Система поддержки талантливой молодёжи в ФГОУ СПО "Димитровградский техникум информатики и управления"

Разделы: Внеклассная работа


Модернизация российской системы образования, требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений в условиях компетентностного подхода, научно-технический прогресс и быстро меняющиеся условия общественной жизни, предъявляемые человеку новые требования, выполнить которые под силу только творческой, способной гибко реагировать на смену обстоятельств, личности, обусловило необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации.

В соответствии с важнейшими документами в области образования (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепция государственной молодежной политики в РФ, Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”) работа с одаренной молодежью является одним из главных направлений в формировании стабильного контингента обучающихся, повышении качества подготовки специалиста, реализации инновационных проектов.

Цель предлагаемого проекта – формирование эффективной социально-образовательной среды для обучения, воспитания талантливых студентов, развития их интеллектуальных и творческих способностей, оказания помощи в проектировании будущей профессиональной карьеры.

В качестве задач, решение которых обеспечивает достижение данной цели, реализация проекта предусматривает:
– создание условий для выявления, поддержки и развития способных и одаренных студентов;
– совершенствование научно-методического, психолого-педагогического сопровождения одарённых студентов;
– развитие механизмов реализации творческих, исследовательских, коммуникативных потребностей талантливых студентов.

Предлагаемый проект реализуется в техникуме согласно своим основным доминантам:
– направленность на многоаспектную поддержку талантливых студентов;
– восприятие талантливого студента как субъекта саморазвития, а не объекта педагогического воздействия;
– ориентация на процесс, а не на результат.

Предполагаемый результат: формирование инициативных, способных творчески мыслить студентов, являющихся кадровым резервом страны и ее регионов.

Содержание проекта.

От подготовленности, целевых установок миллионов талантливых российских молодых людей зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны.

Национальная образовательная инициатива “НАША НОВАЯ ШКОЛА” нацеливает на создание условий для развития творческой личности, способной к инновационной и исследовательской деятельности, что позволит расширить возможности молодых людей в развитии личностного потенциала, умений ориентироваться в информационном пространстве.

Выявление, отбор, поддержка и продвижение талантливой молодежи предусматривают совершенствование технологии работы всех структурных подразделений техникума по формированию и развитию творческой одаренности, спортивного мастерства и индивидуальных способностей студенческой молодежи.

Работа со студентами с опережающим развитием не может быть ограничена отдельными и однообразными мероприятиями, позволяющими только выделить этих студентов из общего коллектива – олимпиадами, конкурсами, фестивалями, смотрами и др. Необходима системная и длительная работа, ориентированная на создание необходимых условий для полноценного развития каждого студента.

Создание системы поддержки талантливых детей в профессиональном самоопределении предполагает:

– внедрение системы материальных и моральных стимулов, которая включает в себя традиционные конкурсы “Студент (студентка) года”, “Лучшая учебная группа”, “Алло, мы ищем таланты!”. Они являются эффективным средством выявления талантливой молодежи, стимулирования её к творческой деятельности (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3).

– осуществление материально-технической поддержки, позволяющей реализовывать творческие намерения одарённых студентов (специализированные лаборатории, спортзалы, студии, технологии, программное обеспечение – необходимый “инструментарий” для юных талантов).

Сегодня, в условиях информационного общества в рамках формирования системы поддержки талантливых детей исключительную важную роль имеет информационно-пропагандистская поддержка одаренных ребят. Студенты техникума получают помощь в поиске, отборе и систематизации информации (умение пользоваться библиотечными каталогами, Интернетом, аудио и видео-носителями, ориентироваться в справочной и специальной литературе).

Повышению личностного потенциала студентов способствует ежегодная церемония награждения премиями на праздничном мероприятии “Звездное ассорти”, где происходит чествование лучших из лучших студентов техникума. Церемония награждения проводится по 8 номинациям. За год творческой борьбы в каждой номинации определяются свои лидеры, “звезды” техникума. Это самые талантливые, умные, сильные, смелые, веселые и находчивые победители областных и городских конкурсов, олимпиад, спортивных соревнований. Награды, которые получают “звезды”, предоставляются администрацией техникума и его социальными партнерами. Именные персональные премии лучшим студентам техникума учредили выпускник техникума, министр юстиции Республики Татарстан, кандидат юридических наук Курманов Мидхат Мазгутович, глава города Димитровграда, главы муниципальных образований “Мелекесский район”, “Новомалыклинский район” (Приложение 4).

Мощной дополнительной поддержкой развития талантливых детей является обнародование их успехов путем публикации статей в СМИ, публичного вручения наград на общетехникумовских мероприятиях.

Начала будущего карьерного и личностного роста у талантливой молодежи закладываются на всех курсах.

Личностный рост есть обретение жизненного пути в целом, а карьера – это профессиональный путь.

Одним из средств обеспечения успешности такого роста, обеспечения качества жизни будущего специалиста является систематическое проведение “Дней карьеры” – мероприятий, способствующих трудоустройству выпускников техникума и временной занятости студентов. Воспитательное значение таких мероприятий в том, что на них студенты могут выступить с самопрезентациями (устно, размещение на стенде, демонстрация портфолио через кейс-папку), в которых они представляют свои достижения в личностном и карьерном росте. В кейс-папке отражаются план действий после окончания техникума, автобиография, общественная работа, стажировка, практики, демонстрация конкретных результатов (резюме, эссе, видеоматериалы, образцы работ, письма поддержки и другие примеры достижений). Кроме того присутствующие на мероприятии представители Центра занятости и специалисты кадровых служб дают студентам основные рекомендации для успешного трудоустройства.

Талантливые студенты – это когда рядом талантливые педагоги – мастера. Создание целостной системы в работе по поддержке одаренных детей невозможно без профессионального мастерства, постоянной наставнической и психологической поддержки педагогов, активно участвующих в судьбах одаренных и талантливых студентов. Поддержка педагогов окрыляет юные таланты, помогает сделать правильный выбор по окончании техникума, оказать помощь в профессионально становлении.

Формирование профессиональной элиты, инициативной, способной творчески мыслить, выявление и поддержка наиболее одаренной, талантливой молодежи есть важный показатель творческого, интеллектуального потенциала страны, гарантирующего ей развитие в будущем, являющегося кадровым резервом страны и ее регионов, качества системы образования, ее конкурентоспособности.

Литература.

  1. Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации. – М.: Департамент по молодежной политике Министерства образования РФ, 2001.
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: Министерство образования российской Федерации, 2002.
  3. Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”//Сборник приказов и инструкций Министерства образования и науки России. Специальное приложение к журналу “Вестник образования”. – 2009, I полугодие.
  4. Кирдянкина С.В. Подпрограмма “Одаренные дети”//Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007, № 4.
  5. Мозолевская Ю.В. Подпрограмма “Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей”//Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2009, № 3.
  6. Самусенко В.Н. Работа с одаренными детьми – одна из идей новой школы//Методист. – 2009, № 6.
  7. Ткачук В.М. Система работы с одаренными детьми в НОУ “Эврика”//Методист. – 2009, № 8.