Урок-проект на тему "Работа над алгоритмом записи слов, предложений под диктовку и самопроверки". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • учить писать слова и предложения под диктовку, анализировать предложение и составлять схему слов и предложений;
  • закреплять гигиенические навыки при письме и графические навыки письма изученных букв;
  • развивать орфографическую зоркость учащихся, фонематический слух, память, логическое мышление, внимание;
  • Воспитывать любовь к родному краю, языку, природе, культуру учебного труда.

Оборудование: кукла “Осень”, настольная ширма с декорацией “Осенний лес”, магнитофон, компакт-диск “Времена года” П.И. Чайковский, мультимедийное оснащение, компьютер, рисунки, схемы, сборники стихотворений С. Я. Маршака, А.В. Жигулина, И.А Бунина, А.В. Кольцова, И.С. Никитина, книга “Два карандаша” А.В. Бондарева.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Повторение изученного материала

а) разминка для кистей рук: в альбомах на печатной основе под музыку П.И. Чайковского “Времена года” (Ноябрь) дети рисуют “веревочками” осеннее дерево.

Одновременно ученик проводит работу на индивидуальной доске (метод закрытой доски).

Задание: на доске написан следующий текст:

Падают капли дождя
В ладошку поймаю их я.
Какие из них попросить,
Чтоб эти слова оживить. (Ос…нь)

Проверка с доской осуществляется следующим образом: ребенок, который работал на доске, читает задание, поясняет ответ, дети за партами сигнализируют правильность выполнения задания светофорами.

Далее учащиеся записывают слово “осень” в тетради под диктовку учителя, затем сверяют запись с доской.

- Сколько букв в слове?

- Сколько звуков? (Четыре)

- Почему букв больше, чем звуков (мягкий знак звука не обозначает).

3. Сообщение темы урока

- Дети, у вас на столе сегодня нет прописей, мы сейчас написали с вами слово под диктовку, а затем проверили свою запись. Как вы считаете, какая тема нашего урока?

(Мы будем писать под диктовку.)

- Да, сегодня мы с вами будем закреплять графический навык письма изученных букв и учиться писать слова и предложения под диктовку. И мы совершим экскурсию в осенний лес с нашей гостьей Осенью. (Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года”, из-за ширмы появляется кукла). Слайд №1. Приложение

- Здравствуйте уважаемые взрослые, здравствуйте дети!

Сегодня я приглашаю вас совершить последнюю в этом году прогулку в осенний лес.

Тем более что:

“Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной”.

4. Физкультминутка

Мы - листики осенние
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Мы летели, мы летели
И на землю сели.

(У детей в руках осенние листья, они выполняют танец под аккомпанемент учителя).

5. Работа по теме урока

а) Картинный диктант

На доске картинки с изображением малины, грибов, ягод.

- Запишите только то слово, которое подходит к данной схеме (схема – на доске):

- Запишите это слово под диктовку учителя, затем проверьте с доской (малина).

б) Зрительно-слуховой диктант

На доске:

Шепчут ежику ежи:
- Ты не двигайся, лежи.

На экране появляется портрет С.Я. Маршака, демонстрируются книги этого же автора. Слайд №2.

- Найдите однокоренные слова (ежику, ежи).

- Какая одинаковая орфограмма в этих словах?

Далее текст закрывается, слова пишутся под диктовку, затем сверка с доской.

в) Объяснительно-предупредительный диктант.

На экране текст:

И кусты на опушке озябли,
И осинник до нитки промок.
И летит над холодною зябью
Еле видимый горький дымок.

- Какие предложения в данном тексте по цели высказывания?

- Сколько предложений в тексте?

Далее в тексте дети находят и объясняют орфограммы, затем один ученик выходит к доске и записывает разобранное предложение. Составляет схему, находит и выделяет грамматическую основу. Также поясняет распространенное предложение или нет и почему.

По окончании работы на экране высвечивается портрет А.В. Жигулина и выставляется его сборник стихотворений.

г) Выборочный диктант

На экране текст:

В зеркало залива
Сонный лес глядит;
В чаще молчаливой
Темнота лежит.

- Кто написал данное стихотворение? (И.С. Никитин). Далее на экране высвечивается портрет И.С. Никитина.

- Назовите слова-помощники.

- Как они пишутся с другими словами? (Отдельно)

- Для чего они служат? (Для связи слов в предложении, поэтому их называют служебными).

Затем дети записывают под диктовку словосочетания с предлогами и проверяют написанное с доской.

д) Игра “Допиши словечко”

Данный вид работы проводит автор книги “Два карандаша” А. В. Бондарев. С книгой учащиеся знакомы. Она включает в себя рассказы, сказки, загадки. К знакомым загадкам ребята изготовили книжки-малышки, которые были представлены на уроке (авторские проекты).

Итак, данный вид работы проводится следующим образом.

Автор загадывает загадки, дети их отгадывают, записывают под диктовку. Затем сверяют написанное с доской.

Загадки

Хвост горит, ну впрямь костер
Ум его весьма остер.
Рыжий хитренький бесенок.
Всем известно, он - … (лисенок).

В серой шубке неприметен,
Осторожен, незаметен.
Он идет, и лес примолк
Знают все: крадется… (волк).

Колобок наш весь в иголках,
Весь в застежках и в заколках.
На кого-то он похож.
Ну, конечно, это… (еж).

Отгадки-картинки одновременно с ответами детей учителем помещаются на декорацию осеннего леса.

6. Итог урока

а) Рефлексия: оцените свое настроение с помощью смайликов (у каждого ребенка комплект смайликов: настроение отличное, настроение удовлетворительное, настроение неудовлетворительное).