Урок русского языка в 1-м классе "Правописание сочетаний с шипящими"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

- закрепление навыка правописания сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу;

- формирование навыка написания сочетаний чк, чн, щн;

- создание условий для работы по развитию речи, расширению словарного запаса первоклассников, умению обобщать, выделять главное, самостоятельно делать выводы;

- формирование познавательного интереса к русскому языку.

Оборудование: Полякова А.В. учебник “Русский язык” 1 класс, карточки со словами, изображения замков, карточки с буквами.

Ход урока

1. Сообщение темы урока и его задач

- Ребята, сегодня на уроке мы должны вспомнить изученные правила написания слов с шипящими, познакомиться с новыми.

2. Минутка чистописания

- В старину эту букву называли “аз”.

- Эта буква обозначает парный согласный звуку [к].

- С этой буквы начинается отгадка на мою загадку:

Кто приходит и уходит,
Все ее за ручку водят.

- А про эту букву есть своя загадка:

В этой букве нет угла,
Потому она кругла,
До того она кругла,
Покатиться бы смогла.

- Какой звук заблудился? Обозначьте его буквой:

У печки с удочкой сижу,
От рыбы глаз не отвожу.

- А эта буква в алфавите стоит после буквы “н”

Задание: из записанных букв составить и записать слово. “Дорога”.

Слово это неслучайно начинает наш урок. Во-первых, оно из словаря. Что это обозначает?

- Чем оно интересно?

- А еще это слово появилось потому, что ждет нас дальняя дорога, но не в тридевятое царство, тридесятое государство, а в страну Правописанию. Попасть туда может любой. Нужно встать, закрыть глаза и прошагать 5 раз на месте.

3. Закрепление изученного

А) - Как и в любой другой стране, в Правописании есть свои правила и законы. Знать их должен каждый, кто сюда попадает. Иначе мы можем обидеть ее жителей, нам придется ее покинуть.

- Итак, дорога из желтого кирпича привела нас к стенам удивительного замка.

(Изображение замка, на башнях которого флаги с сочетаниями жи – ши)

- Догадайтесь, по какому закону живут его обитатели?

- Кто из вас знаком со словами, которые здесь живут? Назовите их.

(Дети приводят примеры слов, машут руками, приветствуя правильно названные слова)

- Следующая остановка у другого города. Жители приветливо улыбаются: добро пожаловать всем, кто знаком с нашими правилами. Назовите их. Приведите примеры.

(Изображение замка, на башнях флаги с сочетаниями ча – ща, чу – щу).

Б) Но, к сожалению, в стране Правописании случилась беда. Сильный ветер унес несколько слов далеко от родных мест, а злой волшебник заколдовал их. Они не могут вернуться домой. Давайте поможем друзьям в трудную минуту.

(На стенах класса карточки с ошибочным и верным написанием слов, с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу).

- Смелые ребята, отправляйтесь в путь, расколдуйте слова и верните их домой.

(Дети идут по классу, выбирают слова с ошибочным написанием, объясняют, в чем заключается ошибка, ставят карточку около изображения определенного замка)

Даны слова:

Жытели, пожылой, чюдеса, щявель, чюткий, щюренок, щюпальца, шымпанзе.

- Объяснить значения слов. С несколькими составить словосочетания.

- Чтобы сделать приятный сюрприз жителям городов, запишем несколько слов с данными сочетаниями. Но, конечно, без ошибок. Ведь мы не злые волшебники и не будем заколдовывать слова.

Диктант:

Шимпанзе, чудеса, щавель ,чулок, ищу, чуткий, живет, чаща, чужой, пожилой.

4. Изучение нового правила:

- Но дорога из желтого кирпича ведет нас дальше вглубь страны. На пути нам встретились слова. Они ходили в гости к одной девочке, чтобы рассказать сказку. Но заблудились. Догадайтесь, какое правило их объединяет.

Даны слова:

Сказочный, колечко, яблочко, блюдечко, молочные, помощница.

Проверим себя с помощью учебника. Правило на странице 69.

- Что интересного можно сказать о словах с сочетанием чк ? (Уменьшительно-ласкательное значение).

Вывод:

- Итак, в город с каким правилом мы отправимся на следующем уроке?

Приведите примеры слов.

5. Итог урока

- У каждого из вас на парте лежит своя дорожка из желтого кирпича, на которой написаны сочетания, с которыми мы встречались сегодня на уроке. Подчеркните их.

Проверка: из оставшихся букв составить слово.

Жи м ча о л чк чн щн о ши чу д ц щу ы ща – молодцы

- Оцените свою работу и настроение на уроке. Раскрасить солнышко или тучку цветом своего настроения.