Роль национальных видов спорта и народных игр в физическом развитии учащихся

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Вопросы развития физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни приобретает в настоящее время особое значение. Поскольку общая политика нашего государства направлена на заботу о человеке, о развитии его физического, интеллектуального, нравственного и духовного потенциала, создание благоприятных условий для активизации творческих сил.

История развития любого этноса, большого или малочисленного народа предполагает знание, прежде всего, сущности традиций народного воспитания. У народов Севера издавна сложилась своеобразная по содержанию, формам и методам система народной педагогики. Она способствовала коренным народам сохранить себя из поколения в поколение в экстремальных условиях Севера.

В суровых условиях Крайнего Севера, где восемь месяцев зимы наши предки, учитывая многовековую историю народа и географо-климатические условия, создали самобытные, уникальные, разнообразные национальные виды спорта, физические упражнения, игры, которые всесторонне развивают физические качества (силу, быстроту, выносливость и ловкость), а также морально-волевые качества, воспитывают нравственные, эстетические ценности человека. Философией национального вида спорта и подвижных игр становятся пропаганда молодежи к ведению здорового образа жизни, активным занятиям физической культурой и спортом.

В современном обществе национальные виды спорта, национальные физические упражнения и игры народов Якутии, получили дальнейшее развитие, как отдельное направление в общей системе физической культуры и спорта РС/Я/. Наша многонациональная республика становится примером бурного развития и совершенствования, неродных традиций, как инициатор крупных международных и спортивных всероссийских мероприятий. Национальные виды спорта и народные игры являются неотъемлемой частью. Общей культуры нашего народа.

Актуальность: Национальные виды спорта, физические упражнения и народные игры формировались и совершенствовались на протяжении тысячелетий, передавались из поколения в поколения, и пользовались, как основное средство заполнения потребности в движении гармоничном физическом развитии организма, приобретению навыков и умений. Характерной особенностью национальных видов спорта является их динамичность, общедоступность, практичность и простота в применении.

Цель: выявление роли якутских национальных видов спорта и народных игр в развитии физических качеств потенциала учащихся.

Задачи: анализ литературных источников:

– выявить уровень физической подготовленности учащихся;
– выявить роль национальных видов спорта в становлении личности учащихся;
– доказать влияние народных игр на развитие физических качеств детей.

Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс учащихся в школе и семье.

Предмет исследования: применение национальных видов спорта и народных игр на уроках физической культуры.

С получением суверенитета Республики Саха и принятием национальной концепции, учитывая, что всестороннее развитие школьника можно достичь, используя национальные виды спорта, упражнения, игры. В современном обществе национальные виды спорта, национальные физические упражнения и игры народов Якутии, получили дальнейшее развитие, как отдельное направление в общей системе физической культуры и спорта РС/Я/. Наша многонациональная республика становится примером бурного развития и совершенствования, неродных традиций, как инициатор крупных международных и спортивных всероссийских мероприятий. Национальные виды спорта и народные игры являются неотъемлемой частью. Общей культуры нашего народа.

Национальные виды спорта, игры, упражнения можно использовать как прикладной вид спорта для занятий другими видами спорта. Народные игры якутов имеют давнее историческое происхождение. Соединяя в себе народный театр и народную гимнастику, они обнаруживают народные мечты, стремление, заглушаемые ежедневными житейскими заботами. Якутские народные виды спорта и народные игры являются неотъемлемой частью общей культуры нашего народа. Разнообразные игры на быстроту, силу ловкость, выносливость всегда были популярны у народов живущих в экстремальных условиях Севера в этом суровом крае, могут жить и работать люди закаленные и стойкие.

Национальные виды спорта в школьной программе по физкультуре, по моему мнению, должны быть обязательны. Они имеют огромное воспитательное, оздоровительное, общеобразовательное, общеразвивающее значение. Воспитательное значение национальных видов спорта, упражнений и игр, огромно. Народ, придумавший, эти виды всегда отличался скромностью, воспитанностью, гостеприимностью.

Национальные виды спорта воспитывают морально-волевые качества. Национальные виды спорта в школьной программе по физкультуре, стремление к победе, учится преодолевать трудности. Национальные виды спорта, упражнения и игры развивают скоростно-силовые качества, скоростную выносливость, укрепляет сердечно-сосудистую систему, развивает костно-мышечный аппарат, гармонично развивает все группы мышц, особенно в подростковом возрасте, когда идет переломный период в развитии двигательной функции ребенка.

К 11–12 годам учащиеся в основном обладают базовыми двигательными действиями в беге, в прыжках, метании, лазанье, национальных прыжках, играх. У них складываются весьма благоприятные предпосылки для углубленной работы над развитием двигательных способностей. В связи с этим одной из главных задач, которые должен решать учитель, становится обеспечение всестороннего развития, координационных (ориентирование в пространстве быстрота и точность двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность). Воспроизведение и дифференцирование силовых, временных и пространственных параметров движений и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей учащихся, а также все их сочетание. В этом возрасте продолжается овладение школьниками базовыми двигательными действиями, включая технику основных видов спорта (л/атлетика, с/игры, гимнастика, единоборства, лыжи, национальные виды спорта, прыжки). Углубляются знания по личной гигиене, влиянию занятий физическими упражнениями на основные системы организма (дыхание, кровообращение, центральную нервную систему, обмен веществ) на развитие волевых и нравственных качеств. Усвоению знаний учащихся надо контролировать на основе наблюдения, устного или письменного опроса, специальных заданий по применению теоретического материала на практике. Для того чтобы содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, уроки необходимо проводить преимущественно на свежем воздухе. Костюм учащихся должен соответствовать погодным условиям и гигиеническим требованиям. Особенно эффективны национальные прыжки на песке, лужайке. С началом учебного года проводим уроки с 5 по 11 классы на свежем воздухе, в зале занимаемся лишь в том случае, когда на улице непогода. С ноября до января уроки физкультуры проводим в спортзале, а в феврале опять выходим на свежий воздух.

Национальные прыжки и народные игры для 7–8 классов.

По теме “Легкая атлетика”. В вводной части урока использую игры-эстафеты с элементами национальн6ых прыжков, упражнений и игр, для подготовки организма к предстоящей физической нагрузке, быстрые прыжки кылыы, ыстана, куобах. Национальные прыжки через препятствия для развития прыгучести и скоростно-силовых качеств. Большое внимание уделяем играм “Дьулурга о5ус”(упрямый бык), “Бэгэччэктэпии” (армрестлинг), “Кырынаастыыр” (прыжки горностая), “О5ус уонна чоночох ”(бык и пень), развивающие скоростно-силовые качества, силу и выносливость. По теме: “Гимнастика”. Использую национальные прыжки, виды спорта, которые развивают ловкость, гибкость, силу координационные способности. “Кулун кулурустуур”(переворот под рукой), “Ойбонтон уулаапын”, “Котох ынагы туруоруу”(подними лежащую корову), “Ким кыайан турарый? (кто подымится), “Хорон оту урдунэн ыстаныы”.

Национальные прыжки через препятствия. Борьба “хапсагай”, перетягивание палки по круговой системе или с выбыванием после одного или двух поражений. Исходя из количества учащихся. По теме: “Спортивные игры”. Большое внимание уделяю командным играм с мячами “Лапта”, “онхой оонньуута”. Пионербол с одним или двумя мячами. Баскетбол в одно кольцо. “Онхой оонньуута”, “Тойон”.

Во вводной части урока много использую национальные прыжки для развития прыгучести и скорости бега и выносливости. По теме: “Лыжная подготовка”. Использую национальные прыжки методом круговой тренировки. То есть работа по станциям. Класс делю на 4-5 группы: 1-ая группа – кылыы столько то раз, 2 группа – ыстана, 3 группа – куобах, 4 группа – прыжки через скамейку, 5гр – с высоты до 60 см – количество раз. По сигналу группы меняются местами. И так можно несколько раз повторить. Наблюдаю за самочувствием, проверяю частоту сердечных сокращений.

Для развития скоростной выносливости используя быстрые национальные прыжки до полного утомления, для восстановления дыхания и сил использую танцевальные упражнения “дьиэрэнкэй”.

Национальные прыжки народные игры для 9–11 классов.

Тема: “Легкая атлетика”. Использую игры, игры-эстафеты с элементами национальных прыжков, игры развивающие силу, выносливость, быстроту реакции “вызов номеров”, “Лапта”, “Хайах хостоопуна”, “Кырынаастыыр”, “Опос торбос, “Ворон и воробей”. В старших классах основное внимание уделяю на развитие силы, скоростно-силовой подготовки, совершенствование техники национальных. видов спорта, участие в соревнованиях.

Тема: “Гимнастика”. Использую игры, развивающие координационные способности, ловкость, гибкость, “тутум эргиир”, “ойбонтон уулаапын”. Национальные прыжки через препятствия запрыгивания на предметы, спрыгивания с небольших высот до 1м.

Тема: “Спортивные игры”. Используем национальные прыжки для развития прыгучести и скоростно-силовых качеств, игры эстафеты с элементами национальных прыжков, национальные упражнения “чохчоохой”, “дьиэрэнкэй”, “атаралаапын” для развития скоростных качеств. Применяем игры “Лапта”, “Вызов номеров”, “Тойон” – это командные игры, которые способствуют развитию игрового мышления, взаимодействия игроков, стремление к победе, взаимовыручку, воспитывают морально-волевые качества.

Тема: Лыжная подготовка. Используем национальные игры на свежем воздухе: “Ат суурдуутэ”, “Атах тэпсиитэ”, “Харда5ас охторуута”. Применяем национальные прыжки в горку, в полную силу или пол силы, нац. упражнения “чохчоохой”, “дьиэрэнкэй” на длинные расстояния для развития выносливости.

Задачи 9–10–11кл. – это достижение общей физической подготовленности, развитие силы, скорости, выносливости, быстроты реакции. Развитие координационных способностей, совершенствование морально-волевых качеств – настойчивости, воли к победе, стойкости, уверенности, выработка стойкости характера. Большое внимание уделяется закреплению технических навыков, овладению техникой отдельных национальных видов спорта, показ наивысших спортивных результатов, участие в соревнованиях.

Приучая к самостоятельным занятиям физической культурой, мы учителя физкультуры должны сами подавать пример здорового образа жизни. Здоровый образ жизни не должен идти сверху с приказами или указами, ребенок должен достичь своим сознанием, что это ему нужно, что без этого он не сможет достичь в жизни то, о чем мечтает. В этом ему должны помочь учителя физкультуры и его близкие люди, мать, отец, братья и сестры.

На занятиях должен быть организован коллективно-распределенная деятельность с регулярной сменой ролевых функций и с постепенным переходом к автономной работе учащихся в процессе, которой они действуют по формуле “Я сам учусь и тренируюсь!”, а не “Меня учат и тренируют”. Такой способ обучения способствует увеличению числа учащихся, самостоятельно и систематически занимающихся физической культурой. Задача учителя в данное время мне кажется, заключается в том, что не тренировать и развлекать, а учить тренировать и развлекать средствами физической культуры, отвлекать от вредных привычек, курения, алкоголя, наркотиков. Вести здоровый образ жизни, активно занимается культурой на благо нации.