Урок развития речи в 5-м классе якутской школы "Лошади в нашей жизни"

Разделы: Внеклассная работа, Коррекционная педагогика


Идеей КСО (коллективный метод обучения) мы заинтересовались с тех пор, как прослушали впервые лекции А. Д. Семеновой в 1993 году, когда она приезжала в наш г. Вилюйск и проводила трехдневный семинар по КСО. Именно тогда поняли, что учащиеся, работая вместе, помогая друг к другу, могут добиваться большего, чем работая порознь. Коллективная работа повышает не только производительность, но и индивидуальные результаты обучения.

КСО – это коллективный способ обучения. Полное название: “коллективно – группо – парно – индивидуальный метод обучения” и системообразующей становится коллективная форма. КСО – это и есть тот исторически новый метод обучения, который приходит на смену традиционному, то есть классно-урочному методу, это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми – диалогических пар.

Администрация нашей школы в лице завуча И. Ф. Николаевой сразу же с вниманием прониклись к этой идее, и педколлектив стал изучать, анализировать, разбирать приемы КСО. Под ее руководством для нас, учителей, были организованы семинары, на которых получали большую практическую помощь. Изучив труды В. Дьяченко, пособия по КСО, выпущенные временным творческим коллективом под руководством А. Семеновой, журнальные статьи по КСО, проработали их и стали практически применять приемы КСО на уроках, проводить открытые уроки с использованием различных приемов КСО, анализировать эти уроки, отслеживать знания, умения, навыки учащихся, выступать с определенными темами на заседаниях методического объединения, педсоветах.

Тесное сотрудничество с учителем– новатором Говоровой А. И. и обучение под ее руководством в научно-методическом центре при школе №33 г. Якутска в 2000 году помогло разрешить ряд проблем, которые сложились в ходе нашей работы.

При КСО ученики не испытывают дискомфорта, нет проблемы в прогулах без причины. Дети становятся более контактны, инициативны, эмоциональны, более естественно раскрываются их интеллектуальные возможности.

Работать по новой технологии нелегко. Приходится не только преодолеть сложившийся стереотип, но еще приобретать новый опыт. Готовых разработок уроков по КСО , пособий нет, так что приходится работать самостоятельно, внося при этом что-то свое, выработанное личным опытом.

В процессе работы в парах сменного состава на уроках русского языка применяется большое количество разнообразных приемов КСО: поабзацная проработка текста (методика Ривина), взаимодиктанты, взаимообмен заданиями, взаимопередача тем, разучивание стихотворений по методике Ривина и т. д.

Предлагаем конспект урока русского языка в 5 классе якутской школы с использованием приема КСО “Взаимопередача тем”, проведенного по следующему алгоритму:

  1. Получите карточку (тексты).
  2. Самостоятельно ознакомьтесь с содержанием, выполните задания (работа с новыми словами, составление плана и т. д.).
  3. Начните работу с партнером (обучать его по теме своей карточки).
  4. Работайте по карточке партнера.(партнер обучает тебя).
  5. Поблагодарите друг друга за совместную работу и переходите к работе с другим учеником.

По итогам работы по КСО отмечается:

  1. Повышение качества знаний, умений и навыков учащихся по отдельным предметам.
  2. Повысилась в целом успеваемость учащихся, процент выполнения и качество контрольных работ, техника чтения.
  3. Появилось у учащихся положительное отношение к учению.
  4. Дети стали более общительными, дружными, культурными.
  5. Повысились показатели школы на олимпиадах, конкурсах, поступаемости выпускников в ВУЗ-ы и ССУЗ-ы.

Наша задача в ближайшем будущем– продолжить, обогатить опыт работы по КСО (ДЕМСОС).

Цели урока:

  • Учащиеся узнают, какие кони бывают, какими характерными признаками отличаются лошади от других животных, об их повадках.
  • учатся находить конкретные признаки лошадей, использовать в речи имена прилагательные, обозначающие масти.

Оборудование: ИКТ, магнитофон, проектор, экран, картины, слайды, национальные блюда из конины, одежды из шерсти коней, атрибуты культа лошадей, грамзаписи (песни о лошади в исполнении якутских мелодистов).

Эпиграф к уроку: Благодаря силе, выносливости, понятливости, резвости лошадь оказывает неоценимую помощь людям.

Н. Алексеев, исследователь якутских лошадей.

Ход урока

1.Организационный момент.

Звучит песня “Мой конь” в исполнении В. Трофимова.

– О чем поется в этой песне? (о лошади)

– На этом уроке научитесь описать внешность коня, поговорим о том, какую пользу приносит конь человеку, узнаете об его повадках. (В тетрадях записывают число, тему урока).

2.

– А что такое повадка?

– Как вы думаете, лошадь – домашнее или дикое животное?

– Каких домашних животных вы еще знаете?

(Картины о животных)

– Каждое животное имеет свои повадки, свои привычки. У каждого своя особая внешность.

-Какого рода слово КОНЬ? А лошадь? При каких случаях мы употребляем в речи слово конь, а когда лошадь?

– А как вы узнали? Как определяем род существительных, оканчивающих -Ь?

3.

– Вот перед вами конь. При описании коня вам поможет эта подстановочная таблица. Тут указаны слова, обозначающие характерные признаки всех домашних животных. Вам нужно выбрать из этих слов конкретные признаки коня, которого видите на картине.

– Чем покрыто тело коня? (шерстью).

– Какая она бывает? (густая, длинная, блестящая..).

– Какая голова у коня? (большая).

– Какие у него глаза? (большие, темные, красивые..)

– Уши какие? (стоячие, короткие ..)

– А шея? (крепкая, мускулистая).

– Как вы понимаете слово мускулистая? Как оно образовано? Разберите по составу.

– Теперь найдите и покажите гриву? Что такое грива? Это волосы коня в переводе на якутский язык сиэл. Какая грива у коня? (длинная, густая).

– Какая спина у коня? (широкая, гибкая, прямая).

– А ноги? (высокие, мускулистые).

– Какие копыта у коня? (крепкие, круглые). У всех животных копыта бывают крепкие.

– Каков хвост? (густой, длинный).

4.

Вот вы описали внешность коня. Теперь вам нужно определить масть этого коня.

Что такое масть? (показывается карточка со словом МАСТЬ).

– Масть – это цвет, окраска. Когда речь идет о животных, мы употребляем слово масть.

– Назовите масти коней. (показываются кони разных мастей, дети определяют масти, записывают в тетрадях в переводе на родной язык).

– Определите масть этого коня? (вороной).

– Какой масти второй конь? (гнедой).

– У кого видели такого коня? (игреневая).

– А такого коня когда-нибудь видели? (караковая).

– А эти кони какой масти? (пегий, рыжая, серая в яблоках…).

– Якуты делят масти коней на 40 разновидностей. В повседневной жизни вы много раз встречали, видели коней, но ни разу не задумывались, наверно, о масти. Вот теперь, когда уже узнали, что такое масть, давайте иногда задумайтесь о мастях коней, когда увидите их на своем пути.

5.

О конях очень много интересного написано учеными, исследователями, любителями. Вот перед вами тексты познавательного содержания, прочитайте и готовьтесь к пересказу. Будете работать в парах сменного состава. (Дети работают по методике “Взаимопередача тем”– КСО).

6.

Вот вы поработали славно, а теперь каждый должен защитить свою тему, отвечая на мои вопросы.

– Конь является верным и преданным другом во все времена: и в мирное время и во время войны. Расскажите, как служили кони во время войны?

(Ученик рассказывает по слайду).

Действительно, кони храбро сражались вместе с солдатами. Они выносили с поля боя раненых, доставляли ценные пакеты. Во время гражданской славились своими боевыми походами конная армия Буденного, дивизия легендарного Чапаева, бесстрашного Котовского. А в нашей библиотеке есть очень интересные книги “Рассказы о Суворове” А. Алексеева, “Слепой конь” Ушинского. Можете прочитать.

– А сейчас послушаем, какую пользу приносит конь человеку?

(Ученик рассказывает по слайду).

Конь – самое трудолюбивое животное. Мы постоянно прибегаем к его помощи, когда нам нужно перевозить тяжести.

– Конь высоко ценится как продукт питания. Расскажите, какие блюда готовят из конины? (Выставка национального блюда из конины, ученик рассказывает).

– Кто из вас знает, как готовят кровяную колбасу? (подготовленный ученик рассказывает о рецепте данного блюда).

– Кони приносят огромную пользу и как вид транспорта, и как продукт питания, поэтому отдельные частные хозяйства, местный производственный кооператив нашего наслега занимаются разведением коней. В нашем наслеге– 416 коней, а в кооперативе-112.

– Как называют людей, которые ухаживают, присматривают за конями? (Конюхами).

– Разберем по составу. Как образовано данное слово?

– Кто такие работают в нашем селе конюхами?

– Жители нашего наслега в своем хозяйстве не обходятся без коня. У кого из вас есть кони?

7.

– У всех народов нашей страны есть много стихов, песен, которые воспевают красоту, величие коня. Сейчас послушаем песню”Белый конь” на слова народного поэта Урастырова, музыку сочинил мелодист С. Павлов, а песню исполняет А. Бурнашев.

(Звучит песня).

8. Подведение итога за урок.

Словами эпиграфа заканчиваем урок; “Благодаря силе, выносливости, понятливости, резвости лошадь оказывает неоценимую помощь людям”.