Урок литературного чтения в 3-м классе «М.М. Пришвин "Моя Родина"»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить учащихся с творчеством М.М. Пришвина;
  • Учить отвечать на вопросы, работать с текстом;
  • Совершенствовать навык выразительного чтения;
  • Вызвать у учащихся интерес к творчеству М. Пришвина;
  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: рисунки детей “Что для меня значит Родина”; выставка книг Пришвина; портрет писателя, диск с песней “Гляжу в озера синие”.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Учитель: Тема родной природы и Родины является одной из самых важных в творчестве поэтов, писателей, композиторов. Ребята, я предлагаю вам послушать песню. Послушайте и скажите, о чем она?

(Песня “Гляжу в озера синие”, О. Воронец, слайды о родной природе.)

– О чём же эта песня? (О Родине.)

Дети в своих рисунках отразили значение для них слова Родина. (выставка рисунков)

– А обобщат всё сказанное ребята в своих стихах:

1 ученик

Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

2 ученик

В нём умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котёнок......и я.

3 ученик

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком.
И на щёчке родинка –
Это тоже Родина!

– Как вы понимаете смысл слова “Родина”? (Место, где родился и т.д.)
– Давайте посмотрим с вами в толковом словаре значение слова Родина (см. Приложение 1, слайд)
– В каком городе мы живем? (Маркс) (слайд)
– Что вы знаете о нашем городе? (слайд)

“Охранять природу – значит охранять Родину”.
Родина и природа неразделимы.

– Вспомните писателей и поэтов, которые писали о них. (слайды)
– Посмотрите на доску и скажите, что вы видите?

(Выставка книг по творчеству М. Пришвина)

– Значит, о каком удивительном человеке, страстно любящим природу мы будем говорить? (О М.М. Пришвине.)
– Несколько слов о М. Пришвине вам скажут дети. (слайд)

III. Физкультминутка

На горе стоит лесок
        (круговые движения руками)
Он не низок, не высок
        (сесть, встать)
Удивительная птица
Подает нам голосок
        (глаза и руки вверх)
По тропинке два туриста
Шли домой издалека
        (ходьба)
Говорят: “ Такого свиста мы не слышали пока”.
        (плечи поднять)

IV. Тренировочные упражнения

– В его рассказах путешествуя весной по лесу можно услышать пение птиц.

(Голоса птиц, слайд.)

– Мы удивимся такому пению и скажем удивлённо: “Ого”
– Вдруг показался ёж и мы радостно воскрикнем: “ Ух ты ”
– А сейчас поиграем в игру “Скороговорка”
– Сначала читаем скороговорку медленно, протяжно, затем в среднем темпе, выразительно, а потом в скороговорном, быстром темпе. (слайд)

Встретил в чаще ёж ежа
– Как погода, ёж?
– Свежа,
– И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съежась два ежа.

V. Изучение нового материала

– А теперь обратим внимание на новое произведение “Моя Родина”.

1. Первичное восприятие рассказа. Чтение учителем.

– Сегодня мы познакомимся с рассказом – очерком “Моя – Родина”. Это, ребята, очерк.
– Что же такое очерк? (слайд)

(Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе)

– Понравился ли вам рассказ? Что именно?
– Какие слова вам встретились в рассказе, которые вызвали затруднение?

2. Словарная работа

Со/кро/ви/ща
Кла/до/вая

– Что такое сокровища? (Ответы детей.)

Давайте посмотрим в толковом словаре значение этого слова (слайд)

  1. драгоценность, дорогая вещь
  2. так говорят о ком-то, о чем-то ценном, дорогом
  3. ценности духовной и материальной культуры

– Что такое кладовая? (Ответы детей.)

1) помещение для хранения материалов, товаров
2) место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности, (например подземные кладовые)

3. Чтение учащимися. Анализ произведения.

а) Чтение цепочкой по предложению.

  • Определите жанр и тему произведения.
  • Кто является главным героем в произведении?
  • Какую привычку воспитала у Пришвина его мать? Прочитайте.
  • Найдите и прочитайте, как по-особенному готовилось молоко, и каким был чай?
  • Почему автор думает, что начинать работу надо вместе с солнцем? (прибыло здоровье, радость в жизни и счастье)
  • В чем заключалась “охота” писателя? Прочитайте.

Прочитает классу.....

(он ходил на охоту с записной книжкой и охотился за открытиями, а не за птицей и зверем)

  • Как он вас называет? (молодые друзья)
  • С чем он сравнивает природу?
  • Что писатель называет “Кладовой солнца”? (природа, которая хранит сокровища жизни)
  • Какие “сокровища жизни” надо охранять? (рыб, леса, степи, горы, животных)

б) Выразительное чтение учащимися.
в) Деления текста на части и составление плана учащимися (проверка учителем).

– Запишите или нарисуйте.

VI. Закрепление

1. Работа в тетрадях на печатной основе. (стр.81 №3)

  • Назовите “важные слова”

(Охранять природу – значит охранять Родину)

  • Какими являются эти слова для рассказа? (главными, главная мысль этого рассказа)
  • Какие пословицы или поговорки вы знаете, которые подошли бы по смыслу к произведению “Моя Родина”.

(Береги землю родную, как мать любимую)

  • Что можете вы сделать, чтобы сберечь природу? (сажать деревья, убирать мусор, не загрязнять водоёмы, не рвать цветы)

VII. Итог урока. Рефлексия.

  • Какова главная мысль рассказа?

Мне бы хотелось подвести итог урока обращением к человеку, и помогут в этом ребята.(слайд)

1 ученик: Природа богата, но её богатства не бесконечны, и человек должен пользоваться ими как разумный и заботливый хозяин.

2 ученик: Закон об охране природы обязывает всех людей беречь природные богатства Родины, чтобы природа не истощилась и ещё долго служила людям.

3 ученик:

Мы любим лес в любое время года
Мы слышим речек медленную речь
Всё это называется природа
Давайте же всегда её беречь!

4 ученик:

В лугах ромашки солнечного цвета
Такие, что светлей на свете жить
Природой называется всё это,
Давайте же с природою дружить!

5 ученик:

Летят, звеня, снежинки с небосвода
Клубится на заре тумана дым.
Всё это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!

6 ученик:

Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя заря
Природой называется всё это,
Давайте же любить её всегда.

VIII. Домашнее задание

Сочинить рассказ на тему: “Мой родной край”, выучить последний абзац произведения “Моя Родина” М.М. Пришвина