Цели:
- Познакомить учащихся с творчеством М.М. Пришвина;
- Учить отвечать на вопросы, работать с текстом;
- Совершенствовать навык выразительного чтения;
- Вызвать у учащихся интерес к творчеству М. Пришвина;
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Оборудование: рисунки детей “Что для меня значит Родина”; выставка книг Пришвина; портрет писателя, диск с песней “Гляжу в озера синие”.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Учитель: Тема родной природы и Родины является одной из самых важных в творчестве поэтов, писателей, композиторов. Ребята, я предлагаю вам послушать песню. Послушайте и скажите, о чем она?
(Песня “Гляжу в озера синие”, О. Воронец, слайды о родной природе.)
– О чём же эта песня? (О Родине.)
Дети в своих рисунках отразили значение для них слова Родина. (выставка рисунков)
– А обобщат всё сказанное ребята в своих стихах:
1 ученик
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
2 ученик
В нём умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котёнок......и я.
3 ученик
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком.
И на щёчке родинка –
Это тоже Родина!
– Как вы понимаете смысл слова “Родина”? (Место,
где родился и т.д.)
– Давайте посмотрим с вами в толковом словаре
значение слова Родина (см. Приложение
1, слайд)
– В каком городе мы живем? (Маркс) (слайд)
– Что вы знаете о нашем городе? (слайд)
“Охранять природу – значит охранять Родину”.
Родина и природа неразделимы.
– Вспомните писателей и поэтов, которые писали
о них. (слайды)
– Посмотрите на доску и скажите, что вы видите?
(Выставка книг по творчеству М. Пришвина)
– Значит, о каком удивительном человеке,
страстно любящим природу мы будем говорить? (О
М.М. Пришвине.)
– Несколько слов о М. Пришвине вам скажут дети. (слайд)
III. Физкультминутка
На горе стоит лесок
(круговые движения руками)
Он не низок, не высок
(сесть, встать)
Удивительная птица
Подает нам голосок
(глаза и руки вверх)
По тропинке два туриста
Шли домой издалека
(ходьба)
Говорят: “ Такого свиста мы не слышали пока”.
(плечи поднять)
IV. Тренировочные упражнения
– В его рассказах путешествуя весной по лесу можно услышать пение птиц.
(Голоса птиц, слайд.)
– Мы удивимся такому пению и скажем удивлённо: “Ого”
– Вдруг показался ёж и мы радостно воскрикнем: “
Ух ты ”
– А сейчас поиграем в игру “Скороговорка”
– Сначала читаем скороговорку медленно,
протяжно, затем в среднем темпе, выразительно, а
потом в скороговорном, быстром темпе. (слайд)
Встретил в чаще ёж ежа
– Как погода, ёж?
– Свежа,
– И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съежась два ежа.
V. Изучение нового материала
– А теперь обратим внимание на новое произведение “Моя Родина”.
1. Первичное восприятие рассказа. Чтение учителем.
– Сегодня мы познакомимся с рассказом –
очерком “Моя – Родина”. Это, ребята, очерк.
– Что же такое очерк? (слайд)
(Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе)
– Понравился ли вам рассказ? Что именно?
– Какие слова вам встретились в рассказе,
которые вызвали затруднение?
2. Словарная работа
Со/кро/ви/ща
Кла/до/вая
– Что такое сокровища? (Ответы детей.)
Давайте посмотрим в толковом словаре значение
этого слова (слайд)
– Что такое кладовая? (Ответы детей.)
1) помещение для хранения материалов, товаров
2) место, где сосредоточены какие-нибудь
природные ценности, (например подземные
кладовые)
3. Чтение учащимися. Анализ произведения.
а) Чтение цепочкой по предложению.
- Определите жанр и тему произведения.
- Кто является главным героем в произведении?
- Какую привычку воспитала у Пришвина его мать? Прочитайте.
- Найдите и прочитайте, как по-особенному готовилось молоко, и каким был чай?
- Почему автор думает, что начинать работу надо вместе с солнцем? (прибыло здоровье, радость в жизни и счастье)
- В чем заключалась “охота” писателя? Прочитайте.
Прочитает классу.....
(он ходил на охоту с записной книжкой и охотился за открытиями, а не за птицей и зверем)
- Как он вас называет? (молодые друзья)
- С чем он сравнивает природу?
- Что писатель называет “Кладовой солнца”? (природа, которая хранит сокровища жизни)
- Какие “сокровища жизни” надо охранять? (рыб, леса, степи, горы, животных)
б) Выразительное чтение учащимися.
в) Деления текста на части и составление плана
учащимися (проверка учителем).
– Запишите или нарисуйте.
VI. Закрепление
1. Работа в тетрадях на печатной основе.
(стр.81 №3)
(Охранять природу – значит охранять Родину)
- Какими являются эти слова для рассказа? (главными, главная мысль этого рассказа)
- Какие пословицы или поговорки вы знаете, которые подошли бы по смыслу к произведению “Моя Родина”.
(Береги землю родную, как мать любимую)
- Что можете вы сделать, чтобы сберечь природу? (сажать деревья, убирать мусор, не загрязнять водоёмы, не рвать цветы)
VII. Итог урока. Рефлексия.
Мне бы хотелось подвести итог урока обращением к человеку, и помогут в этом ребята.(слайд)
1 ученик: Природа богата, но её богатства не бесконечны, и человек должен пользоваться ими как разумный и заботливый хозяин.
2 ученик: Закон об охране природы обязывает всех людей беречь природные богатства Родины, чтобы природа не истощилась и ещё долго служила людям.
3 ученик:
Мы любим лес в любое время года
Мы слышим речек медленную речь
Всё это называется природа
Давайте же всегда её беречь!
4 ученик:
В лугах ромашки солнечного цвета
Такие, что светлей на свете жить
Природой называется всё это,
Давайте же с природою дружить!
5 ученик:
Летят, звеня, снежинки с небосвода
Клубится на заре тумана дым.
Всё это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
6 ученик:
Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя заря
Природой называется всё это,
Давайте же любить её всегда.
VIII. Домашнее задание
Сочинить рассказ на тему: “Мой родной край”, выучить последний абзац произведения “Моя Родина” М.М. Пришвина