Урок русского языка во 2-м классе по теме "Две орфограммы в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Образовательно-развивающие:

1.1 Применение опорных понятий “корень слова”, “орфограмма”, “безударная гласная”, “ударная гласная”, “проверяемая безударная гласная”, “парная согласная” “проверяемая парная согласная”;

1.2. Развитие обще-учебных умений:

  • определять орфограмму в корне слова;
  • подбирать проверочные слова;
  • применять орфограмму при написании слов;

1.3. Развитие специальных умений:

  • определять и делить понятия;
  • конструировать проблемные вопросы двух типов (вопросы– понятия и вопросы-суждения) и ответы на них;
  • сравнивать и обобщать понятия;
  • соотносить понятие к определенной группе по одному из признаков делимости.

2. Воспитательные:

2.1. Формирование диалектико– материалистического мировоззрения на основе выявления категорий диалектики: “общее – особенное – единичное”, “причина – следствие”;

2.2. Развивать умение работать в группах, принимать мнения других, высказывать свои возражения.

Урок проводился во 2-м классе.
Характер деятельности: частично проблемно-поисковый.
Класс делился на пять групп.
Роль арбитра выполнял учитель.

Оборудование: доска, мел, магнитная доска, карточки с заданиями, карточки-помощники, экран, проектор (компьютер), тетради на печатной основе, рабочие тетради.

Приложение 1

Ход урока

№ п/п Деятельность учителя Деятельность ученика
I. Организационный момент  
  – Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

– Постараюсь все понять –

Буду грамотно писать.

II. Актуализация темы и учебной задачи урока.  
1.1 – Посмотрите на экран, дана транскрипция слов.  
  – Кто скажет, одно здесь слово записано или два?

[ л у к ]
[ л у к ]

– Какая орфограмма поможет нам решить орфографические задачи в этих словах?

– Что еще поможет правильно выбрать букву в написании этих слов?

– Каким образом ученик может проверить и правильно записать данные слова?

– А вам известно, что сова-неясыть, которая весит всего 250граммов, питаясь мышами, способна сохранить 50 тонн зерна?

– Помогите мне решить орфографическую задачу в написании названия этой птицы:

с.ва

– Я думаю, что здесь одно и то же слово.

– Я считаю, что одно слово обозначает огородное растение или оружие, а другое – участок, покрытый травянистой растительностью.

– Проверяемый парный согласный звук в корне слова.

– Значение слова. Его смысл.

– Надо изменить слово так, чтобы этот звук стал в сильную позицию, например, лук – из лука, луг – луга.

 

– Это орфограмма – проверяемый безударный гласный звук в корне слова, поэтому слово сова можно проверить словом совы

1.2 – Помогите мне сформулировать учебную задачу на урок.

– Верно.

– А для чего нам надо все знать об этих двух орфограммах?

– Догадайтесь, какое слово здесь записано:

С.вунья

– Чем объяснить, что это слово записано с большой буквы?

– Верно. Помогите мне решить орфографическую задачу в этом слове.

Совунья сегодня решила пригласить вас к себе и своим друзьям в гости для того, чтобы вы попробовали выполнить её задания и задания её друзей. Работать будем в группах. На доске заявка на оценку. Критерии, по которым вы будете оценивать свою работу, вам известны.

– Я думаю, что сегодня на уроке мы будем повторять написание слов с безударными гласными и парными согласными звуками.

– Это нужно для того, чтобы не испортить свои записи ошибками.

– Это слово – Совунья.

– Это имя одной героини из мультфильма о смешариках.

– Это слово тоже можно проверить словом совы, а еще совушка

Заявка на оценку:

13б. и более – “Гений”
10– 12б.– “Талант”
7– 9б.– “5”
4– 6б. – “4”
2– 3б. – “3”

III. Работа по обобщению изученного материала.  
3.1 – Итак, первое задание вы получаете от Совуньи. Она очень хочет, чтобы вы очень красиво и правильно списали с доски эти строчки:

C c [с],[с] ся, се, си, см, со
сова-совы, Совунья-совы

 
3.2 Физкультминутка.  
3.3 – Откройте тетради. Давайте подготовим пальчики к письму (массаж пальчиков).

– А теперь вспомним правила посадки при письме:

(Дети выполняют упражнения для пальчиков.)

– Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

  – Запишите эти строчки.

– Расскажите о букве, с которой вы работали на минутке чистописания.

– А чтобы мы лучше справились со всеми заданиями смешариков, Совунья предлагает нам повторить определение ключевых понятий, которыми мы будем оперировать в течении всего урока. Задайте друг другу вопросы– понятия к следующим понятиям:

корень слова
орфограмма
безударный гласный
проверяемый безударный гласный
парный согласный по глухости-звонкости
проверяемый парный согласный звук

– А теперь отправляемся в гости к трудолюбивому Копатычу. который приготовил вам непростое задание.

– Буква “с” может обозначать два звука [с] и [с]. Звук [с] – согласный, парный, глухой.

– Что понимается под выражением “безударный гласный звук”?

– Под выражением “безударный гласный звук” понимается звук, который в слове стоит в слабой позиции.

– Что представляет собой проверяемый гласный звук?

– Проверяемый гласный звук в слове– это гласный звук, который можно проверить, подобрав проверочное слово.

и т.д.

  – Откройте тетради на печатной основе с. 48 у.
№ 427.
(Ученики выполняют задание)
  – Самостоятельная работа: определите вид орфограммы и способ действия для выбора нужной буквы.  
  – Проверка работы в парах. (Работа в паре)
3.4 Копатыч предлагает проверить правильность выбора буквы при помощи ваших вопросов-суждений:

– первая команда задает всем вопросы-суждения к 1-ой группе слов, вторая команда – ко 2-ой группе слов, третья команда – к 3-ей группе слов.

– А сейчас по два представителя от 4-й и 5-й группы отправляются на выполнение задания от Кроша. Он смешал здесь все слова, найдите каждому слову своё место в схеме, которую мы выстроили с вами на прошлых уроках.

– Как доказать, что в корне слова пес пишется буква с?

– Это можно доказать проверочным словом псы.

– Чем объяснить, что в корне слова хватать пишется буква а?

– Это можно объяснить тем, что к данному слову можно подобрать проверочное слово схватка.

– Каким образом можно проверить парный согласный в корне слова будка?

– и т.д.(аналогично проходит работа и в других группах.

3.5 Физкультминутка

– Встаньте с места. Если я называю слово на проверяемый безударный звук в слове – тянете руки вверх, если называю слово на проверяемый парный согласный – хлопаете в ладоши.

Дубки, пеньки, зубки, будка, летит, старик, крошка, грибки.

 
  – Чем объяснить, что в последнем случае многие из вас и затопали и захлопали? – Это можно объяснить тем, что в данном слове есть две орфограммы: на проверяемый гласный и парный согласный звук в корне слова.
3.6 – А теперь давайте проверим, как справились с заданием ребята 5-й и 4-й групп.

3.7 Крош приготовил еще одно задание. Сконструируйте предложение из слов 1 группы, изменив окончания некоторых слов.

– Определите, какое это предложение по:

цели высказывания;
по интонации;

(Аналогичная работа проводится со словами из других двух групп)

– Пёс вылез из будки и лёг на дорожке.

– По цели высказывания это повествовательное предложение, а по интонации – невосклицательное.

  – Запишите в тетрадь любое из сконструированных вами предложений. (Дети выполняют задание)
3.8 Физкультминутка для глаз.  
3.9 Обобщим наши знания через категорию “общее-особенное-единичное”,

– Что было общим для 1-ой и 2-ой групп слов в нашей схеме?

– Верно. А что было особенным для каждой орфограммы?

– И что же будет единичным для этих орфограмм?

– Общим было то, что это слова с орфограммами.

– А особенным было то, что одна из орфограмм – проверяемая парная согласная в корне слова, а другая – проверяемая безударная гласная в корне слова.

– Единичным будет конкретный пример.

3.10 – А самое интересное задание приготовил Пин Каждая группа ребят должна будет найти 5-е лишнее понятие и обосновать свой ответ.

I команда: берёза, весна, зима, окно, метель.

II команда: дубки, футбол, дождь, бабка, метка.

III команда: мягкий, резкий, гроза, лёгкий, скользкий.

VI команда: гора, горевать, горняк, горка, пригорок.

V команда: стрелять, храпеть, зерно, молчать, кричат.

I команда:

– Сравнивая первое слово берёза с остальными, можно сказать, что это слово с непроверяемой гласной в корне слова, а в остальных– проверяемая безударная гласная.

II команда:

– В отличие от остальных слов, слово футбол – с непроверяемой парной согласной в корне слова.

– По сравнению с остальными словами, в слове дождь букв больше, чем звуков.

III команда:

– Сравнивая слово гроза, с остальными, можно сказать, что это слово с проверяемой безударной гласной, а остальные– с проверяемой парной согласной.

VI команда:

– По сравнению со словом горевать, остальные слова – родственные.

– В отличие от остальных слов, обозначающих предметы, слово горевать обозначает действие предмета.

V команда:

– В отличие от остальных слов, обозначающих действие предмета, слово зерно обозначает предмет.

– По сравнению с остальными словами, в слове метель букв больше, чем звуков.

  – Назовите еще слова, где букв больше, чем звуков. – Пень, мальчик, и др.
IV Подведение итога урока. Домашнее задание.  
4.1 – Давайте подведем итог нашего урока через категорию “единство-многообразие”.  
  – Назовите общее правило для решения орфографических задач в словах, с которыми мы с вами работали на уроке. – Чтобы правильно написать слова с этими орфограммами, надо к словам подобрать проверочное слово.
  – Верно: правило одно, а слов можно проверить…

Категория “причина-следствие”:

– Много.
  – Причина – не научишься применять изученное правило, следствие – …. – ….будешь безграмотно писать.
4.2 А сейчас мы со Смешариками просим вас

посчитать свои накопленные баллы.

– Встаньте те, кто набрал 13 и более баллов.

– Вы сегодня получаете “пятерку” и почетное звание– Гений.

– Встаньте те, у кого 10– 12 баллов.

– Поприветствуем их. Это – Таланты. И у вас – пятёрки.

(и т. д.)

– Поднимите руки те, кто еще лучше сегодня научился решать орфографические задачи с этими орфограммами.

– У кого еще не все пока получается?

– Поднимите руки те, кто уходит с урока в хорошем настроении.

– А у кого оно не совсем хорошее?

 
4.3 – Дома еще раз повторите правило, выполните упражнение № 429 и устно сконструируете 2 вопроса-суждения к этому заданию.

Спасибо за урок.