Роль научного общества в формировании исследовательских и творческих умений учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


Научное общество учащихся - добровольное творческое объединение школьников. В нашей школе функционирует НОУ "Активист". В секциях учащиеся совершенствуют свои знания в определенной области науки, искусства, приобретают навыки экспериментальной, научно-исследовательской, проектной работы под руководством учителей.

В НОУ занимаются 15 учащихся начальных классов. У каждого члена есть зачётная книжка, где фиксируются выступления, участия на различных чтениях, конкурсах, фестивалях с указанием результата.

То, что создание собственных исследовательских работ важно и интересно для ребят, подтверждается желанием многих школьников вступить в ряды НОУ уже со 2-го класса. Формирование исследовательских умений и навыков происходит на  протяжении всего обучения школьников с учетом возрастных особенностей.

Мы считаем, что творческий человек всю жизнь должен оставаться "почемучкой" и логической цепью вопросов "Что? Как? Для чего?" последовательно должен расширять свой кругозор и углублять накопленные знания об окружающей нас действительности.

Каждый ребёнок в начале учебного года пишет заявку на участие в каком-либо конкурсе, выбирает себе научного руководителя из числа учителей. Учитель руководит непосредственным процессом исследовательской или проектной деятельности.

Все проекты работы сопровождаются компьютерной презентацией с использованием проектора.

Дополнительная работа с учащимися по предмету является трудным, кропотливым, затратным по времени для педагога, но в то же время очень интересным и увлекательным занятием. Ведь победа ученика это радость или огорчение учителя, работавшего с ним. С ростом ученика растет и учитель. Научить ученика, желающего получить знания - это обязанность учителя. Не только учитель, но и педагогический совет должен определить задачу поддержки талантливых учеников как основную цель философии учебного заведения.

Особое место отводится изучению культуры народа и истории своего края. Основной материал для таких работ учащиеся получают от старших членов семьи, от старожилов села. Это ещё более возвышает авторитет старшего поколения, воспитывает уважительное отношение и гордость за свою родословную. В ходе таких работ возрождаются забытые народные промыслы, национальные обычаи и традиции села.

Мы живём в краю, уникальном по своим природным богатствам. Рядом с нами расположены памятник природы "Сложный бор" и Государственный Природный Комплексный Заказник "Кичке-Тан". Поэтому важна роль экологических исследований. В первую очередь, это работа с Красной книгой Республики Татарстан. Исследования не замыкаются в стенах школы, а продолжаются среди населения в форме просветительской и природоохранной работы.

Проектная работа позволяет каждому ученику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов и дарований.

Итогом целенаправленной работы стало значительное усиление интереса учащихся к исследованиям, проектной деятельности и повышение качества проводимых работ, исследований, о чём свидетельствует результативное участие школьников во многих конкурсах, фестивалях, чтениях республиканского, российского уровней.

Ежегодно наши воспитанники участвуют во Всероссийском Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио".

Учащиеся 2-го класса на уроке трудового обучения проходили тему "Обрывная аппликация" по учебнику Н. А. Цирулик и Т. Н. Просняковой "Уроки творчества". Этот урок помог разбудить их фантазию, подтолкнул к активному творческому поиску и созиданию.

Творческие поиски и находки были интересные и неожиданные. [Рисунок 1]

До уроков и во время перемен дети любят решать кроссворды, делать разные игрушки. Каждый предлагает свои придуманные настольные игры. Например, ученица IV класса Шайхайдарова Алсу придумала настольную игру "Калейдоскоп" и предложила своим друзьям. Это пособие способствует развитию мышления, понимания красоты, любознательности, творческой способности. [Рисунок 2]

На уроках трудового обучения в начальной школе отводится достаточное количество часов лепке. Материалы, необходимые для них, практически одинаково доступны для любой местности. Поэтому проводиться они могут в любой школе. С пластилином мы начинаем работать с первого класса. Известно, что при этом развиваются и укрепляются мелкие мышцы кистей рук.

Пластилин находит применение в работе, где нужна более тонкая чувствительность пальцев, творческое воображение, наблюдательность, эстетический вкус. Мы не ограничиваемся пластилином, работаем с глиной и даже лепим из бумаги (папье-маше). [Рисунок 3]

А зимой мы любим лепить различных зверюшек из снега и снеговиков. Перед Новым годом наше село превращается в небольшой снежный городок со своей крепостью, зоопарком и игровой площадкой. Для снежного зоопарка мы с большим удовольствием лепим различных зверюшек. Первым делом мы определяем расположение будущего зоопарка. Затем отмечаем места, где будут размещены каждое животное и начинаем в это место сгребать снег. Полученную снежную горку поливаем водой из шланге и начинаем лепить. При работе мы используем лопату, стеки, шпатель. С помощью этих инструментов мы вырезаем задуманные фигуры. Итак, наше творчество превращается в чудо! [Рисунок 4]

С особым удовольствием выполняем объёмную аппликацию из снега на стене какого-либо здания. Сначала мы покрываем поверхность снегом, а затем вырезаем различные фигуры или задуманную фигуру из комочков снега сразу на стене. В творческой и самостоятельной работах дети составляют свои композиции. После завершения работ устраиваем выставку. Созданные персонажи- это те же самые игрушки, только сделанные своими руками. И отношение к ним у них особенное, как к живым. [Рисунок 5]

Фантазия человека безгранична. Ведь материал разный. Мы не торопимся выбрасывать старые коробки из-под конфет и чая, пластиковые бутылки и обрезки ткани, ореховую и яичную скорлупу, косточки от фруктов, старые пластинки. Яичная скорлупа - материал очень распространенный и не требующий особых поисков. В наших руках этот материал превращается в красивое панно. [Рисунок 6]

Мозаику можно выполнять на картоне, фанере, плотной бумаге или старой пластинке.

Можно выполнять и другим способом. Для этого скорлупу ломаем на небольшие кусочки. На часть рисунка наносим клей. Кусочки скорлупы располагаем на основании близко друг к другу с незначительными зазорами. Скорлупу, уложенную на нужное место, слегка придавливаем чистой тряпочкой. Далее смазываем следующую часть рисунка, и работа продолжается.

На III Российском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я- исследователь" из 500 участников трое наших учащихся награждены Дипломом участника и Дипломом Победителя в номинации "Самый лучший эксперимент", получили призы от ведущих российских производителей игрушек. Они- лучшие представители нашего района, республики. [Рисунок 7]

Шайхайдарова Алсу награждена специальным Дипломом Открытого конкурса компьютерной графики "Волшебный мир сказок" "За удачное цветовое решение" [Рисунок 8]

Новый год- один из наших любимых праздников. Подготовку к нему мы начинаем заранее, не только разучиваем стихи, песни и танцы, но и выполняем исследовательские работы по этой теме. Например, "Изучение истории появления новогодних игрушек". В декабре мы открываем "Мастерскую Деда Мороза". Каждый день, в свободное от уроков время, занимаемся изготовлением различных ёлочных игрушек, поделок для украшения зала, классного кабинета; выпускаем стенгазету. [Рисунок 9]

Ёлочные игрушки можно сделать из бумаги, бросового материала, ваты и т. д. [Рисунок 10]

10.gif (77468 bytes)

Учащиеся провели исследовательскую работу по сравнению двух похожих судеб: писателя Ф. Яруллина и жителя села Шарифуллина Н. Н. [Рисунок 10]

Реализуя приоритетные направления в области образования Республики Татарстан, в частности, в рамках программы "Одаренные дети" педагоги школы по-новому увидели широкие возможности научного общества учащихся. Наш творческий поиск направлен и на ребят, чьих одаренность придется "разбудить". Ведь, как известно, каждый ребёнок изначально- исследователь.