Тема: животноводство.
Цели: ознакомить с особенностями разведения и содержания домашних животных; развивать познавательную активность, учить делать выводы; воспитывать любовь к животным.
Ход урока
1. Оргмомент
Заливается звонок,
Начинается урок
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.
2. Проверка домашнего задания
- 1 ряд – отвечают на вопросы теста [1] (Приложение 1)
- Остальные – фронтальный опрос
- Что такое растениеводство?
- Какие растения люди выращивают для получения продуктов питания?
- Какие растения люди выращивают на корм домашним животным, а какие – для получения волокна?
- Что вы знаете о профессиях в растениеводстве?
3. Введение в тему
- Зачем человек выращивает культурные растения? (Пища, сырьё для промышленности, корм для животных)
- Отгадайте загадки:
1. Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)
- Рыжий молокозавод
- Явился в желтой шубке:
Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок, утенок)
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко! (Корова)
- Что общего между словами – отгадками?
- Какая отрасль сельского хозяйства занимается выращиванием домашних животных?
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
- Тема сегодняшнего урока – “животноводство”.
- Как вы понимаете значение этого слова? (“Разводить” + “животных”)
- Что значит разводить? (Кормить, ухаживать, лечить, получать потомство, выводить новые породы)
- Каких домашних животных вы знаете?
- Как назвать детенышей этих животных?
Корова – теленок
Баран, овца – ягненок
Свинья – поросенок
Рыба – малек
- Зачем человек выращивает и разводит домашних животных?
Чтение текста учебника на с.60-61.
4. Физкультминутка
Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой.
Быстро я в седло вскачу
Не поеду – полечу!
Там, за дальнею рекой
Помашу тебе рукой.
5. Работа над темой урока
а) Работа с наглядным материалом (Презентация 1)
- Посмотрите на фотографии, размещенные на доске.
Рассказ учителя (или подготовленные учащиеся).
Скотоводство
- Издавна человек научился разводить коров ради мяса и шкур, молока. После стали впрягать сильных животных в плуг, перевозить на них грузы.
На современной ферме все процессы по уходу за животными автоматизированы. Чтобы коровы давали много молока, за ними нужно правильно ухаживать и, главное, хорошо их кормить. Много сил, труда, умения должен затратить животновод, чтобы добиться высоких удоев.
Овцеводство
Из овечьей кожи изготовляют обувь. Особо ценится овечья шерсть. Из нее делают валенки, ткут ковры, вяжут кофты, шапочки, рукавички, изготовляют ткани. Питаются овцы травой, сеном, яровой соломой. Едят силос и концентраты. С ранней весны до поздней осени овец пасут на пастбищах.
Свиноводство
Свиней содержат как в частных хозяйствах, так и на свиноводческих фермах. Их кормят кукурузными початками и зерном, вареным картофелем, свеклой, репой, дают молодую траву, сено из бобовых растений. Если на луговом пастбище свинье попадутся полевая мышь, улитка, грибы, она съест и это.
Птицеводство
В рацион цыплят входят продукты: круто сваренные свежие яйца, творог, пшено, овсяная крупа, витамины, тертая морковь, мелко нарубленная зелень. Курам дают мелкий гравий. Он как бы заменяет зубы, перемалывая пищу в мускульном желудке.
Утки и гуси – водоплавающие птицы. В теплое время года сами добывают много корма в прудах и озерах. Кормятся они на мелководье, ныряют редко, а стараются дотянуться широким клювом до дна, выставив из воды хвост.
Гусиный жир – лучшее народное средство от обморожения.
Пчеловодство
Та часть луга, где расположены ульи, называется пасекой. Работник на пасеке – пасечник. Осенью ульи переносят в теплые сараи на зимовье, утепляют ульи, обязательно оставляя своим помощникам медку, чтобы они были сыты долгой морозной зимой.
Рыбоводство
В прудовых хозяйствах разводят рыб. В нашем районе тоже есть такое хозяйство в с. Завидовка, там выращивают карпа и толстолобика. Рыбы в водоемах поедают мотыля, червей, маленьких моллюсков, мелкие части водных растений, даже тину. Люди подкармливают рыбу специальным комбикормом, который изготавливают на промышленных предприятиях (заводах).
б) Закрепление.
Ответы на вопросы к слайду (Презентация 1)
в) Работа с учебником.
- О профессии ветеринара подробнее мы узнаем из текста учебника на с.62.
6. Закрепление изученного
- А сейчас – викторина, которая поможет выяснить, насколько хорошо вы запомнили новый материал. Предлагаю разделиться на 3 команды – по рядам.
- Чей ход первый, определит загадка:
Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое. (Корова)
Викторина “Хочу всё знать!” (Презентация 2)
7. Итог урока. Рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
- Что больше всего запомнилось?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
8. Домашнее задание
С.60-63 учебника читать, отвечать на вопросы;
Выполнить задания рубрики “Подумай!”.