Урок биологии по теме "Жизнь в морях и океанах". 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5


Цели урока:

  • дать представление о разнообразии растений и животных морей и океанов, об их распространении: в мелководной прибрежной части, в толще и на дне, в коралловых рифах;
  • раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.

Оборудование:

  • таблицы;
  • компьютеры
  • электронный материал "Жизнь в морях и океанах"
  • коллекции морских обитателей
  • интерактивная доска

Содержание урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте, садитесь.

2. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

На прошлом уроке мы с вами познакомились с разными природными зонами Земли и их обитателями. Проверим ваши знания. Четыре человека на компьютере выполняют интерактивное задание. Остальные отвечают устно. Внимание на экран. Задание : назвать животное и его природную зону (презентация "Проверка знаний") - опрос индивидуальный - за правильный ответ вручать ракушку

3. Изучение нового материала

- Ребята, как вы думаете, почему я вам раздала такие необычные предметы? (ответ учащихся)

Презентация 1

Презентация 2.

Презентация 3.

Презентация 4.

- Совершенно верно.

Тема нашего урока "Жизнь в морях и океанах" (слайд 1). И мы с вами отправляемся на виртуальную прогулку к морю. Давайте подумаем,с какой целью вы будете совершать эту прогулку, что вы хотите узнать. Зачем надо изучать жизнь в морях и океанах? (спросить несколько человек)

Вы совершенно правы. (слайд 2) Ваши цели совпадают с моими.

Земная жизнь зародилась в воде. Все что сейчас ползает, бегает и растет на земле, все, что летает над землей и все что роется под землей - все когда-то вышло из моря. Значит и мы люди, тоже начинались в море. (слайд 3)

Наше тело до сих пор наполовину состоит из воды, наши руки и ноги - это бывшие грудные и брюшные плавники рыб. Наши легкие образовались из рыбьего плавательного пузыря. Наше сердце гонит по жилам кровь (КАКУЮ НА ВКУС) соленную, как морская вода, а удары нашего пульса так же ритмичны, как приливы и отливы моря. (ГЛОБУС)

Море, а точнее Мировой океан покрывает 2/3 земного шара, содержит 97% всей воды на Земле. Для миллионов удивительных существ море - родной дом. Дом не простой- многоэтажный. (слайд 4) Давайте пройдем с вами по этажам этого дома и познакомимся с его обитателями, решим их основные, жизненные проблемы.

Для жизни должны быть определенные условия. Какие? (свет, пища, кислород) (слайд 5) Назвать,. (слайд 6)

Вы знаете, что пищей для многих животных являются растения, эти же растения производят в воде кислород. Какие это растения? Правильно, водоросли. (слайд 7,8)

Питаются водорослями животные, живущие на разной глубине (слайд 9)

Наше путешествие начинается с верхнего этажа, (Слайд 10) здесь живут организмы, образующие сообщество поверхности воды. Вот плывет странное существо, синее с красным парусом - Португальский военный кораблик (в старину португальцы ярко окрашивали свои боевые корабли). Это близкий родственник медуз. В воду уходят щупальца с помощью, которых он ловит себе еду: маленьких рачков и рыбок.

Проблема № 1. Как удерживается на поверхности воды и не тонет Португальский кораблик? (Имеет большой легкий воздушный пузырь, а сверху есть большой гребень, который служит парусом). Здесь у самой поверхности светло и тепло. (Посмотрите в учебник на стр. 137)

По поверхности океана плывет и родственник Португальского военного кораблика - Парусник. Тело его плоское, как плот, на нем возвышается треугольный парус. Это хищник, который добывает себе пищу с помощью щупалец. А на палубе этого корабля можно увидеть матросов маленьких Крабиков. Захотят они есть спустятся вниз к днищу живого корабля и выхватят из его щупалец пойманных рыбок, рачков

Следующий этаж - сообщество толщи воды. (слайд 11) Этот этаж полон света.

Проблема № 2. Как удерживается в толще воды, и передвигаться в ней? Здесь в толще воды живет Планктон и свободно активно-плавающие организмы.

Планктон - множество живых существ (водоросли, рачки, лучевики) свободно парящие в толще воды, а для этого они должны иметь приспособления. Какие? (Выросты, щетинки, чтобы вода активно поддерживала их. )

Какие приспособления для жизни в воде имеют активно плавающие животные? (по щелчку открывать слайд 11)

Стройные обтекаемые формы (сельди, тунцы, акулы, киты, дельфины).

Плавают с помощью плавников. Хвостовой плавник толкает рыбу вперед. Спинной плавник, словно лодочный киль не дает опрокинуться на бок. Боковые плавники рули поворотов, поднятия и погружения.

У каких рыб из воды выступают косые, зловещие плавники? (слайд 12)

Стремительно носятся свирепые хищники моря Акулы. Но и они бывают разные: есть среди них и гиганты (20 метров) и карлики до 15 см. Самые огромные безобидные - Тигровая и Гигантская акулы. Питаются планктоном и мелкой рыбой. Акулы представляются нам зоркими, но они подслеповатые, для них главное не зрение, а обоняние. Акула чует лучше, чем гончая собака.

Белая акула до 6 метров - людоед. Охотится по ночам на кальмаров (слайд 13) и своих мелких сородичей. На челюстях акулы множество зубов, если они выпадают, за 8 дней вырастают новые "страшные улыбки". Темные, круглые, завораживающиеся глаза акулы мгновенно распознают свою добычу. Акула испытывает постоянный голод, она вечно в движении, если акула перестанет двигаться, она утонет (нет плавательного пузыря). В толще воды живут и морские черепахи, и киты, и дельфины и многие другие животные. (слайд 14)

А еще, какие приспособления имеют обитатели толщи воды? Например, кит и кальмар.

И у великана кита и у крошки планктонной водоросли - у всех морских пловцов есть жир, это хорошее подспорье, ведь жир легче воды. Есть и другие приспособления, например у кальмара, осьминога, каракатицы.

Сокращает мышцы, кальмар выпускает струю воды и отброшенный толчком, сам плывет в противоположную сторону. Выходит, что под водой есть своего рода реактивные двигатели.

Следующий этаж - сообщество донных обитателей. (слайд 15)

Очень богато видами донное сообщество. Здесь на более низких этажах живут многочисленные моллюски с красивыми раковинами, морские звезды, ежи, скаты, креветки, осьминоги, удильщики, камбалы. Вот уж кто умеет и любит прятаться, и для того, чтобы защищаться и для того, чтобы нападать.

Проблема № 3. Как передвигаться по дну и защищаться от врагов? (по щелчку открывать слайд 15)

(слайд 16) Вот на дне шевелится кучка песка, под ним флажок, покачивается. Подплыла к веточке рыбка, коснулась губами, песок в миг разлетелся в стороны, распахнулся огромный рот, как в песок и провалилась в него рыбка. Это Удильщик охотится.

Как приспособились к обитанию на дне скаты, камбалы, удильщики? (Уплощенная форма тела, окраска под цвет дна, умение маскироваться)

Как-то на дно аквариума опустили шахматную доску и пустили туда камбалу, через некоторое время она исчезла. Оказалось, что она раскрасилась в светлые и темные квадратики, под шахматную доску.

На дне также обитают Иглокожие (слайд 17)

Сообщество кораллового рифа. (слайд 18)

Но еще более разнообразны живые существа в сообществе кораллового рифа. Это сообщество по богатству форм не уступает тропическому лесу. Они напоминают роскошные сказочные сады, населенные причудливыми обитателями. Коралловые рифы расположены на мелководье здесь много тепла, света, пищи. Коралловый риф гостеприимное место для многих рыб.

Сообщество глубоководных организмов. (слайд 19)

А вот какие проблемы решает сообщество глубоководные организмы? Растений здесь нет, зато живут причудливые организмы.

Проблема № 4. Как ориентироваться в темноте?Как приманивают добычу, спасаются от врагов глубоководные рыбы? (открыть на слайде)

Устали гулять, давайте искупаемся.

- А сейчас объявляется физкультминутка. (встали,потянулись,оглянулись и поплыли) Садитесь.

4. Самостоятельная работа учащихся. (закрепление изученного)

- Работаем в группах. 4 группы. Задания группам:

1. Практическая работа "Рассматривание коллекции морских обитателей"

2. Просмотр видеосюжета.

3. Заполнение таблицы. (РАЗДАТЬ РАКУШКИ)

Какая группа первой выполняет всю практическую работу, та первой заполняет строчку в таблице на интерактивной доске. После заполнения проходите к компьютеру и выполняете тест -Заполняем таблицу на интерактивной доске (слайд 21) Группа 1 и 2- у доски, группа 3 и 4 - тесты на компьютере (меняются )

5. Диагностика прочности знаний, полученных на уроке.

- Итак, что мы сегодня изучали? Что узнали нового? Достигли мы целей урока. Чему научились? (спросить каждого) Какие вопросы возникли у вас, что не ясно?

6. Дом. задание. (слайд)

7. РЕФЛЕКСИЯ (С каким настроением уходишь с урока) МОРДОЧКи  Но самая важная проблема океанов и морей - это экологическая проблема и решать ее уже не обитателям "нашего многоэтажного дома", а нам - людям.

Нельзя допустить, чтобы исчезли прекрасные разноцветные рыбы, огромные киты, причудливые осьминоги, веселые дельфины - удивительные существа, о которых мы говорили на нашем уроке.

8. Оценки. Спасибо за урок.

Карточка с заданием.

Практическая работа "Рассматривание коллекции морских обитателей"

- рассмотреть коллекцию

- вписать названия животных в таблицу.

Просмотреть видеосюжет на компьютере.

- вписать название животного в таблицу

- определить черты приспособления к жизни в определенном сообществе.

Смотри стр. 135-137

Сообщества морей и океанов
Название сообщества Представители сообщества Основная проблема Пути решения проблемы
Поверхности воды   Как удержаться на поверхности воды  
Толщи воды   Как передвигаться в толще воды  
Донное   Как защититься от врагов и передвигаться по дну  
Глубоководное   Как ориентироваться в полной темноте