Тип урока: интегрированный, обобщающий.
Форма урока: урок-путешествие.
Цели урока:
- Обобщить знания учащихся по темам «Музыка и литература», «музыка и изобразительное искусство».
- Расширить кругозор обучающихся в музыке, изобразительном искусстве, литературе и их триединстве.
- Углубить понимание художественного образа весны как времени года.
Задачи урока:
1. Обучающие:
- анализ поэтических, изобразительных, музыкальных образов;
- способность самостоятельно делать выводы, изучать произведения искусства в разных жанрах.
2. Развивающие:
- формирование эстетического, художественного вкуса;
- развитие речевых способностей (монологической речи)умение находить общее.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию искусства, чувства любви к русской природе, Родине, роли искусства в жизни человека;
- формировать собственный художественный вкус.
Оборудование:
- мультимедийное устройство;
- звукозапись музыкального материала;
- репродукции картин;
- литературные произведения.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие песней Я.Дубравина «Добрый день».
Учитель. Этой доброй песней мы приветствуем друг друга и приглашаем отправиться в интересное, увлекательное путешествие в мир искусства. В песне, которая прозвучала в вашем исполнении очень красивые слова, описывающие рождение нового дня, о необъятных просторах родной земли, о личном отношении автора к родной природе, людям.
Одной из любимых тем русских композиторов, поэтов, писателей, художников – это тема природы, которая дает невероятно много возможностей проявить свой талант, творчество, передать свое отношение, наблюдательность, любовь к ней.
Мы познакомимся с картинами русских художников, услышим музыку русских композиторов, стихи русских поэтов, которые воспевали родную природу в своем творчестве и еще объединяет их любимое время года – весна.
Не найти гениальней и проще
Ритмов тех, что подскажет капель
Соловей, растревоженный в роще
Пастуха зоревая свирель…
Все впитается в чуткую душу
И вернется мелодией вдруг
Тихий мальчик из Воткинска слушал
Звуки милой природы вокруг,
Лошадей пробегающих топот,
И визгливые скрипы дверей,
И колосьев взволнованный шепот
И унылую песнь косарей.
Ничего нет на свете чудесней
И прекраснее нет ничего,
Чем простая народная песня,
Что в душе разливалась его.
Учитель. Ребята, какой образ возникает в вашем воображении прослушанное стихотворение?
Дети. Стихотворение создает образ русской природы ласковой, нежной, с некоторыми оттенками грусти. Эти стихи очень светлые, мелодичные, не громкие.
Учитель. Стихи, которые только что прозвучали, написал Степан Широбоков, а тот самый тихий мальчик из Воткинска – это Петр Ильич Чайковский. Поэт Широбоков земляк композитора. Свою признательность, трепетное отношение к музыке Чайковского он выразил этими стихами. У Чайковского очень много произведений посвященных русской природе.
Давайте познакомимся с жизненным и творческим путем композитора поближе.
1 ученик. П.И.Чайковский родился 25 апреля 1840г.в заводском поселке Воткинске, в семье горного инженера, директора Камско-Воткинского завода. В раннем детстве первыми музыкальными впечатлениями были народные песни, музыка, звучащая в его доме. В 1865г. окончил консерваторию в Петербурге, вскоре по приезду в Москву приступил к преподавательской деятельности в консерватории и активно участвовал в культурной жизни. Неоднократно композитор уезжал за границу, но всегда с нетерпением ждал возвращения на родину, без которой он не мыслил себя.
2 ученик. В творчестве Чайковского представлены почти все музыкальные жанры. Содержание музыки композитора многогранно: оно охватывает образы любви, детства, природы, окружающего мира. Его музыка очень выразительна, она обладает огромной силой воздействия на слушателей.
В 1876г. Чайковский написал цикл фортепианных произведений «Времена года» для журнала «Нувеллист» и все 12 пьес к ежемесячному выпуску помещались на страницах журнала, где композитор музыкой сумел описать красоту русской природы в разное время года.
Композитором был создан «Детский альбом», где затронуты разные ветви музыкального искусства. Здесь слышны интонации и подлинные мелодии музыки православной церкви, народными песнями, наигрышами, плясками, картинками из детской жизни, а также запечатлены образы природы.
Учитель. «...Какое волшебство наша весна своей внезапностью, своей роскошной силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега, и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зеленую травку! Как радуешься прилету грачей, жаворонков и других заморских гостей!» Так о весне отзывался композитор.
Сейчас мы «Песню жаворонка» из «Детского альбома» Прислушайтесь, какими музыкальными красками богата песня жаворонка?
Слушание.
Учитель. Вам понравилось произведение?
Дети. Да, оно очень нежное легкое, изящное.
Учитель. Какими средствами выразительности воспользовался автор, чтобы передать весеннюю песню жаворонка?
Дети. Это произведение исполняется в умеренном темпе, имеет мажорный лад, высокий регистр. Музыка красивая, прозрачная, светлая, немного взволнована, восторженная.
Учитель. Не менее красиво поэтическим словом описал весеннюю песню жаворонка русский поэт Василий Андреевич Жуковский.
На солнце темный лес зардел
В долине пар белеет тонкий
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая
Я здесь пою приход весны.
Учитель. Ребята, какое чувство охватывает вас это стихотворение?
Дети. Чувство восторга, эти стихи как гимн весне.
Учитель. Что вы находите общего в музыке и стихах?
Дети. Оба произведения вызывают весеннее приподнятое настроение.
Учитель. Людям искусства присуща наблюдательность, кажется неприметные детали, которые не всегда можно заметить или отметить, у них выступают на первый план.
В творчестве русских художников много картин отражающих русскую красоту природы. Алексей Саврасов – русский художник весну любил больше всего на свете Как никто другой он умел передавать и затаенную радость человека при виде солнца, новой листвы, первых цветов, птичьих голосов.
«Ступайте писать – ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают – хорошо. Пишите этюды, изучайте, главное чувствуйте...», – советовал Саврасов ученикам училища живописи, где он руководил в 1857-1882 годах пейзажным классом.
Учитель. Одной из ярчайших картин Саврасова – «Грачи прилетели».
Демонстрация картины.
Учитель. Что мы видим на картине?
Дети. Пасмурный, теплый, тихий день, потемневший снег, лужа...
Учитель. Какими звуками могла быть наполнена картина?
Дети. Птичьим гомоном, звучанием колоколов, капелью.
Учитель. Если подобрать к картине темп, то каким он будет?
Дети. Спокойный, неторопливый
Учитель. В цикле «Времена года» П.И.Чайковского тема весны обозначена в трех пьесах: «Песня жаворонка, «Подснежник», «Белые ночи». Я предлагаю остановиться на «Подснежнике» (апрель). Как композитор музыкальным языком описывает первоцвет?
Учитель. Послушаем и охарактеризуем произведение.
Слушание.
Учитель. Понравилась вам эта музыка? Какой подснежник представили вы, слушая ее?
Дети. Да, понравилась, она очень светлая, воздушная, вызывает радость появления подснежника, тянущего лепестки солнышку.
Учитель. Какие чувства возникли у вас после прослушивания?
Дети. Чувство радостного волнения, воодушевления.
Учитель. Сколько частей в произведении, в каком ладу оно написано?
Дети. В произведении 3 части, 1 и 3 в мажоре, а средняя в миноре, но эта грусть недолгая и светлая, потому что весной природа отзывчива к теплу и солнцу.
Учитель. Какой бы вы нарисовали подснежник, какие цвета, тона взяли?
Дети. Думаем, что голубые, светло-сиреневые, белые.
Учитель. У вас на партах краски, альбомные листы. Предлагаю нарисовать представленный вами подснежник, какой он получится? Во время выполнения вашей работы «Подснежник» П.И.Чайковского прозвучит еще раз.
Учитель. Молодцы! Вы все справились с этим заданием Какие красивые подснежники у вас получились (несколько работ поместить на доску).
Учитель. Вот как описывает весну в своем рассказе Алексей Смирнов.
«... По ночам еще по-зимнему холодно, но с раннего утра уже слышны звонкие весенние песенки синиц. Где-то там, высоко на верхушках деревьев, они своим пением зазывают весну с ее теплым дыханием. На душе торжественно и легко... От теплых лучей солнца заплакали сосульки. Каждый погожий день похож на праздник. В высоком голубом небе легкими корабликами проплывают облака. Сугробы присели и потемнели от от теплых лучей и тонкими ниточками ручейков побежали с пригорка Вот и первый весенний цвет. Это подснежник расцвел на проталинке. В воздухе пахнет снегом, оттаявшей землей и сладким запахом сена. Весна!
Учитель. Заметили, ребята, какие приметы весны отметил писатель?
Дети. Да, тающие сосульки, звонкое пение птиц, погожие дни как праздники, в воздухе особый запах, ручейки.
Учитель. У художника Исаака Левитана есть великолепные картины «Март», «Весна. Большая вода». Приход весны предстает во всей полноте своих сил
Показ репродукций.
Учитель. У современного композитора Якова Дубравина с песни которого мы начали урок много вокальных произведений где взят поэтический текст с описанием природы, мы разучили еще одну песню «Весна» сейчас мы ее исполним.
Исполнение.
1. Весна, весна, весна…
Под солнышком апреля
Запели, зазвенели
Задорные веселые ручьи
С мелодией апреля
Вернулись, прилетели
Гуляют в поле важные грачи
Припев:
Скинет шубу снеговую земля
Оживут весну, почуя, поля.
Небо солнышком сверкнет
И тогда проснется в поле борозда2. Весною чуть оттаяв
Заботливых хозяев
Зовет к себе кормилица – земля
Весною все тропинки
Тропинки – торопинки
В поля спешат, торопятся в поля
Припев:
3. Леса лежат без края,
Река бежит, сверкая,
Березы раскудрявились опять
А ласковей и краше
Полей бескрайних наших
Нигде на белом свете не сыскать.
Припев:
Учитель.
В великом творчестве всегда
Союз искусства и добра,
Союз великого, земного
Такого близкого, родного
Искусства. Словно три сестры,
Три полноводные реки
Вдруг в русле вместе оказались
В своем родстве не сомневались
Одна из них звончее пела,
Другая говорить умела
А третья, вспыхнув радугой цветов
Была понятна и без слов
И часто вместе все общались
Цвет, слово, звуки вдруг сплетались
Рождалось новое творенье
Тому виною вдохновенье!
Учитель. Подходит к концу наше путешествие, друзья! Надеюсь, что оно было интересное, увлекательное, познавательное. Для себя вы что-то открыли новое, увидели единство трех искусств раскрывая тему прихода весны. Урок окончен. До свидания.