Музыка — главный герой басни

Разделы: Музыка


Цель: На примере басни Крылова “Квартет” определить роль музыки в литературном жанре “басня”. Познакомить с творчеством А.П. Бородина. Закрепить понятие “квартет”.

Задачи:

учебные:

  • формирование понятия роли музыки в литературном жанре басня

познавательные:

  • знакомство с творчеством и музыкой великого русского композитора А.П.Бородина, литературным жанром басни, русским баснописцем – И.А.Крыловым;

развивающие:

  • развитие зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения, способности к анализу
  • через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;

воспитательные:

  • воспитывать творческую личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства;

Методы:

  • словесный;
  • наглядный;
  • практический;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • частично-поисковый;

Приёмы:

  • слушание;
  • исполнение;
  • сопоставление со смежными видами искусств;

Оборудование: компьютер, проектор, экран, аккордеон, музыкальный центр.

Программное обеспечение: компьютерная презентация, CD записи.

Музыкальный материал урока: А. Бородин “Квартет 2” – III часть, норвежская народная песня “Волшебный смычок”, И. А. Крылов басня “Квартет”.

Дополнительный материал: портреты А. П. Бородина, И. А. Крылова, текст басни “Квартет”.

Структура урока:

  • Организационный момент;
  • Музыкальное приветствие;
  • Беседа по теме;
  • Слушание басни И.А.Крылова “Квартет”;
  • Слушание “Квартета” А.П.Бородина;
  • Знакомство с биографией Бородина А. П.;
  • Динамическая пауза;
  • Исполнение песни “Волшебный смычок”;
  • Закрепление выученных знаний;
  • Итог урока;
  • Домашнее задание;
  • Музыкальное прощание;

Ход урока

(Слайд 1, см. Приложение 1)

I. Музыкальное приветствие

Учитель: Ребята, на предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в сказках. Но музыка часто звучит не только в сказках, а и в других жанрах литературы.

Слайд 2

Обратимся к следующим названиям “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух”. Какому литературному жанру можно отнести эти произведения?

Ученики: Это басни.

Учитель: Кто написал эти басни?

Учитель: Известный великий русский поэт, работавший в жанре басни – Иван Андреевич Крылов.

(Показ портрета И.А.Крылова – щелчок)

Учитель: Басня – что же означает это слово?

(Слайд 3 – щелчок)

– Басня – один из старейших жанров литературы. Ещё в Древней Греции широкую известность получили басни Эзопа. В более поздние времена во Франции прославился своими баснями поэт Лафонтен. Басня – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод – мораль. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей.

Итак, какие отличительные особенности басни как жанра вы можете назвать? Что для неё характерно – краткая форма, действующие лица – животные, высмеиваются пороки, обязательна мораль, то есть басня поучает. Как вы думаете перечисленные мною названия басен “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух” – что объединяет эти басни.

Ученики: Главное действующее лицо – музыка.

Учитель: Верно, в этих баснях – музыка является главным действующим лицом.

II. Беседа по теме

Учитель: Тема сегодняшнего урока звучит так “Музыка – главный герой басни” (запись на доске) (слайд – щелчок). А чтобы узнать, о какой именно басне пойдёт речь, мы решим музыкальное уравнение.

(Слайд  4)

Дуэт + квинтет – трио = ? (квартет – по щелчку)

Учитель: Молодцы! Получилось название еще одной басни И. А. Крылова “Квартет”.

– Что же такое квартет? (Слайд  5)

Квартет – название музыкального произведения, которое исполняют четыре музыканта.

А чтобы лучше запомнить этот термин, мы сейчас прочитаем небольшое стихотворение.

Учитель: (Щелчок)

Соло буду петь один,
А дуэт с товарищем.
Трио с Сашей будем петь,
Нам двоим не справиться.
А квартет весёлый звонкий
Будем вместе петь с Алёнкой.

(Повторить значение терминов – соло, дуэт, трио, квинтет)

Учитель: Квартеты бывают разные, но чаще всего звучат струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки, альт и виолончель. О таком исполнительском составе нам рассказывает басня Крылова. (Слайд 6)

III. Чтение басни И. А. Крылова “Квартет” и её анализ

Вопросы и ответы учеников:

– Назовите музыкальные инструменты, присутствующие в басне.
– Почему виолончель Крылов называет “басом”? – Потому что виолончель – самый низкий по звучанию инструмент в квартете.
Кто участвует в басне?
– Какую роль играет музыка в басне и с какой целью она здесь использована? – Музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора.
– Какая музыка по характеру?
– Может у такой музыки быть композитор?
– В чем мораль сей басни?

Вывод: Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда.

Учитель: А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, может зазвучать очень красивая музыка. Да и сам И. А. Крылов был хорошим музыкантом с тонким музыкальным слухом. Современники вспоминали, что он очень любил играть в квартете и обычно брал на себя партию альта.

А ещё один замечательный композитор А. П. Бородин написал “Струнный квартет”, который является жемчужиной русской классики.

IV. Творчество А. П. Бородина

(слайд 7)

Для известного русского композитора и музыканта А.П. Бородина музыка не была его основной профессией. Он прославил и русскую музыку, и русскую науку, потому что был талантливым учёным-химиком. Музыка и химия нераздельно господствовали в его душе, и не покидала его даже во время лекций. Иногда на доске вместе с формулами он рисовал нотные линейки с записями новых мелодий. Склонившись над научной работой, он обязательно что-нибудь напевал. А иногда, покинув лабораторию, химик превращался в музыканта, и неслись по коридору стройные и чудесные звуки его волшебной музыки.

V. Слушание и анализ фрагмента III части квартета 2 А. П. Бородина.

Учитель: Прежде чем послушать музыкальное произведение, вспомним, какие инструменты входят в состав квартета (слайд 8 – всё по щелчку)

Послушаем звучание скрипки (щелчок) и виолончели (щелчок)

В чём схожесть и разница этих инструментов

Ученики: Схожесть в том, что они относятся к семейству струнно-смычковых, а разница в звучанию инструментов (виолончель звучит ниже).

Учитель: Квартет 2 Бородина – это программное, камерное произведение, то есть в его основе лежит программа. Состоит из IV частей: (Слайд 10)

I – Allegro moderato (не очень быстро)
II – скерцо (шутка)
III – ноктюрн (произведение, музыка которого создаёт образ ночи)
IV – финал

Камерная музыка – это музыка, предназначена для небольшого количества слушателей и исполнителей (от латинского camera – комната).

– Мы с вами сейчас послушаем фрагмент ноктюрна – эту удивительную по своей красоте музыку.

Примечание: Музыка подружила композитора с молодой талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой, которая стала впоследствии его женой. Это произведение одно из поздних сочинений композитора и посвящено жене. Работал он над ним в течение 2 лет. Когда композитор отбыл за границу, вдалеке от жены, вспоминая ее еще невестой, он написал этот квартет. Вот строки его письма к ней:

“ Никогда ещё я так далеко не уезжал от тебя, и, кажется, никогда ты мне не была так близка, как теперь. Пойми только: я в Гейдельберге!!! Ещё по дороге мимо меня, как в панораме, проносились давно знакомые берега, которые мы видели ещё с тобой. Можешь думать, что я должен был предчувствовать!..

Чего я не перечувствовал, пробегая те дорожки, те галереи, где мы бродили с тобой в первую пору счастья! Как бы я дорого дал в эту минуту, чтобы ты была со мной!”

Чтение стихотворения А. Фета и слушание музыки (Слайд  10 – по щелчку)

Примечание: Рекомендуется повторное слушание произведения с комментарием.

Вторая скрипка и альт сыграли вступление, и не успел ещё отзвучать и затихнуть второй аккорд, как запел глубокий, густой, как цвет чёрного бархата, голос виолончели. Медленно плывёт мелодия, полная какой-то особой, ночной красоты. Она так прекрасна, что мы забываем обо всём. В этой мелодии и тихая задумчивость. И страстность, и ночная глубина, и волнующий ночной покой.

Замер, как бы растворился в ночи голос виолончели, и та же мелодия родилась в высоком, звенящем голосе скрипок. Кажется, что её окутало серебристое сияние луны, осветило призрачным голубоватым светом. Вас покорила, взяла в плен красота этой мелодии. Снова и снова она повторяется. Меняется только её сопровождение, то спокойное, то взволнованное, почти тревожное. Перекликаются голоса. Какую-то часть спела скрипка, а продолжает её виолончель. Иногда, словно робея, пробует спеть кусочек мелодии альт, и снова разливаются бархатный голос виолончели и серебристый – скрипки. Это как игра света и тени, когда облака, бегущие по ночному небу, то скрывают луну, и тогда всё погружается во мрак, то проплывают мимо, и снова серебристый холодный свет мерцает на листьях деревьев, на дорожках ночного сада.

Но вот в последний раз, прощальным приветом звучат отголоски красавицы мелодии, и замирающий протяжный аккорд заканчивает одно из великих созданий А. Бородина – ноктюрн Второго концерта.

Можно рекомендовать другой вариант этого эпизода урока. Сначала учитель даёт первое слушание с комментарием, а затем второе – с пластическим интонирование. Движение рук должны передать характер произведения, выразительные краски его музыки.

Вопросы и ответы:

Учитель: Как звучала музыка?

Ученики: Медленно, тихо, протяжно, нежно.

Учитель: Звучание, каких музыкальных инструментов вы услышали?

Ученики: Скрипка, виолончель – струнный квартет

Учитель: Кто исполнял эту музыку?

Ученики: Инструментальный ансамбль

Учитель: Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни.

Ответы детей.

Вывод:

Учитель: Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка? Какими качествами нужно обладать, чтобы написать такую замечательную музыку?

Ученики: Музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением, талантом.

V. Динамическая пауза

(Слайд 11)

VI. Вокально-хоровая работа

Учитель: В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно.

Отгадайте загадку: (Слайд 12)

Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив
Его выводит … (щелчок) (Скрипка.)

Учитель: Вспомните, как называется песня, в которой музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни.

Ученики: Песня “Волшебный смычок”.

Учитель: Кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему?

Ученики: Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому, что она была нужна не только ему одному. В песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как пища.

Учитель: Давайте, мы тоже образуем ансамбль и исполним песню.

Исполнение песни “Волшебный смычок”/

– Повторение песни
– Работа над правильным интонированием мелодии
– Работа над чёткой дикцией текста песни
– Исполнение по ролям и разным исполнительским составом.

VII. Закрепление выученного материала – проверь себя

(Слайд 13).

  1. Как называется жанр литературы, для которого характерна краткая форма, действующие лица – животные и птицы, высмеиваются пороки?
  2. Назовите фамилию великого русского баснописца -
  3. Коллектив, состоящий из четырёх исполнителей – это
  4. Назовите автора струнного квартета –
  5. Состав струнного квартета –
  6. Что такое ноктюрн?

VIII. Итог урока

(Слайд 14)

Учитель: И в заключении нашего урока давайте подведём итог:

– Какую же роль играет музыка в литературе?

  • Музыка обогащает литературу.
  • Музыка часто звучит не только в стихах и сказках, но и в баснях.
  • Язык слов и язык музыки помогают нам раскрывать смысл содержания произведения, а также воздействуют на ум и чувства.

Учитель: Спасибо всем за урок. Каждый за работу на уроке получит оценку

IX. Домашнее задание

Нарисуйте наиболее понравившихся героев сегодняшнего урока или составьте, пожалуйста, кроссворд, чтобы ключевым словом стало слово “квартет”.

X. Музыкальное прощание