Выявление подростковой тревожности в средней школе и пути его преодоления

Разделы: Иностранные языки, Классное руководство, Школьная психологическая служба


Подготовка школьников к будущей практической деятельности осуществляется во время обучения.

Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из наиболее важных в педагогике и педагогической психологии.

Согласно программе обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе главной целью обучения является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в овладении иностранным языком на последующих этапах обучения в школе и далее в вузе.

Во многих образовательных учреждениях изучаются пути повышения эффективности обучения учащихся. Школьные программы меняются для того, чтобы сделать учебный материал удобным для успешного усвоения учащимися. Методические изыскания направлены на поиск новых форм и методов активизации процесса обучения и развития самостоятельности у учащихся. Одной из этих целей является формирование познавательных интересов у школьников. В связи с этим уровень учебной мотивации является одним из критериев эффективности педагогического процесса.

Изучение детской тревожности на разных этапах жизни необходимо для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы школьника. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических проблем учащихся, способствует снижению мотивации учения, приводит к нарушениям развития.

Цель учителя – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей, воспитания человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней.

Ориентация на создание успеха у школьников необходима как одно из условий повышения эффективности процессов обучения и воспитания, создания самой благоприятной психологической атмосферы для каждого ученика, снижению школьной тревожности.

Радость успеха переживается школьником тогда, когда его ожидания совпадают или превосходят предполагаемый результат. Если же успех делается устойчивым, постоянным, то возникает цепная реакция, несущая неисчерпаемый заряд духовной энергии, высвобождающая скрытые до поры широкие возможности личности.

В процессе обучения школьников необходимо не только вооружить их научными знаниями, умениями и навыками, дать им профессиональную подготовку, но и обучить методам и приемам самостоятельной работы, то есть научить учиться самостоятельно. Решение этой задачи является важным условием развития самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения. Оно будет способствовать также повышению уровня образования и его развивающей роли и снижению уровня тревожности.

При обучении иностранным языкам во всех классах главным является формирование коммуникативной компетенции, т.е. обучение общению на иностранном языке, которое осуществляется на основе овладения определенным минимумом фонетического, лексического и грамматического материала. При этом практическое владение языком вызывает необходимость достижения обучаемыми уровня, который предполагает сформированность творческих умений. Становление речевых навыков и умений является сложным и многоступенчатым процессом, а работа по их формированию – очень трудоемкой.

В подростковом возрасте на деятельность учащихся оказывают большое влияние потребности в самовыражении, в достижении цели, в повышении своей значимости в глазах сверстников, в овладении интересной информацией. Указанные потребности способствуют порождению внешних (социальных) и внутренних (учебно-познавательных) мотивов, которые способны оказать сильное воздействие на любую деятельность подростков. При овладении иноязычным говорением подростки сначала проявляют интерес к нелингвистической увлекательной деятельности, в процессе которой они могут проявить себя, утвердиться в глазах сверстников, узнать много полезной информации, которая будет способствовать подключению учащихся к лингвистической деятельности и вызову коммуникационно-познавательного мотива. А.К.Маркова отмечает, что учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности. Поэтому важно, как эта деятельность осуществляется.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации учебной деятельности, являются:

  • содержание учебного материала;
  • организация учебной деятельности;
  • коллективные формы учебной деятельности;
  • оценка учебной деятельности;
  • стиль педагогической деятельности учителей.
Главное содержание мотивации в этом возрасте – научиться сотрудничать с другими людьми в ходе совместно осуществляемой учебной деятельности.

Следует отметить, что в учебном процессе возникают многие трудности в формировании мотивации успеха у подростков. Одной из них является тревожность, точнее, уровень тревожности. Отсюда следует, что одним из важных условий является изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у учащихся среднего школьного возраста.

Проблема школьной тревожности занимает особое место в образовательном процессе.

Для изучения уровня и характера тревожности в подростковом возрасте была взята методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Учащимся четырех групп (одного пятого и трех седьмых классов) предлагался тест из 58 вопросов; на каждый вопрос школьники должны были однозначно ответить “да” или “нет”. При обработке результатов выделялись вопросы, ответы на которые не совпадали с ключом теста. Например, на 58-й вопрос школьник ответил “да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует ответ “нет”. Ответы, не совпадающие с ключом – проявление тревожности.

Подсчитывались следующие параметры:
  1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка; если больше 75% от общего числа вопросов теста, это говорит о высокой тревожности.
  2. Число несовпадений по каждому из восьми факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как и в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, которое во многом определяется наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
В качестве ведущих факторов тревожности выделялись такие, как общая тревожность в школе, переживания социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх результата проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Рассмотрим содержательные характеристики каждого фактора:

  1. Общая тревожность в школе – это общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
  2. Переживания социального стресса означают эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
  4. Страх самовыражения означает негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
  5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний.
  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный характер среды.
  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
В тестировании принимали участие четыре группы школьников одного пятого и трех седьмых классов. Общее количество испытуемых составило 57 учеников.

При обработке результатов тестирования подсчитывались:

  1. Процент несовпадений ответов (“+” – Да, “–” – Нет) для каждого ученика по всему тесту в целом.
  2. Количество учеников каждой группы, показавших процент несовпадений по всему тесту:
    а) менее 50%;
    б) от 50% до 75%;
    в) более 75%.
  3. Процент несовпадений ответов для каждой группы по каждому из восьми факторов и по всему тесту в целом.
Количество испытуемых в первой группе учеников 5А класса составило 14 человек. Из них:

– 9 человек показали процент несовпадений менее 50%;
– 5 человек показали процент несовпадений от 50% до 75%;
– 0 человек показали процент несовпадений более 75%.

Общий процент несовпадений в первой группе составил 42,7%. Этот результат говорит о низком уровне тревожности в данной группе.

Количество испытуемых во второй группе учеников 7А класса составило 12 человек. Из них:

– 8 человек показали процент несовпадений менее 50%;
– 4 человека показали процент несовпадений от 50% до 75%;
– 0 человек показали процент несовпадений более 75%.

Общий процент несовпадений во второй группе составил 46,1%, что говорит о низком уровне тревожности в данной группе.

Количество испытуемых в третьей группе учеников 7Б класса составило 12 человек. Из них:

– 8 человек показали процент несовпадений менее 50%;
– 4 человека показали процент несовпадений от 50% до 75%;
– 0 человек показали процент несовпадений более 75%.

Общий процент несовпадений в третьей группе составил 38,9%, что говорит о низком уровне тревожности в данной группе.

Количество испытуемых в четвертой группе учеников 7В класса составило 19 человек. Из них:

– 15 человек показали процент несовпадений менее 50%;
– 3 человека показали процент несовпадений от 50% до 75%;
– 1 человек показал процент несовпадений более 75%.

Общий процент несовпадений в третьей группе составил 40,7%, что говорит о низком уровне тревожности в данной группе.

Теперь рассмотрим уровень тревожности в четырех группах по отдельным факторам:

Таблица. Результаты исследования уровня тревожности по отдельным факторам.

Факторы тревожности % несовпадений
I группа II группа  III группа IV группа
Общая тревожность в школе 48,4% 55,3% 40,2% 43,1%
Переживания социального стресса 35,1% 36,4% 41,7% 40,2%
Фрустрация потребности в достижении успеха 38,5% 39,7% 41,0% 39,3%
Страх самовыражения 60,7% 43,1% 31,9% 44,7%
Страх ситуации проверки знаний 60,7% 63,9% 40,3% 55,3%
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 45,7% 41,7% 50,0% 48,4%
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 25,7% 48,3% 33,3% 29,5%
Проблемы и страхи в отношениях с учителями 46,4% 45,8% 45,8% 47,4%
Полученные результаты представлены на рис. 1.

Результаты исследования показали, что:

В первой группе учащихся уровень тревожности достаточно низкий по всем факторам, кроме двух (страха самовыражения и страха ситуации проверки знаний), в которых уровень тревожности повышенный (более 50%, но менее 75%).

Во второй группе учащихся уровень тревожности также достаточно низкий по всем факторам, кроме двух (общей тревожности в школе и страха ситуации проверки знаний), в которых уровень тревожности повышенный.

В третьей группе учащихся уровень тревожности достаточно низкий по всем факторам, кроме одного (страха не соответствовать ожиданиям окружающих), в котором уровень тревожности повышенный (50%).

В четвертой группе учащихся уровень тревожности достаточно низкий по всем факторам, кроме одного (страха ситуации проверки знаний), в котором уровень тревожности повышенный (55,3%).

Полученные данные позволили наметить направления работы с этими детьми для снижения их уровня тревожности по соответствующим факторам.

Тревожность как сигнал опасности привлекает внимание к возможным трудностям, препятствиям в достижении цели, позволяет мобилизовать силы и тем самым достичь наилучшего результата. Поэтому нормальный уровень тревожности (менее 50%) рассматривается как необходимый для лучшего приспособления к действительности. Чрезмерно высокий уровень тревожности рассматривается как дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности.

Тревога – это эмоциональное состояние человека, а тревожность – устойчивое личностное образование. Из этого следует, что некоторый уровень тревожности в норме свойственен всем людям и является необходимым условием для оптимального приспособления человека к действительности. Увеличение тревожности как устойчивое состояние может быть свидетельством нарушений в личностном развитии, препятствующих нормальному развитию, деятельности, общению.

Как известно, в отечественной психологии первым выдвинул проблему внутреннего, или психологического, конфликта В.Н.Мясищев. Он определял такой конфликт как особое сочетание объективных и субъективных факторов, нарушающих значимые отношения личности и способствующих вследствие этого устойчивому переживанию эмоционального напряжения, интенсивность которого определяется субъективной значимостью для личности нарушенных отношений.



Рис. 1. Результаты исследования уровня тревожности по восьми факторам

Главными моментами здесь оказываются противоречия между имеющимися у личности возможностями и предъявляемыми к ней требованиями действительности, с которыми человек по разным причинам не может справиться, что и является основой для возникновения тревожности.

Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. Поэтому тревога, вместе со страхом и надеждой, занимают особое положение среди других эмоциональных явлений.

Явление полного отсутствия тревоги, так же, как и устойчивая повышенная тревожность, должно рассматриваться как препятствие, мешающее нормальной адаптации, развитию и продуктивной деятельности.

А.М.Прихожан при исследовании межличностной тревожности подростков установил, что достаточно гармоничное представление о себе, характеризующееся оптимальным соотношением самооценки и уровня притязаний, не связано с тревожностью. Тревожность связана с неблагоприятными типами самооценки, а также неблагополучными вариантами соотношения самооценки и уровня притязаний (величиной расхождения, парадоксальностью характера соотношения, когда уровень самооценки оказывается выше уровня притязаний, и т.п.). При этом выявилась обусловленность тревожности особенностями осознания каждой из этих тенденций: чем сильнее и отчетливее осознавалась каждая из тенденций, тем выше был уровень тревожности детей.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что тревожность у подростков становится своеобразным психологическим барьером на пути достижения успеха и его восприятия. Возникающие затруднения в восприятии успеха и сомнения даже в реальных достижениях еще более увеличивают отрицательный эмоциональный опыт. Поэтому тревожность все более закрепляется, приобретает стабильные формы реализации в поведении или способах защиты и становится устойчивым личностным свойством, которое имеет собственную побудительную силу. Вследствие этого возникает тревожность в подростковом и юношеском возрастах.

В преодолении тревожности большую роль играет обеспечение подростка широким разнообразием средств и способов действий в значимых для него ситуациях и выработка индивидуально эффективной модели поведения.

Работа по профилактике и предупреждению тревожности у школьников должна носить не узко функциональный характер, а общий, личностно ориентированный, сфокусированный на тех факторах среды и характеристиках развития, которые в каждом возрасте могут служить причиной тревожности. Следовательно, работа должна осуществляться на уровне всех структурных компонентов тревожности, с ориентацией на ее возрастные особенности.

Также необходима непосредственная работа с подростками, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, умения вести себя в трудных жизненных ситуациях, т.е. ситуациях неуспеха.

Учителю очень важно стремиться понять непростой внутренний мир подростка, а поняв, помочь ему на нелегком пути взросления.

Литература

  1. Н.В.Бордовская, А.А.Реан. Педагогика. Издательство “Питер”, Санкт-Петербург, 2001.
  2. Д.Я.Райгородский. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Издательство “Бахрах-М”, Самара, 2001.
  3. А.К.Маркова. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя. Издательство “Просвещение”, Москва, 1983.
  4. А.М.Прихожан. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. Издательство “Питер”, Санкт-Петербург, 2009.
  5. А.А.Реан, Я.Л.Коломинский. Социальная педагогическая психология. Издательство “Питер”, Санкт-Петербург, 1999.