Игра по истории Средних веков "Морской бой". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цель: повторить пройденный материал, расширить кругозор учащихся, привить устойчивый интерес к истории.

В игре участвуют:

  • 2 команды «Фрегат» и «Галера» по 7-10 человек.
  • остальные учащиеся – болельщики команд.

Работу команд оценивает жюри.

ХОД ИГРЫ

1 задание. Перестрелка

Каждая команда получает карточку с заданиями. Отвечает на них в течение 5 минут, а затем задаёт их соперникам (или обмен карточками).

«Фрегат»

  1. Что вы знаете о Карле Великом?
  2. Что означает выражение «Мой дом – моя крепость»?
  3. Мозаика – это ….
  4. Расшифруй слово на обороте

«Галера»

  1. Что вы знаете о Вильгельме Завоевателе?
  2. Что означает выражение «Городской  воздух делает свободным»?
  3. Фреска – это ….
  4. Расшифруй слово на обороте

Пока команды выполняют задание, проводится игра с болельщиками:

  1. Как переводятся слова: палеолит; мезолит; неолит; энеолит? (древнекаменный, среднекаменный, новокаменный, меднокаменный)
  2. Как называлось самое первое орудие труда первобытного человека? (палка-копалка)
  3. Что изображали древнейшие люди на стенах пещер? Почему? (животных; для удачной охоты)
  4. Какие основные занятия были у древнейших людей? (охота, бортничество, рыболовство.)
  5. Самая долгая война в истории (столетняя война)
  6. Религия древних людей (язычество.)
  7. Национальная героиня Франции (Жанна д Арк)
  8. Сколько лет в одном веке? (100 лет)
  9. Период истории между Древним миром и Новым временем (Средневековье)
  10. Кто был самым грамотным в Средние века (монахи)

2 задание. Разминирование пути (объяснение исторических понятий).

Каждая команда получает 2 карточки:

  • на первой карточке – слева написаны значения слов, а справа – сами слова;
  • на второй карточке – изображено поле, на котором нужно будет соотнести значение слова и само слово (Приложение 1)
  1. Грамота о прощении грехов (2)
  2. Высшее духовное лицо (5)
  3. Суд церкви (1)
  4. Вероотступник (7)
  5. Союз мастеров (3)
  6. Почётное звание (4)
  7. Ежегодный торг (9)
  8. Отлучение от церкви (10)
  9. Самоуправление в городе (8)
  10. Владение короля (6)
  1. Инквизиция
  2. Индульгенция
  3. Цех
  4. Титул
  5. Епископ
  6. Домен
  7. Еретик
  8. Коммуна
  9. Ярмарка
  10. Анафема

Пока команды выполняют задание, проводится игра с болельщиками:

  1. Какова высота сфинкса в Древнем Египте? (более 20 метров)
  2. Где находится город Вавилон? (в Междуречье)
  3. Как защитились китайцы от нападения гуннов? (построили Великую Китайскую стену)
  4. Как назывались пленники в Древнем Египте? (живые мертвые)
  5. Какими знаками писали в Китае? (иероглиф)
  6. Что означает слово «университет»? (объединение)
  7. Странствующий студент (вагант)
  8. Сословный орган управления (парламент)
  9. Как назывался свод законов у франков? (Салическая правда)
  10. Чем знамениты братья Кирилл и Мефодий? (составили славянскую азбуку)

3 задание. Расшифровка радиограммы.

Команды получают кроссворд – одинаковый у команд (Приложение 2). Затем взаимопроверка.

По горизонтали:

1. Владелец земли (феодал).
2. Город – святыня христиан (Иерусалим).

По вертикали:

3. Вероотступник (еретик).
4. Плата феодалу (оброк).
5. Войны между феодалами (усобицы).
6. Неограниченная власть (абсолютизм).

Пока команды выполняют задание, проводится игра с болельщиками:

1. Что означает выражение «Пойти в Каноссу»?

  • преодолеть трудности
  • пойти на унизительные уступки
  • добиться цели

2. В Российской империи существовал термин «инородец». Кого же называли так?

  • живущих на окраине страны, исповедующих другую религию (отличную от христианской);
  • жителей Сибири;
  • немцев, французов.

3. Что означает выражение Махмеда II «Сабля и религия неразлучны»?

  • опора власти султана – армия и религия
  • опора власти султана – сильный воин-мусульманин
  • каждый мусульманин – воин

4. Существует поговорка «Эх! Тяжела ты, шапка Мономаха» Почему «шапка Мономаха» тяжела?

  • много украшений было на венце;
  • царь решает множество сложных государственных вопросов;
  • опасная служба – быть царем.

4 задание. «Торпедирование»

1. Даты – хронология

Учитывается – кто вперёд и правильно ответит.
Учитель показывает карточку с датой или называет событие, а команды показывают карточку с датой или событием.

  1. Образование государства у арабов
  2. Провозглашение Карла Великого императором
  3. Раздел империи Карла Великого
  4. Нормандское завоевание Англии
  5. Раздел христианской церкви на католическую и православную
  6. Начало первого Крестового похода
  1. 630 год
  2. 800 год
  3. 843 год
  4. 1066 год
  5. 1054 год
  6. 1096 год

2. Объяснить рисунок. К какому событию он относится?

  • Картина «Сдача оброка феодалу»
  • Картина «Средневековая ярмарка»

В конце жюри подводит итог (баллы, полученные болельщиками можно добавить к баллам команд).

Награждение (учитель выставляет соответствующие оценки).