Тема юношеской дружбы в лирике А.С. Пушкина

Разделы: Литература


Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен…
Мой первый друг, мой друг бесценный!...
А.С. Пушкин

Тип урока: творческая лаборатория.

Концепция усвоения материала: ассоциативно-рефлекторная.

Преобладающий метод: эстопсихологический, творческий.

Перспективная цель урока: нравственно-эстетическое воспитание, формирование навыков самовоспитания.

Непосредственная цель урока: обеспечить максимальное восприятие лирики поэта, приблизить учащихся к философскому мировосприятию А.С. Пушкина.

Образовательные цели:

1. Познакомить учащихся с адресатами “дружеских посланий” А.Пушкина.

2. Расширить представления учеников о личности поэта.

3. Учить инсценированию, рецензии ответа.

Развивающие цели: создать условия для сотрудничества, совершенствовать эстетический вкус учащихся.

Воспитательная цель: воспитывать желание совершенствовать свою речь, воспитывать на примере жизни поэта умение дружить.

Эстетическая цель: учить видеть и слышать красоту русского языка.

Психолого-дидактическая цель: развивать ассоциативно- образное мышление у учащихся.

Дидактические задачи: совершенствовать навыки анализа поэтического текста на основе эстопсихологического метода, учить выразительному чтению поэтического текста, формировать потребность в чтении стихов.

Оборудование урока: портрет А.С. Пушкина в возрасте 12-14 лет (художник Е.Гейтман, 1822г.), картина неизвестного художника (С.Г.Чириков) “А.С.Пушкин”, 1810-е гг., иллюстрация картины В.С. Садовникова “ Петербург. Невский проспект (фрагменты панорамы), картина М.-Ф. Дамам – Демартре “Петербург. Симеоновский мост”, “Аничков мост”, 1813г., картина М.Н. Воробьева “Лунная ночь в Петербурге”, 1839г.,иллюстрации портретов друзей поэта: П.А.Вяземского, А.А.Дельвига, П.Я.Чаадаева, В.К.Кюхельбекера, Д.В.Давыдова, И.И. Пущина; стихотворения А.С. Пушкина.

Использование наглядности и ТСО.

Словарь:

  • Послание - стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу.
  • Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов (по словарю С.И. Ожегова).
  • Лирика - род литературы; лирика отражает переживания, чувства, мысли автора литературного произведения в связи с жизненными впечатлениями, обстоятельствами.
  • Автор - создатель литературного произведения.

Ход урока

1. Приветствие. Организационный момент.

1) Звучит отрывок из оперы Вольфганга Амадея Моцарта “Маленькая ночная серенада”.

Слово учителя: “Вы услышали музыку великого Вольфганга Амадея Моцарта “Маленькая ночная серенада”.

(показ картин В.С. Садовникова “Петербург. Невский проспект (фрагменты панорамы), картины М.-Ф. Дамам – Демартре “Петербург. Симеоновский мост”, “Аничков мост”, 1813г., картины М.Н. Воробьева “ Лунная ночь в Петербурге”, 1839 г.).

Вы видите на картинах художников той эпохи. Попробуем мысленно перенестись в 19 век, представить себе подростком, вашим ровесником, А.С. Пушкина”.

Сообщение о миниатюре художника Е.Гейтмана “Пушкин-ребенок” (показ картины).

Сообщение о Царскосельском Лицее (показ Лицея).

Какие чувства вы испытали?

“Любовь, дружба, милосердие, сострадание - вечные темы в жизни и, конечно, в литературе.

Александр Сергеевич Пушкин, как никто другой, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений…

А умел ли Пушкин дружить, кто адресаты его посланий? Именно об этом мы и узнаем на уроке”.

2. Учитель: “Сформулируйте тему урока”.

“Тема урока: “Тема юношеской дружбы в лирике А.С. Пушкина”.

(Учащиеся записывают тему в тетрадь).

“Ребята, какой эпиграф вы бы предложили?

(Эпиграф к уроку из стихотворения А.С. Пушкина “19 октября 1825г.” - “Друзья, прекрасен наш союз!...” и из послания “И. И. Пущину” - “Мой первый друг, мой друг бесценный!...”)

(Учащиеся записывают эпиграф в тетрадь).

“Итак, представим себе, что мы находимся в творческой лаборатории. В конце урока мы должны ответить на вопросы: “Умел ли дружить А.С. Пушкин? Какие чувства вызывают стихотворения поэта? О чем заставляют задуматься?”

3. Проверка домашнего задания (задания были даны группам):

1 группа (сообщение “Образ Ольги в стихотворении “К сестре”):

Первым другом А.С. Пушкина была его сестра Ольга. Она была на 2 года старше Александра. Объединяли их острый ум, чувство юмора, поэтические способности. Они увлекались домашним театром, сами сочиняли пьесы, сами ставили, сами играли и были зрителями. Они всегда встречались радостно, им было о чем вспомнить, поговорить, посмеяться, помечтать. Впечатления от этих встреч отразились в одном из ранних стихотворений А.Пушкина - в послании “ К сестре”, 1814г. Образ Ольги Пушкиной- Павлищевой в замужестве предстает в стихотворениях поэта как образ близкого друга.

Рецензия ответа

2) Инсценирование (2 группа) “Сцена встречи юного поэта и сестры после долгой разлуки”, чтение наизусть стихотворения “К сестре” в сокращении:

Ты хочешь, друг бесценный,
Чтоб я, поэт младой,
Беседовал с тобой
И с лирою забвенной,
Мечтами окрыленный,
Оставил монастырь
И край уединенный,
Где непрерывный мир
Во мраке опустился
И в пустыни глухой
Безмолвно воцарился
С угрюмой тишиной.
И быстрою стрелой
На невский брег примчуся,
С подругой обнимуся
Весны моей златой,
И, как певец Людмилы,
Мечты невольник милый,
Взошед под отчий кров,
Несу тебе не злато
(Чернец я небогатый),
В подарок пук стихов.

Рецензия ответа

(Ребята сумели передать чувства поэта при встрече с близким другом).

Учитель: “Наверное, именно так и происходили встречи поэта с друзьями. Со слезами радости на глазах встречался поэт и с лицейскими друзьями… В течение всей жизни они писали друг другу письма, послания. В письмах рассказывали о самых сокровенных мыслях, ведь близким друзьям можно доверять. И друзья поддерживали поэта, приезжали к нему, когда поэт находился в ссылке…

4. Работа групп в творческой лаборатории.

Учитель: “А сейчас каждая группа получит задания. Напоминаю, что в конце урока мы должны ответить на вопрос: “Умел ли дружить А.С. Пушкин”? Какие чувства вызывают стихотворения поэта? О чем заставляют задуматься?”

Задания группе “Лингвистов”

1. Прочитайте стихотворное поздравление А.С. Пушкина “К Пущину” наизусть.

2. Какие чувства испытывает автор послания к Ивану Пущину?

Задания группе “Любители словесности”

Прочитайте послание А.С. Пушкина “ Товарищам” наизусть (фрагмент).

Какие качества в людях выделяет поэт?

Что для поэта ценно и дорого в жизни?

О чем предупреждает А.С.Пушкин своих друзей в посланиях?

Задания редколлегии

1. Подготовьте газету, используя подготовленный материал.

2. Какие чувства вызывают “ дружеские послания” А.С. Пушкина?

Разместите в газете свои наблюдения, вывод.

Задания группе “Литературоведы”

1. Выпишите из словаря С.И. Ожегова лексическое значение слова дружба, из краткого словаря литературоведческих терминов (стр.390 учебника) - автор и лирика (1 ученик из группы).

2. Расскажи о своем друге, какие чувства ты испытываешь к другу (сочинение- миниатюра)?

Задания группе “Эстетов”

1. Близки ли вам послания А.С. Пушкина к друзьям?

Прочитайте любимые строчки(3-4).

2. Какие чувства преобладают в них?

(1 ученик (ца) из группы записывает ответ на доске).

Задание группе “Лингвистов”

Индивидуальные задания

1. Назовите лицейских друзей А. Пушкина. Расскажите о них.

5. Физминутка “Сад чувств” (проводит ученица (к)).

Цель: тренировка ума и активизация чувств. Достижение творческой сосредоточенности.

  • Сядь в кресло и закрой глаза. Представь, что ты входишь в заброшенный сад и становишься его садовником.
  • Ты подстригаешь разросшуюся траву и срезаешь старые ветви. Заглядываешь в каждый уголок сада и везде наводишь порядок. Сажаешь новые цветы и кустарники, самые разные.
  • Сад наполняется прекрасными звуками: ты слышишь жужжание пчел, пение птиц, потаенный звук глубокого покоя. Этот покой обновляет твои чувства.
  • Ты ощущаешь благоухание роз, жасмина, лилии и множества других цветов: сильный, как крепкий кофе, запах земли.
  • Несколько раз глубоко вдохни и выдохни, медленно открой глаза.

5. Ответы групп и учащихся.

6. После каждого ответа рецензия и оценка.

7. Рецензия ответа.

Алгоритм рецензии на ответ учащегося (группы)

1. Внимательно выслушай того, кто отвечает.

2. Оцени ответ по следующим показателям:

1) последовательность ответа;

2) полнота, глубина ответа;

3) Языковая культура (наличие речевых ошибок).

3. Отметь положительное в ответе и выскажи в корректной форме свои замечания по ответу.

4. Как вы оцениваете ответ группы? (если проверяем работу группы).

На доске - таблица, в которой фиксируются результаты ответов групп.

  Оценки Рецензия ИТОГ
1-я группа      
2-я группа      
3-я группа      
4-я группа      
5-я группа      

Ответы оцениваются по пятибалльной системе.

В течение урока - выставление оценок учащимся с обоснованием.

Игра в течение урока: “Кто получит больше жетонов за ответы в течение урока - тот выиграл”.

Ш. Подведение итогов урока.

Смотри вывод на доске (читает ученица).

Учитель: “Спасибо Вам, ребята, за работу. Я желаю вам иметь таких же друзей, каких в 19 веке имел великий поэт. Мы ответили на вопросы, которые поставили перед уроком.

Заполните анкеты, выразите свое отношение к работе групп, выскажите свои впечатления.

Домашние задания каждой группе.

1. Написать сочинение-миниатюру “Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина”.

2. Выучить 1 послание наизусть (по выбору).

3. Анализ стихотворения (по выбору) (по алгоритму анализа поэтического текста).

За 1 минуту до звонка - музыка В.Моцарта, показ Лицея, учащиеся заполняют анкету.

Звонок.

Учитель: “Спасибо за урок, ребята!”

Анкета

Рефлексия (групповая)

Каждая группа заполняет анкету.

1. Комфортно ли вам было работать вместе?

2. Как бы вы хотели изменить работу группы, чтобы результат стал лучше?

3. Какую оценку каждый из вас поставит группе за работу.

(Выбранный вариант обведите в кружок)

Анкета

1 . Актуальна ли тематика урока?

2. Насколько каждый этап урока способствует личностному росту?

3. Какой этап урока вам больше понравился?

4. Какое послание А.С. Пушкина понравилось?

5. Какая группа лучше справилась с заданием?

12345

12345

12345

12345

12345

 
6. Если бы вы были ровесником А.С. Пушкина, что бы вы сказали ему?
7. Ваши пожелания