Цели:
- формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
- формирование критического мышления, навыков работы в группе;
- приобретение навыков самостоятельной работы с большим объёмом информации;
- приобретение умений увидеть проблему и наметить пути её решения.
1. Приветствие
Встаём в круг и приветствуем друг друга сначала по-европейски (жмём руку), затем по-японски (сложив ладони вместе, кланяемся), потом по-индейски (трёмся носами)
2. Деление на группы
Учащиеся выбирают из общей массы листочки с надписями: розы, ландыши, лилии. Розы – цветы садовые, любящие заботу, это символ любви, в их сердцах живет любовь ко всему живому, это страстные, чувственные натуры. Ландыши – цветы лесные, скромные, расцветающие ранней весной, натуры неприхотливые, но творческие и поэтому счастливые. Лилии – цветы леса и сада, они являются символом юности, такие же красивые, стремящиеся быстро всё познать, любящие свободу и независимость.
3. Мотивация
А) Давайте начнём классный час с очень приятного. Все мы любим слушать музыку – вот я вас приглашаю просто послушать и насладиться музыкальным шедевром.
Звучит вальс А. Петрова из к/ф «Берегись автомобиля».
И всего два вопроса:
– Понравилась музыка?
– Красивая?
Б) А теперь я приглашаю вас посмотреть на выставку и насладиться другими видами искусства: живописью, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, скульптурой и т. п. (можно поместить репродукции любых видов искусства, сказать ребятам авторов и названия:
И снова два вопроса:
– Понравилось?
– Красиво?
– Скажите, пожалуйста, какие люди могли создать такие шедевры?
– Так о чем, по-вашему, мы сегодня будем говорить? (Предложенные темы записать на доске)
В)Диалог с авторитетом – выбор эпиграфа:
– А сейчас я приглашаю вас поучаствовать в диалоге с авторитетом. Перед каждым из вас лежат листы бумаги с высказываниями известных людей о красоте человека. Прочтите их, пожалуйста, выберите тот, который, с вашей точки зрения, наиболее полно раскрывает тему нашего разговора, обоснуйте своё мнение.
1. При красоте тела невольно веришь в красоту
души. При красоте души не замечаешь физического
несовершенства. (И. Шевелёв)
2. Не наружность надо украшать, но быть красивым в
духовных начинаниях. (Фалес)
3. Никакая внешняя прелесть не может быть полной,
если она не оживлена внутренней красотой.
Красота души разливается подобно таинственному
свету по телесной красоте. (В. Гюго)
4. Я верю, что счастье человека в нём самом. И
зависит оно прежде всего от того, что
представляет собой сам человек и его внутренний
мир. (И. Триус)
5. Приветливость и доброта делают человека не
только физически здоровым, но и красивым. (Д.
Лихачев)
6. Если хочешь быть красивым – трудись до
самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал
себя творцом, мастером, господином в любимом
деле. Трудись так, чтобы твои глаза выражали
одухотворенность великим счастьем – счастьем
творчества. (В. Сухомлинский)
7. Красота, грация, внешность, приятный голос –
капитал; как ум и здоровье, он облегчает
жизненный путь. Но не следует переоценивать
красоту: не подкреплённая другими достоинствами,
она может принести вред. (Я. Корчак)
Понравившиеся высказывания помещаем на доску в виде эпиграфа (все высказывания заранее напечатаны на бумаге).
4. Я-позиция:
– Существует такая легенда:
«Три профессора рассуждали между собой. Один
сказал:
– Я не верю, что есть душа. Сколько ни вскрывал
человека, а души не видел. Я пришел к выводу, что
её в человеке нет.
Другой возразил:
– Если рассуждать подобным образом, то что
получается? И я много раз вскрывал черепную
коробку, но ума там не обнаружил. Не значит же это,
что его в человеке нет.
Третий же сказал:
– А я сколько ни оперировал сердце – любви не
нашёл».
– А вы, ребята, как думаете, человек – это
прежде всего душа или тело?
– Может ли тело существовать без души? А душа без
тела?
– Что делает человека человеком?
5. Работа в группах
А) Анализ фотографий
– А как узнать: хороший перед нами человек или его стоит остерегаться? На этот вопрос можно услышать много разных ответов, но мы поступим иначе. Сейчас каждая группа получит карточки с заданиями. Ответьте пожалуйста на вопросы которые там будут написаны. (С карточками ребятам даны фотографии, на которых один и тот же человек, но снят в разных позах, в разное время и разным выражением лица – у нас это был Михаил Светлов)
1 группа: Этот человек написал очень
много прекрасных стихотворений о любви, о
красоте природы, о родине, о хороших людях. И сам
он очень добрый и отзывчивый человек.
Всмотритесь в него, найдите в выражении его лица,
глаз, в изгибе бровей, губ, душевность и
благородство. Можно ли по внешнему облику
сказать, что этот человек обладает мягким и
искренним характером?
2 группа: Этот человек в годы Великой
Отечественной войны проводил страшные опыты над
пленными в фашистских концлагерях. Он
отличался крайней жестокостью цинизмом. Не щадил
ни маленьких детей, ни женщин, ни стариков, ни
взрослых мужчин.
Всмотритесь в него, найдите следы жестокости в
выражении лица, глаз, в изгибе бровей, губ. Можно
ли по внешнему облику сказать, что человек
отличается бессердечностью, и равнодушием?
3 группа: Об этом человеке ничего
неизвестно. Какой у него характер? Как он
относится к людям? Что ценит в людях прежде всего?
Для нас это тайна.
Всмотритесь в него. Постарайтесь увидеть в
выражении его лица черты его характера. Можно ли
по внешнему облику сказать, какими свойствами
личности обладает этот человек?
Обсуждение в группах, представление мнений (в
основном все находят данные черты в портрете)
После этого классный руководитель говорит имя
этого человека, и вот тогда ребята понимают, что
внешний вид может много сказать о человеке, но
часто это суждение бывает ошибочно, а ещё то, что
о человеке надо иметь и своё мнение, так как
другие нередко судят по себе.
Б) Обсуждение жизненных ситуаций (по материалам периодической печати)
1 группа: «Ненормальная»
Девочка могла просто так отдать новую красивую авторучку («Понравилась? Возьми!»), всю мелочь, что есть в кармане («Не хватает на завтрак? Возьми!») Или с двумя-тремя девочками, такими же как она, убрать школьный двор в то время, как другие, пользуясь отлучкой учительницы, разбежались кто куда. «Ненормальная какая-то», – сказала Леночка Деткова, и никто из ребят не возразил.
– В чём «ненормальность»девочки?
– Почему некто не возразил Леночке Детковой?
– Как вы думаете, в чём причина расхождения в
поведении девочки и других учащихся?
– Можно ли, не зная ничего о внешности девочки,
назвать её красивой?
– Выразите своё мнение по поводу данной
ситуации.
2 группа: «Старые туфли и комплекс неполноценности»
В «Комсомольскую правду» пришло письмо, в
котором были следующие строки:
«На перемене я старалась реже выходить в коридор,
так как мне было стыдно своих вечно стоптанных
туфель, которые я донашивала после старшей
сестры. Из школы домой я тоже старалась
ускользнуть незаметно, потому что стыдилась
немодного пальтишка. И на дискотеку я по причине
не ходила. Со школьных лет страдаю из-за этого
комплекса неполноценности».
– Чего нужно стыдиться и бояться
человеку.прежде всего?
– Права ли девушка, что считает себя
«неполноценной»?
– Что бы вы посоветовали девушке?
– Что вы цените в человеке, прежде всего?
– Какие нормы оценок приняты среди ваших
товарищей?
3 группа: «Чужая»
Познакомьтесь с историей Наташи, изложенной в письме-исповеди в редакцию журнала «Мы»:
«С детства очень общительна, в новой школе я
растерялась: совсем другие люди, странные,
непонятные. Меня приняли холодно, даже хуже:
насмешки, издевательства. Весь мой организм
боролся с этим, но что я могла сделать в «чужом»
классе со своими устоявшимися традициями? Да
меня всерьёз-то не принимали: маленький,
толстенький, и несимпатичный очкарик (это – я!). А
как я хотела кому-то понравиться! Даже очки
сняла…
Это продолжалось кошмарно долго… Я совсем
замкнулась… И тут я поняла, что друзей мне надо
самой искать – раскрываться, показывать своё
«я».
Теперь я не стала прятать свои мысли, начала в
открытую бороться со всем несправедливым, что
меня окружало. Сначала меня не понимали (и это
естественно), потом стали удивляться моей
смелости… потом удивляться перестали, а начали
прислушиваться к моему мнению. Я же начала больше
проявлять себя: смелее участвовать в концертах,
читала стихи, пела, а самое главное – научилась
смело смотреть людям в глаза. Помню, как меня
удивило, когда кто-то из одноклассников
воскликнул: «Наташка! Да ведь у тебя улыбка
приятная … и глаза красивые».
– Что помогло Наташе стать красивой?
– В чём проявилась красота девочки?
– Охарактеризуйте новых одноклассников
девочки
– Случилось ли вам при более близком и
длительном знакомстве с человеком изменить
отношение к нему, разглядеть его красоту и
обаяние? Расскажите об этих людях.
6. Вопрос авторитета
Вам задаёт свой вопрос поэт Серебряного века Николай Гумилёв в стихотворении
Есть у ангелов белые крылья
Есть у ангелов белые крылья.
Разве ты не видал их во сне –
Эти белые, нежные крылья
В голубой вышине?Разве ты, просыпаясь, не плакал,
Не умея сказать, почему?
Разве ночью ты горько не плакал,
Глядя в душную тьму?И потом, с какой грустью на небо
Ты смотрел в этот солнечный день!
Для тебя было яркое небо
Только жалкая тень.И душа быть хотела крылатой,
Не на миг, не во сне, а всегда.
Говорят – она будет крылатой,
Но когда?
– Так ответьте Николаю Гумилёву, когда же душа человека становится крылатой, а значит красивой?
7. Свободный выбор
– Доброе, неразрывно связано с красотой. Эта
глубокая связь хорошего и красивого появляется
на каждом шагу. Ведь прекрасна не только
талантливая поэма, симфония, картина, прекрасны
умная мысль человека, его дела, благородные
поступки. И конечно же, прекрасным мы называем
человека – умного, доброго, благородного.
Сделать душу крылатой или ползать по земле –
зависит от вас. Выбор за вами.
8. Рефлексия
Продолжить фразу – «Для меня сегодняшний разговор…»
Заканчиваем наш разговор словами А. П. Чехова: «В человек должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа и мысли».