Открытый урок. Игра "Счастливый случай"

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Урок № 59, 60

«Игра учит, воспитывает, изменяет, ведет за собой развитие»

Л.С. Выготский

Цели урока:

  • Дидактические: осуществить контроль знаний, их повторение и систематизацию.
  • Развивающие: способствовать дальнейшему расширению кругозора студентов и получению новых естественно-научных знаний. Развитие логического мышления, творчества, памяти, умения применять полученные знания при решении задач, учить групповым формам работы.
  • Воспитательные: воспитание уверенности, стремления к познанию, стимулирование интереса студентов к данной дисциплине в целом. Содействовать формированию чувства ответственности перед членами команды культуры общения.

Задачи: закрепить и проконтролировать ЗУН студентов по данному разделу.

Технология: игровая деятельность.

Методы проведения: игра «Счастливый случай».

Оборудование урока: раздаточный материал, ПК, презентации, доска, интерактивная доска, реквизиты для театрализованных постановок, физические приборы, провода, лампочки и др.

Межпредметные связи: математика, химия – «Гидролиз».

Тип урока: урок контроля, повторения и обобщения.

Предварительная подготовка к уроку.

За 2 недели до урока преподавателем, из числа студентов данной группы, выбирается экспертная группа в составе 2-х человек, которая будет помогать оценивать выступления команд. Группа делится на две команды.

Выдаются задания командам:

1. Выбрать название, девиз, приветствие и эмблему.
2. Составить список из 16 вопросов по данному разделу.
3. Команды тренируются собирать электрические цепи при параллельном и последовательном соединении проводников.
4. Каждая команда готовит по 2 задачи к данному разделу.
5. Каждому участнику составить кроссворд на 5 слов по данному разделу.
6. Каждая команда готовит театрализованную постановку в форме мини-спектакля об известном ученом физике и его легендарном открытии (используя все полученные знания по физике).
7. Комиссары должны выучить имена, фамилии известных ученых и их открытия, заслуги в области физики (которые были пройдены за данный период обучения).

Правильность выполнения заданий контролируется преподавателем.
Преподаватель готовит вопросы к IX гейму.

Подготовка аудитории: в начале урока парты располагают вдоль стен так, чтобы команды размещались напротив друг друга. Ближе к концу класса, посередине, ставят по две пары парт, соединяя, их в виде прямоугольника и ставят оборудование для сборки электрических цепей.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент: выявление отсутствующих студентов, мобилизация внимания, проверочная беседа по готовности студентов к уроку.

Вступительное слово преподавателя, сообщение темы и задач урока. Студенты воспринимают и акцентируют внимание на поставленных задачах.
Преподаватель представляет экспертную группу и объявляет I гейм.

2. Ход игры

I гейм: «Лицо команды»

Команды поочередно представляют свое название, девиз, эмблему и произносят приветствие в адрес команды соперников (Приложение 1).
Экспертная группа рассматривает предоставленные материалы и, используя «Памятку для экспертов» (Приложение 2), оценивает по 5 бальной системе. Используя таблицу для экспертов (Приложение 3) результаты вносят в таблицу и объявляют итоги.

II гейм: «Эрудит»

Подготовленные ранее командами списки вопросов передаются преподавателю (Приложение 4).
В течение 5 минут преподаватель задает вопросы по данным спискам вначале одной команде, затем другой.
На один вопрос дается один ответ, а эксперты фиксируют только правильные ответы. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов.

III гейм: «Заморочки из бочки» (практическое задание на 5 минут)

Каждая команда предоставляет по 2 участника. Командиры тянут жребий, в котором указан вид соединения электрической цепи, которую надо собрать (параллельное и последовательное).
Преподаватель проверяет правильность собранных цепей и включает их в электрическую сеть. Если все лампочки горят – сеть собрана верно, если не горят – ищут ошибку. Учитывается и время сборки.
Максимум 5 баллов за конкурс.

IV гейм: «Ты – мне, я – тебе»

Команды обмениваются задачами, заготовленными заранее, и на время решают их (Приложение 5).
Экспертная группа проверяет правильность решения и учитывает время, затраченное на решение, количество правильно решенных задач.
Максимум 10 баллов за конкурс.

V гейм: «Лабиринты знаний» (разгадывание кроссвордов)

Все кроссворды (Приложение 6), подготовленные 1-й командой, экспертами передаются во 2-ю команду, и наоборот. За установленное время кроссворды разгадываются. Эксперты собирают разгаданные кроссворды и снова возвращают тем, кто его составил, для проверки и оценки. Полученная оценка и есть то количество баллов, которое заработал каждый участник для своей команды. Все оценки каждой команды суммируются.
Несколько работ из каждой команды отбираются экспертами для проверки корректности
выставленных оценок. Если будет замечено искусственное занижение баллов, то команда наказывается штрафом в количестве 10 баллов.

VI гейм: «Конкурс капитанов»

Капитаны вызываются к доске и по очереди пишут формулы из раздела «Основы электродинамики» так, чтобы они не повторялись. На ком цепочка прервется, тот проиграл.
Максимум 5 баллов.

VII гейм: «Существует легенда …» (театрализованная постановка «легенды» об ученом, совершившим всемирно известное открытие).

Студенты одной команды представляют мини-спектакль об ученом и его открытии, а участники 2-ой команды должны назвать фамилию известного ученого и сформулировать физический закон (Приложение 7). Верность ответа проверяется просмотром презентаций (Приложение 9, Приложение 10).

VIII гейм: Конкурс комиссаров

На интерактивной доске высвечиваются портреты знаменитых физиков (Приложение 11).
По очереди комиссары называют фамилию физика и чем он заслужил известность.
Победит тот, кто назовет большее количество ученых.
Верность ответа проверяется просмотром презентации (Приложение 11).

IX гейм: «Верю» – не верю».

Эксперты передают листы с вопросами, составленными преподавателем, командирам команд, сидящим первыми в своем ряду, они одновременно начинают отвечать на 1-й вопрос (Приложение 8). Ответ обозначают возле номера вопроса: «Да» – согласен с данным утверждением или «Нет» – не согласен. Затем передают лист рядом сидящему члену команды, который отвечает на 2-й вопрос и т.д. до последнего участника команды, который ответив, встает и передает лист командиру. Командир отвечает на следующий вопрос и т.д., до последнего вопроса.
Или по желанию преподавателя гейм можно ограничить определенным временем, например, выделив на него 8 минут, по прошествии которых листы передают экспертам и проверяются ими с использованием ключа (Приложение 8).
По желанию преподавателя количество геймов может быть увеличено или уменьшено по выбору.

3. Подведение итогов урока: подведение итогов игры. Определяется победитель. Сообщаются оценки. Преподаватель делает выводы по достижению целей и выполнению поставленных задач.

4. Домашнее задание: §17 повторить. Сделать доклад по теме: «Свободные и вынужденные колебания».