Стендовый урок по теме "Вода – растворитель"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить со свойством воды растворять разные вещества;
  • актуализировать знания детей о значении воды в жизни всего живого, о ее свойствах;
  • учить видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • развивать память, речь;
  • воспитывать бережное отношение к природе своего края.

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • презентация "Вода",
  • вода из-под крана,
  • минеральная вода,
  • одноразовые стаканы,
  • чайные ложечки,
  • соль,
  • сахар,
  • речной песок,
  • салфетки,
  • фильтры из бумажных салфеток,
  • химические колбочки,
  • воронки,
  • тетради "Окружающий мир" и ручки.

Ход урока

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок.
Начинается урок,
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
Тайны мы открыть хотим.

Релаксация. Музыка

Как понимаете слова М.В. Ломоносова?

У: Ребята, мы сегодня открываем очередное заседание клуба "Мы и окружающий мир".

Тема заседания::.Чтобы определить тему урока, предлагаю послушать ребят.

Индивидуальная работа со словарём

(Раствор и растворитель)

2. Актуализация знаний. Презентация "Вода"

Ученики:

В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода
И кажется сказкою это,
А, в сущности, только вода.

Снег белый пойдёт и укроет
Родные леса и поля.
Но время придёт - всё растает)
И будет простая вода).

Доклады детей

У: Ребята, давайте вспомним все известные вам свойства воды.

  • не имеет формы
  • бесцветна
  • прозрачна
  • текуча
  • без запаха
  • без вкуса
  • бывает в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном

3. Изучение нового.

Определяют тему, задачи урока. "Вода - растворитель".

Кроссворд.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним из важнейших свойств воды: вода - растворитель. Какие задачи поставите перед собой?

  • познакомиться со свойством воды растворять разные вещества;
  • актуализировать знания детей о значении воды в жизни всего живого, о ее свойствах;
  • учиться видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • развивать память, речь;

Опыт 1. (работа в группах)

В прозрачный стакан с водой всыпаем чайную ложку соли. Помешиваем воду и наблюдаем, что происходит с кристалликами соли.

У: Изменилась ли прозрачность воды?

Её цвет?

Можно ли сказать, что вещество исчезло?

Попробуйте воду на вкус.

Пропустите воду с солью через бумажный фильтр.

У: Осталась ли соль на фильтре? Попробуйте воду на вкус. Удалось ли очистить воду от соли?

Запись в тетради.

Поваренная соль.

1. Можно ли сказать, что вещество растворилось в воде?

2. Прошло ли оно через фильтр?

Вывод. Поваренная соль в воде (растворилась)

(Запись в тетради)

Опыт 2.

Растворяем в воде вишнёвый сок.

Фильтруем.

Вывод. Вишнёвый сок в воде растворился.

Опыт 3.

Наблюдаем за минеральной водой в пластиковой бутылке.

У: Что вы видите? (пузырьки газа)

Разливаем минеральную воду в стаканчик и пробуем на вкус.

У: Вы почувствовали, что вода газированная?

Вывод. В воде растворены газы.

У: Как вы думаете, какой газ растворён в водоёмах, где живут различные животные? (кислород)

Вывод из всех опытов.

Вода растворяет

  • твёрдые вещества (соль, сахар, марганцовка)
  • жидкие вещества (жидкое удобрение)
  • газообразные вещества (кислород)

Является ли вода хорошим растворителем?

Все ли вещества растворяет вода?

Опыт 3. (работа в парах)

Речной песок.

Размешиваем в стакане с водой чайную ложку речного песка.

У: Изменилась ли прозрачность воды? А цвет? Исчезли ли песчинки?

Фильтруем. Наблюдаем, что будет проходить через фильтр, а что останется на нём.

У: Очистилась ли вода от песка?

Запись в тетради.

Речной песок.

1. Можно ли сказать, что вещество растворилось в воде?

2. Прошло ли оно через фильтр?

Вывод. Вещества, которые не растворяются в воде, называются нерастворимыми.

У: Как вы думаете, ребята, где в природе самая чистая и прозрачная вода? (в родниках ) почему родниковая вода самая чистая?

Работа с учебником. Изучить статью учебника. Сравнить свои выводы.

Что бы вы хотели дополнить? Учебник с.105 - 106

У: Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества?

Физминутка

Каждой группе я предлагаю выполнить своё задание.( Ученики используют дополнительную литературу)

1 группа

Ответить нам вопрос: Существует ли природный водный раствор?

Изучить статью журнала, выбрать главное.

Минеральная вода - природный раствор

Источники минеральной воды имеются в разных местах много шара. Большое количество различных минеральных источников находится на Кавказе. Здесь встречаются такие места где струи горячей или холодной минеральной воды) фонтанами бьют из скал и стекают в долины. Есть даже город, который так и называется - Минеральные воды.

Минеральная вода - это природный раствор. Он образуется в природе.

Минеральная вода полезна для здоровья людей. В санатории, где имеется минеральная вода, в любое время года приезжают на лечение люди с различными заболеваниями. По назначению врачей они пьют минеральную воду, купаются в ваннах с минеральной водой.

Около источников минеральной воды строят заводы. Здесь воду разливают в бутылки, делают её газированной и закрывают пробками. В бутылках минеральную воду отправляют магазины.

Морская вода, как и подземная минеральная вода, природный раствор. Она тоже полезна для здоровья людей. Морскую воду используют для полоскания горла. Благоприятно действует на здоровье людей купание в морской воде.

У. В нашем селе тоже есть источник с минеральной водой. Вода находится очень глубоко. Поэтому пробурили скважину 1,5 км и по трубам вода поступает в санаторий "Родник", в котором люди поправляют своё здоровье.

2 группа

Допустим, вы не знаете, что добавляли в каждый из стаканов, какие органы чувств помогут вам это определить? Обсудите, какие меры предосторожности необходимо соблюдать?

3 группа

Пресная вода - большое богатство, и её нужно беречь.

Какие советы вы бы дали людям.

Нужно следить, чтобы краны с водой были хорошо закрыты, чтобы из них не капала вода. Умываясь, не открывать полностью кран, не брызгаться водой. Тот, кто не бережёт воду, только на умывание тратит ежедневно по 1 ведру воды.

Нужно беречь водоёмы. Нельзя бросать в них банки, бутылки, бумагу, старые вёдра и другие ненужные вещи, выливать воду после стирки белья мылом и стиральным порошком, мыть машины, велосипеды на берегах водоёмов.

Человек должен следить за чистотой рек, ручьёв, озёр.

На фабриках и заводах устанавливают отстойники. Воду морей и океанов тоже нельзя загрязнять. Если теплоходы будут загрязнять воду машинным маслом, а при перевозке нефти будет её утечка, то в морях и океанах не смогут жить морские животные, погибнут морские растения.

С каким призывом мы можем обратиться к людям, чтобы сохранить воду чистой? (Берегите воду)

Отчёт групп.

Итог.

  • Хорошо ли вы усвоили тему урока? тест
  • Что важного открыли для себя на уроке? (Вода является хорошим растворителем)
  • Где сможете применить полученные знания?

Д/з

1. Сочинить загадки о воде.

2. Подобрать пословицы и поговорки о воде.