Спряжение глаголов "брить", "стелить". 4-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 4


Цель урока:

1. Закрепить умения пользоваться алгоритмом различения глаголов I и II спряжения по глагольному суффиксу для правописания безударных личных окончаний глаголов; узнать, как спрягаются глаголы брить, стелить;

2. Содействовать развитию устной и письменной речи учащихся, обогащению их словарного запаса, способствовать развитию у школьников высоко уровня познавательной активности и положительной мотивации учения, навыков делового сотрудничества;

3. Создать условия для воспитания у учащихся доброжелательности, трудолюбия, взаимовыручки.

Оборудование: 4 кейса (папки с заданиями), презентация “Спряжение глаголов брить, стелить”.

Ход урока

I. Организационный момент

Урок русского языка. Работать будем в группах. Протяните друг другу руки и пожелайте удачи. (Слайд № 1. Презентация)

II. Сообщение темы и целей урока

У каждой группы есть кейс с заданиями и оценочный лист.

Задание №1.

- Расшифруйте название темы урока: (Слайд № 2)

семпешьретеяетжеутнютие

гимлишьаитегитолатоятв

Проверка:

- Кто озвучит?

- Тема урока: Спряжение глаголов. (Слайд № 3)

- Оцените работу группы на оценочных листах.

- Что такое спряжение глаголов? (Это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам)

- Для чего нужно определять спряжение? (Чтобы правильно писать личные окончания глаголов)

- Давайте вспомним алгоритм различения глаголов I и II спряжения, составленный нами на уроках информатики. (Слайд № 4)

- Когда нельзя воспользоваться алгоритмом? (При написании глаголов: гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а потом смотреть, вертеть, ненавидеть и терпеть.)

- В чем особенность этих глаголов? (Несмотря на то, что у 4 глаголов глагольный суффикс а, а у 7-суффикс е, они относятся к глаголам II спряжения.) (Слайд № 5)

- А есть еще “особенные” глаголы? Выполняя 2 задания, мы узнаем об этом.

III. Открытие нового знания

Задание №2. (Слайд №6)

- Используя алгоритм, допишите личные окончания глаголов.

- Сравните глаголы по их морфологическим признакам и найдите лишний глагол.

- Для начала распределите обязанности каждого члена группы по плану: (Слайд № 7)

План работы группы:

  • пишу начальную форму глагола;
  • выделяю глагольный суффикс и определяю спряжение;
  • пишу безударную гласную в окончании глагола, выделяю окончание;
  • определяю время глагола;
  • определяю лицо глагола;
  • определяю число глагола;
  • проверяю правильность выполнения задания.

(Встаньте те, кто выполняет №1, №2 и т.д.)

Проверка:

1 группа. (Слайд № 8)

Задержим, наладите, полюбите – глаголы будущего времени, II спр., мн. ч.

Задержим – “лишний”, т.к. глагол исключения 1-го лица.

2 группа.

Кушаешь, срежешь, замерзнешь – глаголы I спр., 2 лица, ед. ч.

Кушаешь - “лишний”, т. к. глагол настоящего времени, остальные – будущего времени.

3 группа.

Побелим, видим, бре/ите – глаголы настоящего времени.

Бре/ите - “лишний”, т.к. глагол 2-го лица, спряжение….(выслушивается мнение учащихся по возникшей проблеме)

4 группа.

Они грохочут, они пляшут, они стелю/ят – глаголы настоящего времени, 3 лица, мн. ч.

Они стелю/ят - “лишний”, т. к. спряжение…. (выслушивается мнение учащихся по возникшей проблеме)

- Оцените работу группы на оценочных листах.

Вывод: Тема урока: “Спряжение глаголов брить и стелить”.

Цель урока: узнать, как спрягаются глаголы брить и стелить. (Слайд №9)

Задание №3. (Слайд №10)

3-е задание (1 и 2 группы)

- Понаблюдайте, как спрягается глагол брить. Прочитайте на стр. 91 мнение Миши и продолжите ход его рассуждений.

3-е задание (3 и 4 группы)

- Понаблюдайте, как спрягается глагол стелить. Прочитайте объяснение Евдокии Васильевны и дополните его. Стр. 91- 92.

Проверка. (Слайд №10,11,12)

1 группа. - Как спрягается глагол брить?

2 группа. - Докажите, что глагол брить относится к I спряжению.

(Глагол брить относится к глаголам Iспряжения, так как у него в начальной форме нет глагольного суффикса)

3 группа. - Как спрягается глагол стелить?

4 группа. - Докажите, что глагол стелить относится к I спряжению.

(Глагол стелить имеет другую форму стлать, а в глаголе стлать глагольный суффикс а, следовательно, это значит, что глагол I спряжения.)

Вывод: Как спрягаются глаголы брить и стелить? (Cтр. 92)

- Прочитайте, какой вывод сделали Петя и Миша. (Слайд №13)

Ф - Значит в ОБЕИХ глаголах будем писать букву Е? - спросил Петя.

- Букву Е! - кивнул Миша и рассмеялся.

- Ну что же ты Петр, наступаешь на одни и те же грабли? - расстроилась Евдокия Васильевна.

- Почему смеялся Миша, и расстроилась Евдокия Васильевна, что она хотела сказать. (Обсудите)

“Наступить на одни и те же грабли” - повторять свои ошибки.

- Нужно было сказать: “Значит в ОБОИХ глаголах будем писать букву Е, так как с существительными м. и ср. рода употребляется слово оба, а глагол – слово м. рода”.

- Итак, к какому спряжению относятся глаголы: БРИТЬ И СТЕЛИТЬ?

IV. Закрепление пройденного материала

- Молодцы ребята. Отлично работаете, теперь попробуйте применить свои знания в творческой работе, выполнив задание №4: (Слайд №14)

- Откройте обратный словарь на -ить.

  1. Найдите подчеркнутые слова.
  2. Дополните текст загадки подходящими по смыслу глаголами, поставив их в форму 3-го лица, ед. числа.
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
(Ходит) он по свету,
(Бродит) по лесам,
(Ездит) он в карете,
(Дарит) чудеса.
(Варит) борщ и кашу
И капусту (солит).
Фартук всегда (носит).
Вкусно всех он (кормит).
Он с природой (дружит).
Верно, он ей (служит),
(Лечит) всех животных,
(Сторожит) леса!
Плотник (строит),
Шофер (водит) машины.
А кто же (бреет) бороды,
пожалуйста, скажите!

Проверка:

- Читаем по группам, все отгадывают.

- Глаголы, какого спряжения вы употребили? (Все глаголы II спряжения, так как в н.ф. у них глагольный суффикс и. Кроме глагола брить, т.к. глагол I спряжения.)

- Оцените последнее задание.

V. Итог урока

- Что повторили?

- Что узнали нового?

- Кому скажем “спасибо”? (Слайд №15)

VI. Оценка

- Выставите итоговую оценку.

- Какая группа сработала на оценку “5”?

- Итак, 1 группа, 2 группа, 3 группа, 4группа

Содержание кейса

1 страница – Оценочный лист.

1 задание 2 задание 3з адание 4 задание Итоговая оценка
         

2 страница – Задание № 1: “Расшифруйте название темы урока”.

семпешьретеяетжеутнютие

гимлишьаитегитолатоятв

3 страница – Задание №2:

  1. Используя алгоритм, допишите личные окончания глагола.
  2. Сравните глаголы по их морфологическим признакам и найдите лишний.
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
задерж..м,

налад…те,

полюб…те

куша…шь,

среж…шь,

замерзн…шь

бел…м,

вид…м,

бре…те

они грохоч…т,

они пляш…т,

они стел…т

Алгоритм различения глаголов I и II спряжения. (Приложение)

4 страница - План работы группы:

  • пиши начальную форму;
  • выделяю глагольный суффикс и определяю спряжение;
  • пишу безударную гласную в окончании глагола, выделяю окончание;
  • определяю время глагола;
  • определяю лицо глагола;
  • определяю число глагола;
  • проверяю правильность выполнения задания.

5 страница – Задание № 3 (1 и 2 группы)

Понаблюдайте, как спрягается глагол брить. Прочитайте в учебнике на стр. 91 мнение Миши и продолжите ход его рассуждений.

Задание № 3 (3 и 4 группы)

Понаблюдайте, как спрягается глагол стелить. Прочитайте в учебнике на стр. 91- 92 объяснение Евдокии Васильевны и дополните его.

6 страница – Задание №4

  1. Откройте обратный словарь на -ить.
  2. Найдите, подчеркнутые слова.
  3. Допишите текст загадки подходящими по смыслу глаголами, поставив их в форму 3-го лица ед. ч.
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
(Ходит) он по свету,
(Бродит) по лесам,
(Ездит) он в карете,
(Дарит) чудеса.
(Варит) борщ и кашу
И капусту (солит).
Фартук всегда (носит).
Вкусно всех он (кормит).
Он с природой (дружит).
Верно, он ей (служит),
(Лечит) всех животных,
(Сторожит) леса!
Плотник (строит),
Шофер (водит) машины.
А кто же (бреет) бороды,
пожалуйста, скажите!