Развитие тонкой моторики пальцев рук - один из аспектов развития речи и подготовки руки к письму

Разделы: Работа с дошкольниками


Полноценная речь дошкольника является непременным условием успешного обучения в школе. Учеными установлено, что проекция ладоней в головном мозге находится рядом с речевым центром мозга, поэтому уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Исследования отечественного физиолога В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи и уровень подготовки руки к письму.

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивая его слух, внимание, разговаривая и играя с ним. Развивать мелкую моторику можно с этого же возраста: Вашему малышу понравится легкий массаж ладоней, игрушки разной фактуры и др.

В дошкольном учреждении работу по развитию мелкой моторики можно начинать уже с 1 младшей группы. Это обосновано анализом карт нервно-психического развития детей (1,6 – 2 лет): пальцы у детей малоподвижны, движения их отличаются неточностью и несогласованностью, нет разнообразных движений кистями и пальцами рук, наблюдалась задержка развития речи у 36% (8) детей, задержка общей моторики у 9 % - (2) детей.

Планируя углубленную работу с детьми 2-3 лет в этом направлении, я учитывала, что дети в детском саду приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе пальчиковой гимнастики, пальчиковых игр, конструирования и при выполнении трудовых действий. Все запланированные виды работы осуществлялись в тесном контакте со вторым воспитателем, младшим воспитателем, учителем - логопедом, родителями воспитанников.

Цель работы: развивать у детей тонкую моторику пальцев рук.

В ходе работы решаю следующие задачи:

1. Совершенствовать речь детей;

2. Формировать графические навыки, подготавливая руку ребенка к овладению письмом:

  • развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

3. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

  • произвольное внимание;
  • логическое мышление;
  • зрительное и слуховое восприятие;
  • память, речь;
  • умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи.

Использую разные формы работы:

  • обучение в форме игрового занятия - взрослый здесь всегда инициатор, ставит цели, направленные на развитие способностей (сенсорных, мелкой моторики, мыслительных), а также задачи на формирование у детей элементов учебной деятельности.
  • совместная деятельность воспитателя с детьми - создается микроклимат, на основе уважения к личности маленького человека, задачи направлены на развитие социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры…).
  • самостоятельная деятельность самих детей - взрослый является потенциальным партнером, его цель направлена на возможность саморазвития ребенка, который может свободно выбирать деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

Каждая из этих форм работы необходима, и какой бы ни была программа, нельзя реализовать ее в рамках лишь одной формы, не учитывая индивидуальные особенности детей.

Разработала перспективное планирование работы с детьми в каждой возрастной группе по развитию мелкой моторики рук, с усложнениями от возраста к возрасту. В работе использовала как традиционные методы и приемы, так и разработанные лично мной:

1. Пальчиковые игры - культурное наследие немецкого народа, история существования их исчисляется столетиями, это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки.

Некоторые игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям учиться ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз”, “над”, “под” и т.д. У детей с трех лет, пальчиковые игры, выполняются двумя руками, например, одна рука делает домик, а другая – кошку, вбегающую в этот домик. Дети старшего дошкольного возраста, как правило, оформляют игры реквизитом — мелкими предметами, домиками, пластмассовыми шариками.

2. Упражнения для развития мелкой моторики, самомассаж.

В результате отработки упражнений, у ребенка формируются практические навыки, которые усложняются от возраста к возрасту, что ведет к развитию мыслительных операций. Для того, чтобы детям было интереснее выполнять упражнения (вытягивать, сгибать, соединять, наматывать, раскручивать, распутывать и т.д.) их сопровождаю небольшими рассказами.

Для поддержания интереса, использую разнообразные нетрадиционные материалы: прищепки бельевые, веревки с узелками, решетки для раковин, пробки от пластиковых бутылок, волчки, клубочки, пинцет и др.

Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание) детям младшего дошкольного возраста проводит взрослый, по направлению от кончиков пальцев к запястью. Длительность упражнения 2—3 минуты. Дети постарше могут выполнять самомассаж и тренировку (перебирать предметы) самостоятельно, под наблюдением педагогов.

3. Использование физкультминуток, игр с мячом.

Физкультминутка, как элемент двигательной активности, предлагается детям для переключения внимания с одного вида деятельности на другой, повышения работоспособности, снятия нагрузки. Проговаривание стихов, одновременно с движением, обладают рядом преимуществ: речь рифмуется с движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Упражнения с мячами разных размеров, фактур, массажных мячей, доставляют ребенку любого возраста много веселых минут. Предлагаемые упражнения – прокатить мяч - вперед, назад, подбрось вверх, брось вниз, отбей и др., способствуют развитию координации движений, зрительному восприятию, способности копировать.

4. Рисование, лепка, аппликация.

Рисование, напрямую связанное со зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Рисуя в свободное время, ребенок отражает окружающий мир, дает волю воображению, совершенствует двигательные навыки руки.

С детьми младшего возраста использовала нетрадиционные приемы рисования палочками, пальцем на песке, на снегу, на крупе; ватными палочками. Приемы рисования шнурком, нитками, через копировальную бумагу, по трафаретам; планирую использовать, с учетом усложнения, раскрашивание макарон.

Занятия по лепке с использованием глины и природного материала - составление узоров из камешек, семян растений, фруктов - это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику (согласованность в работе глаза и руки), координацию движений, их точность.

Бумага - доступный и универсальный материал, широко применяемый не только для рисования, но и для аппликации и конструирования. Мозаичная аппликации из бумаги геометрических форм (треугольник, круг, квадрат), обрывание бумажных полосок, плетение бумажных ковриков и кос, способствует развитию мелкой моторики, оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости, стремление преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.

5. Штриховка, графические упражнения, лабиринты.

Особое место для подготовки руки к письму занимает штриховка, обведение по трафарету. Следует помнить, что эти задания представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут.

При выполнении штриховки решаются следующие задачи:

  • подготовка руки к письму (развитие мелких мышц пальцев и кисти руки);
  • развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур и при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями).

Дети учатся штриховать:

  • параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева направо, и справа налево;
  • по косым линиям, точками;
  • круговыми линиями, полуовалами;
  • волнистыми линиями, петлями.

Использование фигурных линеек с детьми старшего дошкольного возраста направлено на решение задач:

  • формировать умения составлять изображения предметов, смысловые композиции,
  • обучать составлению предложений и рассказов по получившимся композициям,
  • способствовать развитию речи, логическому мышлению, активизации творческих способностей.

Особенностью графических упражнений и лабиринтов является не механическое повторение одних и тех же процессов или движений, а сознательная целенаправленная деятельность. В процессе выполнения усваиваются необходимые для письма гигиенические правила:

  • как правильно сидеть,
  • как положить руки, кисти рук,
  • как держать правильно карандаш, ручку, тетрадь.

6. Игры с пуговицами.

Дошкольникам вполне доступны и простейшие приёмы работы с пуговицами. Игры с пуговицами используются с учетом принципа усложнения от составления пирамидок, узоров, вдавливание в пластилин, сортировки до изготовления из разноцветных, больших и маленьких пуговиц поделок, веселых подарков, симпатичных украшений или необычных игрушек.

7. Счетные палочки. Применяю с младшей группы счетные палочки (спички) - как часть занятия по математике, конструированию, в совместной деятельности и в свободное время.

При работе со счетными палочками решаю задачи:

  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  • Закреплять счет, название геометрических фигур, ориентировку.
  • Формировать умение придумать, складывать и преобразовывать фигуры.

Увлекательное и кропотливое дело, выкладывание колодцев из палочек, где дети соревнуются в умении составлять колодец выше, ровнее, красивее.

Как только дети научились успешно справляться с заданиями из счетных палочек, усложнила задание, предложив для работы более тонкий материал – спички.

8. Работа с макаронами – сортировка макарон по размеру, форме, цвету; нанизывание и составление бус из макарон; составление композиций и коллажей; раскрашивание макарон.

Материал: Макароны твердых сортов, клей ПВА, акварельные краски, гуашь; основа для работы – лист бархатной бумаги, картон.

Метод работы с макаронами позволяет решить задачи: совершенствовать зрительное восприятие детей; развивать мелкой моторики пальцев рук, тактильные ощущения; формировать чувство композиции, точность движений; подготавливать руку ребенка к письму.

Этапы обучения:

I этап – сортировка по размеру, форме, величине, цвету, составление бус (с 3 до 4 лет)

II этап – сортировка, раскрашивание, нанизывание, составление простых композиций по образцу, самостоятельно (с 4 до 5 лет)

III этап – составляют композиции по замыслу в сочетании с более мелкими формами, самостоятельно приклеивают (с 5 до 7 лет)

9. Ниткография – выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображения различных предметов.

Материал: хлопчатобумажная или шерстяная нить (не менее 2 мм. толщиной).

Основа для рисования – лист бархатной бумаги; картон; фланелевая ткань (прикрепленная к плотной основе); хлопчатобумажная скатерть без рисунка; ковролин.

В группе созданы условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, что дети могут свободно, по интересам, выбирать игрушки, пособия для деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятии, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а так же закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

В игровой зоне дети действуют с игрушками, предметами, мозаикой, пирамидками, разными видами театра, для коррекции зрительно - пространственной ориентации есть мелкие игрушки, пуговицы, камешки, ракушки, геометрические фигуры.

В зоне изобразительной деятельности имеются: пластилин, раскраски, карандаши, краски, трафареты, фигурные линейки, бумага, пеналы с ручками, карандашами, тетради, счетные палочки, наборы спичек, всевозможные образцы заданий, емкости с песком и крупой.

Разные виды деятельности, используемые в системе и при поддержке родителей, определяют успешность работы в данном направлении.

Родителей стараюсь убедить в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима, что все усилия педагогов, без их помощи, будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

Важным направлением своей деятельности вижу педагогическое просвещение родителей через: круглый стол – “Играем пальчиками”; родительские собрания “Развивая руку – развиваем речь”, “Роль пальчиковых игр и пальчиковых упражнений для развития речи”; организацию встреч со специалистами по запросам родителей (с учителем – логопедом, педагогом – психологом, дефектологом); работу родительского клуба - “Грамотейка”; обсуждение педагогических ситуаций; оформление тематических выставок - “Готовим руку к письму”, “Учимся штриховать”; оформление информационных бюллетеней – “От чего зависит речь ребенка?”.

Разные виды деятельности, используемые в работе, определяют её продуктивность и успешность. Рациональное применение всех методов и приемов, несомненно, оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики пальцев рук, мыслительных процессов, развитие творческих способностей, овладение навыками учебной деятельности, подготовку детей к обучению в школе.