Цели:
- Познакомить учащихся с видами, поражающими факторами бактериологического оружия.
- Обучить способам защиты от бактериологического оружия.
- Воспитывать у них уверенность в эффективности существующих средств защиты.
Учебные вопросы:
- История применения бактериологического оружия.
- Краткая характеристика бактериологического оружия и его боевых свойств.
- Очаг бактериологического поражения.
- Средства защиты от бактериологического оружия.
Время: 45 минут.
Место: кабинет ОБЖ.
Метод: рассказ с использованием наглядных пособий, учебного имущества ГО, учебных фильмов.
Материальное обеспечение: таблицы 3, 4, 5, брошюры, плакаты, учебный диафильм «Чем опасно бактериологическое оружие», противогазы, аптечки АИ-2.
ХОД УРОКА
I. Вводная часть
– Организационный момент. Построение,
прием рапорта, осмотр внешнего вида.
– Опрос домашнего задания.
1) Дайте определение химического оружия.
2) На какие группы делятся ОВ.
3) Охарактеризуйте каждую группу ОВ.
4) Что называется зоной химического заражения,
очагом химического поражения?
5). Расскажите о средствах защиты от ОВ.
– Сообщить тему урока, учебные цели, учебные вопросы, подлежащие изучению.
II. Основная часть.
– Познакомимся с главой произведения А.С.Пушкина «Пир во время чумы»:
Было время, процветала Ныне церковь опустела;
В мире наша сторона: Школа глухо заперта;
В воскресение бывала Нива праздно перезрела;
Церковь божия полна; Роща темная пуста;
Наших деток в шумной школе И селенье, как жилище
Раздавались голоса, Погорелое, стоит, –
И сверкали в светлом поле Тихо все – одно кладбище
Серп и быстрая коса. Не пустеет, не молчит –
Поминутно мертвых носят, Поминутно места надо,
И стенания живых И могилы меж собой,
Боязливо бога просят Как испуганное стадо,
Успокоить души их! Жмутся тесной чередой!
1-й учебный вопрос
История применения бактериологического оружия.
Идея применять болезнетворные
микроорганизмы в качестве средств поражения
возникла давно. Стоит для этого вспомнить
примеры эпидемических заболеваний, например
трагедию 1918 – 1919 гг. Тогда из 500 млн. человек,
заболевших гриппом, умерло 20 млн., то есть почти в
2 раза больше, чем было убито за всю первую
мировую войну. Это и вдохновляет агрессивные
круги многих государств на активные поиски
возбудителей болезней, причем гораздо более
смертоносных, чем грипп.
В годы, предшествовавшие второй мировой войне,
наиболее интенсивные работы в области создания
бактериологического оружия вели японцы.
Нередко именно эпидемии, а не военные неудачи
решали исход военных сражений. Так в 1741 г. из 27
тысяч английских солдат, участвовавших в
захватнических кампаниях в Мексике и Перу 20
тысяч погибли от желтой лихорадки; 1802г. от этой же
болезни почти полностью погибла 30 тысячная армия
генерала Леклерка направленная Наполеоном на о.
Гаити.
С 1733 по 1865г. в войнах в Европе погибло 8 млн.
человек, из них боевые потери составили только 1,5
млн., а 6,5 млн. человек погибли от инфекционных
болезней.
Даже в наше время, несмотря на значительные
достижения в области профилактики и лечения,
инфекционные болезни способны оказывать
заметное влияние на ход боевых действий. В ходе
войны во Вьетнаме от инфекционных заболеваний
пострадало военнослужащих в 3 раза больше, чем
потеряли убитыми и ранеными (США).
С 1940 по 1944 год японская армия более чем 11 раз
применяли различные виды биологических средств
против китайских войск и мирного населения,
вспыхнули эпидемии.
С 1941г. США включились в исследовательские работы
по созданию и возможному использованию в военных
целях биологических средств.
Большой победой миролюбивой общественности
всего мира явилось принятие в 1972г. Конвенции о
запрещении разработки производства и накопления
запасов бактериологического и токсинного оружия
и об их уничтожении.
2-й учебный вопрос
Бактериологическое (биологическое)
оружие – оружие, основанное на использовании
болезнетворных свойств бактерий, вирусов, а
также на яде, который вырабатывают бактерии.
Предназначено для массового поражения людей, с/х
животных и растений. Поражающее действие
основано на использовании болезнетворных
микробов-возбудителей заболеваний.
Особенности его заключается в длительном,
скрытом периоде действия, возможности
обнаружения только с помощью лабораторных
исследований и проникновении всюду с воздухом и
водой.
Болезнетворные микробы или возбудители инфекционных заболеваний – это большая группа мельчайших живых существ, которые при попадании в организм человека или животного могут вызвать инфекционные заболевания. В зависимости от размеров микробных клеток и их биологических особенностей они подразделяются на бактерии, вирусы, риккетсии и грибки..
Вирусы – микроорганизмы, способные жить и размножаться только в живых клетках. На них губительно действуют ультрафиолетовые лучи, а так же температура свыше 60 градусов .Вызывают такие заболевания как натуральная оспа, желтая лихорадка.
Бактерии – одноклеточные микроорганизмы растительной природы, чувствительные к воздействию высокой температуры, солнечного света, дезинфицирующих средств. К классу бактерий относятся возбудители заболеваний (чумы, холеры, сибирской язвы, сапа).
Риккетсии – микроорганизмы, занимающие положение между бактериями и вирусами. Устойчивы к высушиванию, замораживанию, чувствительны к высоким температурам и дезинфекции. Вызывают сыпной тиф, пятнистую лихорадку Скалистых гор.
Грибки – одно – или многоклеточные микроорганизмы растительного происхождения. Могут образоваться споры, обладающие высокой устойчивостью к замораживанию, высушиванию, действию солнечных лучей.
Для поражения людей считаются возбудители следующих тяжелых инфекционных заболеваний: натуральная оспа, желтая лихорадка, энцефалиты, сибирская язва, чума, бруцеллез, сап, сыпной тиф.
Для поражения животных могут использоваться в качестве БО возбудители заболеваний, опасные в равной степени для животных и человека: сибирская язва, ящур, лихорадка долины Рифт (чума КРС, африканской чумы свиней)
Вредители с/х культур – колорадский жук, саранча, стеблевая ржавчина пшеницы, фитофтороз картофеля и другие.
Для порчи запасов продовольствия, нефтепродуктов, некоторых видов военного имущества, снаряжения, оптических приборов, электронного и другого оборудования, используют бактерии и грибки вызывающих быстрое разложение нефтепродуктов, изоляционных материалов, резко ускоряющие коррозию металлических изделий, окисление мест пайки контактов электросхем.
Заражение – проникновение в организм человека с воздухом через органы дыхания, с пищей и водой, через кожу в результате укусов кровососущих через слизистые оболочки рта, носа, глаз, через поврежденную кожу.
Доставка – ракеты, авиация, радио- и
телеуправляемые аэростаты и воздушные шары,
биологические бомбы, кассеты, диверсионный
способ.
Признаки применения БС – глухой звук разрыва
снарядов и бомб; наличие в местах разрывов
крупных осколков и отдельных частей боеприпасов;
появление капель жидкости или порошкообразных
веществ на местности; необычное скопление
насекомых и клещей в местах разрыва боеприпасов
и падения контейнеров; массовое заболевание
людей и животных. Применение БС может быть
определено с помощью лабораторных исследований.
Особо подчеркнуть, что характерными
особенностями БС являются способность
возбудителей заболеваний вызвать эпидемии на
больших территориях в короткое время.
3-й учебный вопрос
Очаг бактериологического поражения
Характеристика очага
бактериологического поражения.
Очагом БС считают города, населенные пункты или
объекты н/х, которые подверглись заражению
бактериальными средствами, в результате чего
возникли и распространились инфекционные
заболевания среди людей и животных. Вокруг очага
устанавливают вооруженную охрану, запрещают
въезд и выезд, а также вывоз имущества.
Очаги БС характеризуются: массовыми
инфекционными заболеваниями людей и с/х
животных; неопределенностью границ заражения;
сложностью и продолжительностью лабораторных
анализов; быстрым распространением заболеваний
в связи со вторичным заражением; длительностью
поражающего действия.
Размеры очагов и зон БП зависят от вида БС и
способа их применения, метеорологических и
климатических условий быстроты обнаружения и
своевременности проведения профилактических
мероприятий, обеззараживания и лечения.
Зоной биологического заражения называют
территорию, подвергшуюся непосредственному
воздействию БО, и территорию, на которую
распространились зараженные кровососущие
переносчики инфекционных заболеваний.
Биологическое оружие так же, как и химическое,
непосредственного воздействия на здания,
сооружения и оборудование не оказывает.
4-й учебный вопрос
Защита: вакциносывороточные препараты,
антибиотики и другие лекарственные вещества, СИЗ
и коллективной защиты, химические вещества,
применяемые для обезвреживания, АИ-2, СИЗ, ВМП,
ПТМ, спецодежда и накидки.
Разъяснить учащимся их обязанности при
обнаружении применения противником БС.
При объявлении сигнала «Химическая тревога» или
обнаружения хотя бы одного из признаков
применения БС необходимо:
- сообщить в ближайший орган ГО или по телефону скорой помощи, либо милиции, принять таблетки из гнезда №5 аптечки АИ-2 (через 6 часов еще 5);
- надеть имеющиеся СИЗ;
- укрыться в ближайшем защитном сооружении;
- истребляйте переносчиков инфекционных заболеваний: крыс, мышей, блох, клещей, клопов, тараканов при помощи хлорофоса, крысида, фосфида цинка, серно-кислого калия;
- строго соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать санитарно-гигиенические требования в питании: воду берите только из проверенных источников; кипятите воду и молоко, все продукты и пищу употребляйте лишь после прожаривания или кипячения; хлеб прокаливайте на огне или в духовке, печи.
III. Заключительная часть
В конце урока просмотреть учебный диафильм « Чем опасно бактериологическое оружие» и поставить перед учащимися следующие вопросы:
1. Что называется БО?
2. Что называется очагом БП?
– Каковы пути проникновения БС в
организм человека?
– Какие существуют средства и способы защиты от
БС?
Домашнее задание
Задать домашнее задание. Подвести итог урока.