждом шагу. Ведь прекрасна не только талантливая поэма, симфония, картина, прекрасны умная мысль человека, его дела, благородные поступки. И конечно же, прекрасным мы называем человека – умного, доброго, благородного.
Сделать душу крылатой или ползать по земле – зависит от вас. Выбор за вами.

8. Рефлексия

Продолжить фразу – «Для меня сегодняшний разговор…»

Заканчиваем наш разговор словами А. П. Чехова: «В человек должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа и мысли».