Вернисаж научных открытий

Разделы: Организация школьной библиотеки


“Вернисаж научных открытий”– это прежде всего одно из средств популяризации знаний, приобретаемых на уроках общеобразовательных дисциплин.

Современная молодежь зачастую не только не хочет читать, но и нередко не умеет в процессе чтения приобретать знания. Возможно, поэтому в настоящее время у многих подростков отсутствует потребность в чтении. И это не может не волновать людей, в том числе занимающихся библиотечной деятельностью.

Междисциплинарный проект “Вернисаж научных открытий” является одной из попыток решения данной проблемы в библиотеке ФГОУ СПО “Димитровградский техникум информатики и управления”. Причем авторы проекта библиотекарь Мымрина Т.Л. и библиограф Фатхуллина Г.В. предложили совершенно иной подход к решению проблемы: не через книгу к знаниям, а через знания – к книге.

“Вернисаж научных открытий” – это оформленная по всем правилам музейных технологий выставочная экспозиция, которая рассказывает об открытиях и изобретениях российских ученых конца 19- начала 20 века, о влиянии этих открытий на развитие науки в целом.

Какой же вернисаж без экскурсовода? Библиотекарю с этой ролью справится не сложно. Проводимое в форме экскурсии по экспозиции бинарное занятие позволит использовать в учебном процессе творческий потенциал коллектива библиотеки. Однако “Вернисаж научных открытий” это не просто выставочная экспозиция в библиотеке. Его экспонаты могут быть использованы преподавателем в качестве наглядного пособия на уроках физики, химии, биологии и.т.д.

Использование экскурсионного метода позволило создать образовательное пространство по следующей схеме: приобретение знаний → осмысление знаний → развитие интереса → последующее формирование потребности в чтении.

Главным объектом показа Вернисажа являются знания, облаченные в форму этикетажа с наименованием направлений науки, в области которых совершены открытия, названием открытия и фамилией автора, например: “Медицина. Открытие звукового метода измерения давления. Автор Н.С. Коротков”. Расположенные рядом с этикетажем портреты авторов открытий и изобретений придают сведениям этикетажа убедительность. А разнообразные по форме и содержанию экспонаты, будь то глобус, тонометр, электрическая лампа накаливания, не только показывают применение открытий на практике, но и создают предпосылки формирования зрительного интереса.

Что представляет собой стандартная книжная выставка в библиотеке? Демонстрацию источников информации! Что представляет собой выставочная экспозиция “Вернисаж научных открытий”? Демонстрацию знаний! Прочитав надпись этикетажа “Математика. Открытие Неевклидовой геометрии. Автор Д.И. Лобачевский”, посетитель приобретает знания о том, что в такой науке как математика, Д.И. Лобачевский совершил открытие и это открытие называется Неевклидова геометрия.

Портрет Лобачевского слева и портрет Евклида справа от этикетажа дают возможность приобрести зрительную информацию. Но если студент видит портрет с надписью “Евклид”, то у него может или должен возникнуть вопрос: “Кто такой Евклид?”, поэтому рядом с портретом справочник “Кто есть кто в античном мире?” раскрыт на странице с биографией Евклида. Возможно, подросток не будет читать все, но строчку, что это греческий математик из Александрии, он осилит.

Согласно логике должен возникнуть вопрос: “Что такое Неевклидова геометрия?”. Поэтому, расположенный рядом с этикетажем справочник “Математика”, раскрыт на странице с информацией о стереометрии. Однако, подросток по-прежнему не знает, что такое Неевклидова геометрия. И он, по мнению авторов проекта, должен спросить об этом либо библиотекаря, либо преподавателя. Возможно, и очень хочется на это надеяться, подросток попросит в библиотеке источник информации – книгу.

Опыт поиска пути к книге через знания можно продемонстрировать на примере этикетажа “Физика. Синхрофазотрон. Изобретатель В.И. Векслер”. Демонстрационными экспонатами стали: портрет ученого, текст “Песни первоклассника” на слова И. Резника, фотография синхрофазотрона, том БСЭ. Слова песни знали все и поэтому, расположенная рядом с текстом песни иллюстрация фотографии синхрофазотрона, вызывала недоумение у подростков. Причем тут “занимаюсь на труде синхро-фазот-ро-ном” и фотография мощного ускорителя элементарных частиц? Ответ пришлось искать в томе энциклопедии, предусмотрительно раскрытом на странице со статьей о синхрофазотроне.

“Вернисаж научных открытий” может быть приурочен к Российскому дню науки – 8 февраля, а выбор демонстрируемых научных открытий и изобретений производится с учетом изучения студентами учебных программ общеобразовательных дисциплин во втором семестре. Открытие биосферы В.М Вернадским, открытие Периодической системы элементов Д.И. Менделеевым, изобретение первого в мире радиоприемника А.С. Поповым, открытие защитных клеток организма – фагоцитов И.И. Мечниковым и многое другое – все это знания и все это является на Вернисаже объектами показа.

Перечень этикетажей научных открытий и изобретений российских ученых, представленных в экспозиции “вернисажа научных открытий”
1. Биология и медицина. метод измерения кровяного давления. Автор открытия Н.С. Коротков.
2. Математика. неевклидова геометрия. Автор открытия Н.И. Лобачевский.
3. Электротехника и радиотехника. электрическая лампа накаливания. изобретатель А.Н. Лодыгин.
4. Химия. периодическая система химических элементов. Автор открытия Д.И. Менделеев.
5. Физика. получение цветных фотографий. Изобретатель С.М. Прокудин-горский.
6. электротехника и радиотехника. радиоприемник. Изобретатель А.с. Попов.
7. Биология и медицина. учение о биосфере и ноосфере. Автор открытия В.И. Вернадский.
8. Электротехника и радиотехника. телекоммуникационные системы цт. изобретатель В.К. Зворыкин.
9. Биология и медицина. условные и безусловные рефлексы. Автор открытия И.П. Павлов.
10. Биология и медицина. защитные клетки организма. Автор открытия И.И. Мечников.
11. Физика. синхрофазотрон. Изобретатель В.И. векслер.
12. Горное дело и металлургия. булатная сталь. Изобретатель п.П. Аносов.
13. Электротехника и радиотехника. изолированный электрический кабель. Изобретатель П.Л. Шиллинг.


Во время осмотра экспозиции образовательную направленность проекта дополняет возможность поработать с комплектами карточек самоконтроля знаний “Кто есть кто?” и “Что есть что?”.

Кто есть кто?

Перед Вами список известных ученых России:
А.И. Бутлеров,
П.Л. Чебышев,
И.М. Сеченов,
А.Г. Столетов

Задание: расставьте фамилии ученых согласно их принадлежности к наукам – математик, химик, физик, естествоиспытатель

 

Что есть что?
Схему ♂×♀ человек узнает, изучая науку “……..”.
Формулу H2O Вы знаете, благодаря науке “……….”.
Уравнение X+Y=Z Вы узнали, изучая науку “………..”.
Формулу I = U/R надо хорошо понять
и твердо запомнить в науке “………..”.
P.S. Если Вы дополнительно ответите, что означают эти знаки и формулы, у Вас есть шанс получить бонус за устный ответ на занятии.
 

При проведении по “Вернисажу научных открытий” экскурсии в рамках учебных, бинарных или факультативных занятий предусмотрена работа с комплектами карточек “Интеллектуальная разминка”, “Защита неучебных знаний”.
“Интеллектуальная разминка по стереометрии”
Что означают данные обозначения:
b -
h -
I -
r -
π -

 

“Защита неучебных знаний”

1. Назовите открытие Софьи Васильевны Ковалевской, которое принесло ей европейскую известность;

2. Где впоследствии нашло практическое применение решение данной задачи по способу Ковалевской (именно под таким названием открытие вошло в науку). 

Ответ: Полное решение задачи о вращении тяжелого тела вокруг неподвижной точки. Решение задач по способу Ковалевской в последствии нашло практическое применение в устройстве различных навигационных приборов– гирокомпаса, гировертикали, при конструировании систем автоматической стабилизации (автопилотов).

Положительные ответы на вопросы карточек могут, по желанию преподавателя, стать бонусами к устному ответу на последующем занятии.

Не творческий, а порой даже формальный подход в организации массовых мероприятий в библиотечной деятельности, вызывает у подрастающего поколения, как показывает практика, стойкое нежелание к добровольному посещению подобных мероприятий. В связи с этим образовательный проект “Вернисаж научных открытий” может, по замыслу авторов, стать альтернативой таким распространенным видам массовой работы библиотеки, как книжная выставка, тематический вечер.

Фотоматериалы мероприятия представлены в Приложении 1.