Обобщающий урок по теме "Обработка графической информации в ПК"

Разделы: Информатика


Предлагаемый урок – итоговый урок по теме «Графическое представление информации» в 6-м классе. На предыдущих занятиях были  введены основные определения, понятия и термины, касающиеся данной темы. Также учащиеся освоили основные приёмы работы с графическим редактором.

Основная цель урока – повторить и обобщить знания учащихся о назначении и возможностях графического редактора. Я не ставила перед собой задачу научить учащихся практическим навыкам работы с графическим редактором потому что всё таки главная цель информатики – это развитие алгоритмического и  логического мышления учащихся.

Структура урока содействует достижению следующих целей:

  • повторение и закрепление материала по теме «Компьютерная графика»;
  • стимулирование интереса учащихся к данной теме и предмету в целом;
  • активизация взаимодействия между учащимися, навыков групповой работы;
  • воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива;
  • развитие мышления, умения применять полученные знания при решении задача различной направленности;
  • воспитание уважения к сопернику, умение достойно вести спор, стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде.

Задачи, которые я ставила перед собой заключались в следующем:

  • Воспитательная: развитие познавательного интереса логического мышления, воспитание ответственности за общее дело.
  • Учебная: повторение основных понятий и определений
  • Развивающая: развитие коммуникабельных способностей учащихся по теме; развитие умений выделять главное; сопоставлять факты, анализировать, высказывать свою точку зрения и отстаивать её по проблеме урока.

Исходя из темы, целей и задач   урока я выбрала проблемно-поисковую и игровую технологию и построила свой урок на деятельностной основе.

В основу построения данного урока положен коммуникативный метод, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения: развитие речевых умений и навыков учащихся.

Чтобы вовлечь ребят в учебу,  необходимы все новые и но­вые формы урока, где за основу берется познавательный интерес учащихся, а учитель является лишь катализатором, который приб­лизит этот интерес к формированию познавательной активности. Именно поэтому предлагаемый урок представляет собой соревнова­ние, существенная особенность которого – наличие соревновательной борьбы и сотрудничества, что позволило мне ввести в игру не просто занимательный материал, но и весьма сложные вопросы учебной программы. Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышле­ние. В ходе выполнения заданий проверяется усвоенный материал, на основе которого идет осмысление нового. Поэтому задания, ко­торые   предлагаются детям, даются в игровой форме, они быстро сменяют друг друга. Элемент соревновательности заставляет учащихся мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания, умения и навыки.

Дети смогли проявить себя в неординарной ситуации, повторить, показать и обобщить свои знания. Уроки такого типа развивают в детях чувство ответственности и сопереживания за деятельность всей команды.Каждый ученик был вовлечён в поиски решения проблемы, а значит в активную познавательную деятельность. Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базой, продолжением предшествующего.

Умение сопоставлять, анализировать, логически мыслить  развивалось при решение проблемной ситуации, подведении итогов урока.

Методы обучения, выбранные для данного урока являлись инструментом развития, способствовали вооружению школьников прочными знаниями, а также умениями переносить их на новые ситуации. Послужили способом формирования потребности в новых знаниях, создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Выбранные мною методы соответствовали задачам урока, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Так были использованы словесные методы, наглядные методы: изобразительная наглядность, иллюстрации, различные опоры, необходимые для подготовки собственного высказывания.

Задачи воспитания коллектива данного класса осуществлялись через создание дружеской творческой атмосферы урока, через организацию групповых форм работы и создание в этих микроколлективах рабочей дружеской обстановки.

Таким образом, считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке достигнуты. Каждый ученик получил за урок положительную оценку.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Постановка целей урока

II. Основная часть

Класс предварительно разбивается на «акционерные общества». Каждое общество выбрало «президента», придумало свой девиз и эмблему, которые непосредственно касаются изучаемой темы.

В начале урока каждое «акционерное общество»  представляет свои эмблемы и девизы. Максимальная оценка – 5 баллов.

КОНКУРС №1

Проверка «акционерных обществ на «платёжеспособность», т.е. подготовленность учащихся по данной теме. Конкурс представляет собой 10 вопросов, на которые нужно дать односложный ответ «да» – «нет». Члены «акционерных обществ» при ответе «да» - поднимают руку, при ответе «нет» - руку не поднимают. Учёт по количеству поднятых рук ведётся в специальных карточках секретарями.

Команда 1

  1. За основную единицу измерения количества информации принят 1 бод. (Нет)
  2. Инструментами в графическом редакторе являются наборы цветов. (Нет)
  3. При выключении компьютера вся информация стирается на гибком диске. (Нет)
  4. перемещение объекта на экране становится возможным только после выделения этого объекта.              (Да)
  5. В двоичной системе счисления используются символы 1 и 2. (Нет)
  6. Информация – это только те сведения, которые мы получаем из газет и журналов.                (Нет)
  7. Объективность информации – это зависимость информации от чьего-либо мнения. (Нет)
  8. ОЗУ – это устройство, предназначенное для вывода информации. (Нет)
  9. Сканер – это устройство, предназначенное для ввода информации в компьютер. (Да)
  10. Для рисования ровной линии необходимо удерживать нажатой клавишу SHIFT  (Да)

Команда 2

  1. За основную единицу измерения количества информации принят 1 байт. (Да)
  2. Палитрами в графическом редакторе являются: линия, круг, прямоугольник.  (Нет)
  3. ПЗУ – это устройство, с помощью которого  мы можем запоминать необходимые сведения.               (Нет)
  4. К основным операциям, возможным в графическом редакторе относятся: выделение, копирование, вставка. (Да)
  5. Для обработки информации процессор персонального компьютера использует три символа.       (Нет)
  6. Информация – это сведения, которые мы получаем в процессе жизнедеятельности. (Да)
  7. Достоверность информации – отражение истинного положения дел. (Да)
  8. Устройства вывода – это устройства, предназначенные для вывода информации. (Да)
  9. Клавиатура обеспечивает длительное хранение информации.  (Нет)
  10. Для сплошного закрашивания сплошного контура используется инструмент «распылитель».             (Нет)

КОНКУРС №2. Индивидуальное задание

Игра называется «Найди ошибки».  Каждому игроку в отдельности предлагается карточка с текстом, который заведомо содержит ошибки. Учащимся необходимо найти эти ошибку и записать текст  правильно. (5 минут).
За каждую правильно исправленную карточку команде даётся  3 балла.

  1. В строке «меню» графического редактора PAINT находятся следующие пункты: сохранить, правка, отразить/повернуть, рисунок, справка, копировать.
  2. Основную часть окна графического редактора занимает палитра, сбоку расположена рабочая область, а внизу – панель инструментов.
  3. Инструмент «распылитель» всплошную закрашивает ограниченный контур.
  4. Карандаш позволяет рисовать линию различной толщины.
  5. Кисть позволяет проводить линию только одной толщины, без выбора других вариантов.
  6. Заливка создаёт эффект «разбрызгивания» краски по листу.
  7. Для того, чтобы нарисовать ровную линию необходимо держать нажатой клавишу ENTER
  8. Для того, чтобы скопировать объект, необходимо обвести его карандашом и затем выбрать в пункте РИСУНОК команду КОПИРОВАТЬ.
  9. Для того, чтобы повернуть изображение на 900 необходимо выбрать команду ПОВЕРНУТЬ\ ОТРАЗИТЬ в пункте СПРАВКА  строки «меню»
  10. Инструмент                      позволяет снабжать рисунок всевозможными надписями.
  11. Кнопка  предназначена для выделения объекта и последующего его преобразования.
  12. Для того, чтобы добавить в палитру новый цвет, необходимо в пункте ВИД строки «меню» выбрать команду ИЗМЕНИТЬ ПАЛИТРУ.
  13. Для быстрого очищения рабочей области необходимо выбрать команду ОЧИСТИТЬ в пункте ФАЙЛ строки «меню»

В это время «налоговая полиция» проверяет состояние «документации» (тетрадей). За аккуратно оформленные тетради даётся один балл, за неаккуратные тетради или за их отсутствие у команды вычитают один балл.

КОНКУРС №3. «Способы получения и передачи информации»

По одному участнику от каждого общества вытаскивают карточки с заданием:

  • устно объяснить понятие, не называя его (самовар)
  • с помощью мимики и жестов объяснить, не произнося ни слова: «обезьяна ест банан»
  • нарисовать понятие «дворник»
  • с завязанными глазами определить предмет, который ему дали.

КОНКУРС №4. «Чёрный ящик»

Необходимо по определению или назначению определить, какой предмет находится в чёрном ящике. Время обсуждения – 1 мин. «Акционерное общество», которое первое дало правильный ответ получает 2 балла.

  1. В чёрном ящике находится предмет, очень необходимый практически каждому человеку, который занимается рисованием. Предназначен данный предмет для исправления и удаления «ненужных» деталей. В графическом редакторе мы можем выбрать необходимую форму и размер этого предмета. (Ластик)
  2. Самый распространённый инструмент для рисования, наиболее используемый для рисования как в PAINT, так и в повседневной жизни. Он позволяет рисовать линию только одной толщины. (Карандаш)
  3. Этот предмет позволяет провести линию более широкую, чем карандашом. Вид этой линии определяется формой данного предмета, которую мы можем выбрать в окне под панелью инструментов. (Кисть)
  4. Данный инструмент используется для того, чтобы при создании большого и сложного рисунка более чётко прорисовать мелкие детали. Когда данный объект выбран, в окне под панелью инструментов можно задать нужный размер, после чего щёлкнуть в нужном месте рабочей области. (Лупа)
  5. Данный предмет используется в том случае, когда нам необходимо использовать один из тех цветов, который уже имеется на рисунке, а точно определить соответствующий цвет палитры трудно. Выбрав этот инструмент, щёлкаем в определённой точке рисунка и цвет этой точки автоматически будет выбран в качестве цвета переднего плана. (Пипетка или выбор цветов) 

КОНКУРС №5. Расшифровка ребуса

В табличках приведены слова, связанные с изучаемой темой, причём буквы слов записаны «змейкой», т.е. их можно читать в любом направлении, но не по диагонали. Необходимо прочитать эти слова, определения которых также заданы. Время обсуждения – 2 минуты.  (Приложение №1)

КОНКУРС КАПИТАНОВ

Капитанам необходимо составить как можно больше всевозможных слов из предложенного слова   «КОПИРОВАНИЕ»

КОНКУРС №6

Каждому «обществу» предлагается кроссворд, который им необходимо разгадать за наименьшее количество времени.

III. Заключительный этап урока. Подведение итогов

Как известно, человечество входит в новый виток развития цивилизации, характеризующийся освоением не только вещества и энергии, но и информации. Термин «информация» из журналистского превратился в один из наиболее часто употребляемых в настоящее время терминов в науке, быту.  Это обусловлено тем, что понятия «информация» и «знания» очень близки, а знания, осведомлённость играют в настоящее время очень важную роль в жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Выражение: «Кто владеет информацией – тот владеет миром» наполняется сегодня всё большим и большим смыслом. Именно потребностью быстро и безошибочно обрабатывать информацию и, тем самым своевременно адаптироваться к меняющимся условиям окружающей действительности, принимать более обоснованные решения, составлять более точные прогнозы последствий принимаемых решений,   и обусловлено совершенствование вычислительной техники.  Быстрое увеличение объёма циркулирующей в обществе информации ставит современного человека перед проблемой умения работать с ней, находить, отбирать нужное, хранить и быстро извлекать  из хранилища, обрабатывать и преобразовывать. Причём, информация сегодня всё чаще представляется не только в текстовом, наиболее привычном виде, но и в графическом. В  чём же преимущество такого представления информации и всегда ли можно было представлять информацию в таком виде?

Первые компьютеры использовались лишь для решения    научных и производственных задач. Обычно результаты такого решения представляли собой длинные колонки чисел, напечатанных на бумаге. Для того, чтобы лучше понять полученные результаты, человек брал чертёжные инструменты и чертил графики, диаграммы. Иначе говоря, в ручную производил графическую обработку результатов. В графическом виде результаты становятся более наглядными и понятными. Быстро возникла идея поручить графическую обработку результатов самой машине. Первоначально, на бумажных листах с помощью символов (звёздочек, точек, крестиков) получались рисунки, напоминающие мозаику. С помощью такой печати программисты умудрялись получать художественные изображения.

Настоящая революция в компьютерной графике произошла  с появлением  графических дисплеев. На экране стало возможным получать рисунки и чертежи в таком виде, как на бумаге с помощью карандашей, красок, чертёжных инструментов.

Для построения, редактирования, сохранения изображений используются специальные программы – графические редакторы. Для создания изображений в графическом редакторе используются определённые инструменты, называемые «графическими примитивами». К ним относятся: линия, круг, прямоугольник и т.д. Это как бы простейшие элементы, из которых строится изображение.

Функции графического редактора:

  • Создавать рисунки
  • Добавлять к рисункам текст
  • Сохранять и преобразовывать рисунки

Окно графического редактора состоит из трёх частей:

  • Панель инструментов
  • Палитра
  • Рабочая область

Создавая изображения можно не только рисовать их самому, но и использовать фотографии, картинки и т.д.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что благодаря графическим возможностям ПК удалось сделать его привлекательным для широкого круга пользователей, а не только для профессионалов. Графическое взаимодействие делает общение пользователя с компьютером удобным, лёгким, увлекательным.

Приложение