“Учителя, как местные светочи науки,
должны стоять на полной высоте
современных знаний в своей специальности”
Д.И. Менделеев
Изменения в обществе повлекли необходимость в модернизации школы, которая подразумевает обновление не только материально- технического оснащения, но самой цели обучения. Именно цели, которая формируется на основании запросов общества, семьи и государства в целом.
Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Об актуальности данной проблемы говорит и президент РФ Д.Медведев в послании к Федеральному Собранию Российской Федерации: “Современные дети не такие, как были мы. Всякое поколение отличается от предыдущего. Они отлично ориентируются в мире коммуникаций, привыкли к новым способам поиска информации, любят пользоваться самыми разными технологическими новинками. И правильно подмечено, что "никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети"”.
Технические средства обучения нового поколения, обладая высоким педагогическим потенциалом, выводят процесс обучения на качественно новый уровень. В новой высокоинформативной среде учитель и ученик равны в доступе к информации, содержанию обучения, поэтому учитель уже не может быть единственным источником фактов, идей, принципов и другой информации.
Цель работы: Влияние информационно-коммуникационных технологий на динамику достижений обучающихся и педагога.
Задачи:
- Формирование компьютерной компетентности обучающихся.
- Развитие творческого потенциала участников образовательного процесса.
- Совершенствование педагогического мастерства.
- Повышение качества знаний обучающихся.
С 1 января 2011 года начался переход на новый государственный образовательный стандарт школьного образования. Новое качество образования начинается не с чистого листа, а на фундаменте всего того, что лучшего в нем есть.
Классическая классно-урочная система, имеющая вековую практику обучения, универсальна, нестареющая (как может состариться то, что имманентно самой природе человеческого мышления и познания). Поэтому, трудно не согласиться с взвешенным выводом, сделанным И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным и Н.М. Шамхаевым о непреходящей ценности, достоинствах классно-урочной системы, ибо: “Она обеспечивает организационную чёткость и упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса, систематичность и последовательность обучения, постоянное идейно- эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся, своеобразное соревнование и взаимодействие между учениками в процессе коллективного обсуждения проблемы, поиска решения задачи. Что же касается недостатков, то они могут быть устранены без коренной ломки классно-урочной системы, путём её дальнейшего совершенствования”. Использование педагогического потенциала информационных и телекоммуникационных технологий на различных этапах, как традиционного комбинированного урока, так и уроках обобщения и систематизации знаний (семинарах, уроках контроля, оценки и коррекции знаний), является, на мой взгляд, тем самым необходимым в современной школе усовершенствованием.
Итак, первый этап урока - это организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Уже на этом этапе используя проектор можно реализовать принцип наглядности, вывести на экран не только формулировку темы урока, но и соответствующий визуальный образ. Например, на уроке “Методы селекции” может быть вывешен слайд с разнообразными сортами цветов и пород домашних животных. Это помогает ребятам сконцентрироваться на изучаемом предмете и теме урока. Результат – 100% включение учащихся в деловой ритм на первых минутах урока. Использование компьютерных средств – залог результативности применяемых педагогических технологий.
Велика возможность использования компьютера как сверх эффективного средства при проблемной технологии обучения на уроках биологии. Так на уроке биологии в 11 классе “Взаимоотношения между организмами” были продемонстрированы видео примеры хищничества (охота тигра), паразитизма (отрывок из фильма “Паразиты”), симбиоза (актиния и рак- отшельник) - задача определить тип взаимоотношений и черты приспособленности организмов к данному образу жизни. Таким образом, источником информации, в данном случае выступает сама природа при помощи технического оснащения, а педагог становиться консультантом и помощником. Данное обучение является выше по качеству насыщения и уровню подачи материала, поэтому увеличивается реализация возможностей обучаемых. На основе качественно иного подхода учащиеся могут принимать не стандартные решения в проблемных ситуациях, указывать на взаимосвязи между процессами и организмами, в этом проявляется одна из границей педагогического потенциала - возможность интенсификации процесса обучения.
Подготовка к основному этапу занятия - обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, актуализация опорных знаний и умений. На этом этапе урока, учитель непосредственно обращается к тому образу, который был вывешен на экран в начале урока, то есть титульный слайд дублируется. Здесь в зависимости от формы работы, выбранной учителем, активизация может быть построена по принципу создания проблемной ситуации, либо стандартное целепологание урока. Например, урок “Расы современного человека” на титульном слайде изображены лица людей различных рас и расовых групп, ребятам был задан наводящий вопрос: “Как вы думаете, о чем у нас сегодня пойдет разговор?”. Подобный вопрос был задан ребятам и на уроке “Пищевые сети”, на слайде в это время высвечивалось соответствующее изображение. В любом из перечисленных случаев компьютер поможет сделать этот этап урока насыщеннее, ярче и интереснее.
Следующий этап урока - усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. На данном этапе урока использование мультимедийных средств, становиться просто незаменимо на уроках. Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука т.е. всех известных сегодня форм (multi – много, media – способы, средства). Используя различные виды анимации, можно не просто рассказать ребенку как бьется сердце, или процесс дыхания, а именно показать это, видео сюжеты покажут живые организмы в их естественной среде обитания, позволяя делать выводы о поведенческой адаптации. Использование современных технических средств обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объем информации по сравнению с традиционными формами.
Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха. Создание ситуации успешности для обучающихся это одно из проявлений педагогического потенциала ИКТ, который реализуется при использовании современных технических средств. Именно ИКТ реализуя на практике принцип наглядности вызывает неподдельный интерес обучающихся к биологии.
Использование интернета на уроках биологии показывает еще одну грань педагогического потенциала ИКТ, а именно возможность обеспечения деятельностного подхода. Так на уроке биологии “ Генетика – наука о наследственности и изменчивости”, всю необходимую для изучения закономерностей наследственности и изменчивости терминологию мы с ребятами черпали из интернета, для этого им были даны карточки с заданными терминами, на которые необходимо было найти определение. Так как на один и тот же термин чаще всего дается несколько определений, то после поиска мы путем обсуждения принимали к использованию те определения, которые для нас оказались наиболее доступными. Технически я организовываю работу с ресурсами Интернет на уроке в двух вариантах. Либо в режиме on-line, то есть с непосредственным доступом в Интернет, либо, вариант более надёжен, – с опосредованным доступом в Интернет. При подготовке урока я копирую необходимые для занятий Web-страницы в отдельную папку на одном из школьных компьютеров. Использование интернета на уроках - еще один пример того, что ИКТ является средством изменения ролей участников образовательного процесса: учитель не транслирует готовую информацию, а лишь рекомендует ее источники, ученик активен, он сам осуществляет поиск, выбор и анализ информации.
ИКТ делают преподавание предмета более привлекательным как для учителя так и для ученика, и могут облегчить труд учителя. Так источником информационной поддержки учителя могут служить ЦОР - централизованные образовательные ресурсы и электронные уроки-модули, с которыми можно ознакомиться и скачать на сайте http://fcior.edu.ru/. Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования.
Закрепление знаний и способов действий - обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. На данном этапе урока используемые методики повторяют этап актуализации. Но есть и свои отличия. Так на уроках в 10-11 классах больший уклон на этом этапе урока делается, конечно, же на прорешиванию тестовых заданий, это стало необходимостью после введения ЕГЭ в штатный режим. Программные системы контроля знаний – тесты – быстрая, удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. На уроках в 10-11 классах мы решаем типовые тестовые задания ЕГЭ блока А, используя для этого разнообразные дидактические материалы – сборники задач, диктантов, тестов, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста. Поурочные тесты я печатаю, либо высвечиваю их на слайде, либо использую интерактивный тестовый контроль, который можно найти в электронных пособиях по предмету либо на ЦОР. На уроках общей биологии при закреплении знаний мы используем тесты - опознания: на экране высвечиваются органоиды клетки, либо ткани, либо виды клеток и т.д., задача учащихся их опознать и охарактеризовать. Подобные вопросы встречаются в экзаменационных текстах и систематическая отработка данного навыка становиться необходимостью для сдачи ЕГЭ. Зрительная память способствует максимальному запоминанию информации, закрепление на следующем уроке рационально начать с этих же изображений, для опознания, но задания несколько усложнить, например, назовите органоид клетки и его перечислите функции. Тестовые задания также можно прорешивать, используя информационные учебные модули, которые делятся на информационный, практический, контрольный. На этапе закрепления можно использовать последние два. На этом же этапе урока мы с ребятами решает тесты сопоставления, то есть задания блока В. Говоря о ЕГЭ, нельзя не упомянуть о самых разнообразных электронных репетиторах, наиболее оптимальным из которых, по биологии, с моей точки зрения, является “Репетитор ЕГЭ. Биология. Кирилл и Мифодий”.
Урок комплексного применения знаний - практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Работа с тренажёрами, электронными дидактическими материалами, тестовыми программами.
На подобных уроках биологии использование ресурсов кабинета информатики, позволяет увидеть процессы и механизмы. На уроке “Цепи питания” использовалась сетевая работа- на всех компьютерах в кабинете был установлен слайд с заданием: “Заполните данную пищевую сеть изображениями живых организмов, для поиска используйте интернет. Время выполнения- 20 минут”. По истечении времени ребята сохранили свои результаты и был вывешен слайд с правильной сетью питания, сверив свою работу с шаблоном, мы обсудили результаты, выставили оценки. Данная методика способствует формированию навыков информационно-поисковой деятельности.
Урок обобщения и систематизации знаний - семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. Используются: электронная презентация; интерактивная дидактическая игра; разработка краткосрочного проекта в одной из программных сред (MS PowerPoint, MS Publisher, MS Word, Блокнот), что отражает один из моментов проявления педагогического потенциала ИКТ- гибкость организационной структуры обучения.
Большими возможностями для развития познавательной активности обучающихся обладают семинарские занятия - организационная форма урока, в процессе которой учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний и коллективно обсуждают результаты своей работы. Семинарские занятия имеют два очень важных, с моей точки зрения, преимущества. Во-первых, это организация коллективной деятельности и работы в группах сотрудничества, а во-вторых, это ориентация обучающихся на самообразование. В практике обучения общей биологии семинары традиционно организуются с целью повторения и обобщения знаний учащихся по теме или разделу. Все выступления, которые готовят ребята под руководством педагога, составляются в PowerPoint. Программа PowerPoint является лидером среди систем для создания презентаций. Широко распространенная проектная деятельность, представленная в форме мультимедийной презентации, позволяет сделать доступным и привлекательным результаты исследовательской деятельности.
Заключение
- Использование ИКТ на уроке позволяет:
- Сделать обучение выше по качеству насыщения и уровню подачи информации.
- Осуществлять тесное взаимодействие педагога и ученика, позволяет значительно повысит уровень знаний последнего, а со стороны учителя поднять свой квалификационный уровень.
- Научить учащихся ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания.
- Интенсифицировать процесс обучения.
- Индивидуализировать обучение.
- Стимулирует профессиональный рост педагога.
Только используя мощный педагогический потенциал ИКТ, можно перейти на качественно новое обучение, в котором существенно изменятся роли участников образовательного процесса, а именно:
- ученик определяет цель деятельности- учитель помогает ему;
- ученик открывает новые знания- учитель рекомендует источники знаний;
- ученик активен- учитель создает условия для проявления активности;
- ученик субъект обучения- учитель партнер.