Цель урока: Обобщить и систематизировать знания детей о сказках, пробудить интерес к книгам, воспитывать желание читать.
Оборудование: плакат-карта, жетончики, грамоты, книги для выставки, портрет А.С.Пушкина, мешочек с картинками из сказок А.С.Пушкина.
Подготовительная работа: вспомнить, прочитать сказки, узнать о писателях (А.С.Пушкин, Г.-Х. Андерсен, Братья Гримм, Ш. Перро).
ХОД ИГРЫ
Ведущий. “Ребята, почему мы любим сказки? Что вы думаете по поводу фразы записанной на доске?
В мире много сказок,
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Сегодня мы отправляемся в страну сказок. Вот и наша карта путешествия”.
Ведущим объявляются правила игры.
Правила:
1. После объявления задания не выкрикивать, а,
посовещавшись с командой, поднять руку и дать
ответ.
2. За нарушение снимается 1 очко (жетон).
3. За правильный ответ команда получает 1 очко
(жетон).
Ведущий. “Но прежде чем попасть в сказочную страну мы должны открыть ворота, а для этого нам надо назвать авторов этих сказок: “Огниво”, “Принцесса на горошине”, “Дюймовочка” (Г.-Х. Андерсен); “Бременские музыканты”, “Сладкая каша”, “Розочка и беляночка” (Братья Гримм); “Красная шапочка”, “Кот в сапогах”, “Золушка” (Ш.Перро).
Молодцы! А что вы можете рассказать об этих сказочниках?
Умницы! Вы правильно ответили и ворота открылись! Вперёд в сказочную страну!
И так наша первая станция – это “Узнай сказку”.
1. А дорога далека,
А корзина не легка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок…
(Машенька и медведи).2. Красная девица грустна,
Ей не нравится весна,
Её на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка…
(Снегурочка).3. По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат вёдра!..
(По щучьему велению).4. Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!..
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).5. Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке…
(Колобок).6. Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то!..
(Волк и семеро козлят).
7. Скачет лошадь непростая –
Чудо-грива золотая,
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок -
Удивительный конёк
По прозванью …
(Конёк-Горбунок).
Молодцы! Вы всё знаете! Следующая наша станция называется “Знакомые образы”: по описанию нужно узнать сказочного героя, сказку и писателя.
1. “В ту минуту в сердцевине цветка что-то щёлкнуло, и он раскрылся. Это был в самом деле большой тюльпан, но в чашечке его сидела живая девочка. Она была всего в дюйм ростом” (Дюймовочка, Г.-Х. Андерсен).
2. “Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит”
(Царевна-Лебедь, “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди” А.С. Пушкин).
3. “24 были совсем одинаковые. Один от другого не отличишь, а 25-ый [солдатик] был не такой, как все. Он оказался одноногим. Его отливали последним, и олова немного не хватило. Впрочем, он и на одной ноге стоял также твёрдо, как другие на двух” (Стойкий оловянный солдатик,Г.-Х. Андерсен)
Сказочные герои все отгадались,
А мы к третьей станции подобрались!
Теперь ребята нам надо самим дать название сказки.
Сейчас потолкуем
О сказке одной:
Тут синее море,
Тут берег морской,
Старик вышел к морю,
Он невод забросит,
Кого-то поймает
И что-то попросит.
О жадной старухе
Рассказ тут пойдёт,
А жадность, ребята,
К добру не ведёт.
И кончится дело
Всё тем же корытом,
Но только не новым,
А старым, разбитым.
(“Сказка о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина)
А вот следующая станция. А как она называется, вы должны отгадать сами!
Здесь ветер по морю гуляет,
Дует в паруса.
Никогда не перестанем
Верить в чудеса.
Здесь царевна оживает
Злу наперекор,
Здесь красавиц похищает
Мрачный Черномор,
Здесь Балда с чертями спорит,
Белочка поет,
Здесь разбитые корыта
Рыбка раздает,
Здесь шумит волна морская,
Нас сюда зовет
Лукоморье, цепь златая
И ученый кот.
Вы правильно догадались, наша последняя станция называется “Сказки А.С.Пушкина”! А кто нам расскажет про А.С.Пушкина?
А сейчас вам надо догадаться из одной и той же ли сказки наши герои:
- Царь Дадон и шамаханская царица? (Да);
- Царевна Лебедь и семь богатырей? (Нет);
- Королевич Елисей и мертвая царевна? (Да);
- Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет);
- Попадья и золотая рыбка? (Нет);
- Царь Салтан и тридцать три богатыря? (Да);
Просто молодцы! Всё правильно ответили, но это ещё не всё. Смотрите, кто-то потерял мешочек с вещами, надо каждой вещи найти хозяина. Вы готовы?
- Разбитое корыто (Старуха);
- Невод (Старик);
- Белочка (Князь Гвидон);
- Говорящее зеркало (Злая Царица-мачеха);
- Золотой петушок (Царь Дадон);
- Дубовый лук (Князь Гвидон);
- Прялка (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”, три девицы из “Сказки о царе Салтане”);
Дорогие ребята, вот мы и добрались до нашей конечной станции.
Вам понравилось наше путешествие?