НЕ с глаголами. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Форма проведения: урок-путешествие.

Цели и задачи работы

  1. Закрепление умения разграничивать раздельное и слитное написание не с глаголами.
  2. Развитие творческих способностей, умения работать с текстом (элементы комплексного анализа и создание текста по заданной теме).
  3. Воспитание коммуникативной культуры.

Методическая цель

Использование приёмов и средств обучения, формирующих ключевые и предметные компетенции школьников.

Средства реализации методической цели

Закрепление полученных ранее знаний путем заочного путешествия “в космос”, элементы театрализации, проблемные вопросы, индивидуальные и групповые творческие задания, самостоятельная оценочная деятельность обучающихся, работа со словарем, межпредметные связи.

Оборудование урока

Макеты космических кораблей (в миниатюре), толковый словарь под редакцией С.Ожегова, оценочные листы, рабочие тетради, мультимедийный проектор

Предварительная подготовка к уроку

1. Деление класса на группы (три космических экипажа)

2. Подготовка сообщений о планетах солнечной системы

3. Подготовка театрализованной постановки

4. Подбор материала о черемховском космонавте А.Полищуке, о его полете в космос

Ход учебного занятия

I. Психологический настрой на урок

1. Беседа с обучающимися

  • Чем интересен, необычен сегодняшний день? (Сегодня отмечается День космонавтики)
  • Почему именно 12 апреля отмечается этот праздник? (12 апреля 1961 года Ю.А.Гагарин полетел в космос)
  • А вы хотите побывать в космосе? А что нам для этого нужно? (Космический корабль)

2. Слово учителя

Сегодня в космос отправляются три космических корабля. Пожалуйста, займите свои места в них. Определите командиров экипажей. А для того, чтобы записывать свои космические наблюдения, откройте свои бортовые журналы (тетради) и запишите дату нашего путешествия.

На экране проецируется планета Земля.

II. Актуализация опорных знаний

1. Объяснение работы с листами самооценки.

2. Слово учителя:

  • Для того чтобы мы могли запустить наши космические корабли, необходимо проверить их готовность (обучающиеся отвечают на теоретические вопросы).
  • Наши корабли готовы к старту. Для легкого взлета – разминка (обучающимся предлагается текст с заданиями). Текст проецируется на экране:

12 апреля 1961 года Ю.А. Гагарин полетел в космос. Длительность этого полета составила 1 час 48 минут. Корабль сделал один виток вокруг Земли и совершил посадку в Саратовской области. На высоте нескольких километров от Земли Гагарин покинул корабль и приземлился с парашютом недалеко от спускаемого аппарата. Космонавт получил звание героя, а день 12 апреля объявили Днем космонавтики.

  • Выпишите из текста все глаголы. Что общего у них?
  • Найдите все орфограммы, выполните морфемный разбор одного глагола

III. Формирование практических умений и навыков

1. Учитель: Первая остановка – планета Венера (проецируется на экране).

2. Специально подготовленный ученик знакомит обучающихся с информацией о планете Венера

3. Беседа с обучающимися:

  • Зачем люди стремятся в космос?
  • А мы зачем сюда прилетели?
  • Что будем исследовать? Помогут понять цель нашего путешествия ребята с театральной постановкой

4. Театральная постановка (исполняют специально подготовленные обучающиеся)

Автор: Однажды молодой Глагол влюбился в прекрасную частицу. Долго он ухаживал за ней, ходил по пятам, но она была капризной и не обращала на него никакого внимания.

Глагол: Люблю!

Частица: Не люблю!

Глагол: Верю!

Частица: Не верю!

Глагол: Надеюсь!

Частица: И не надейся! Пока ты не найдешь хотя бы одно слово, которое докажет, что ты любишь меня и не можешь без меня жить, я не буду с тобой.

Автор: И побрел Глагол по словарям и справочникам. Не найдя ничего, вернулся к своей возлюбленной. Узнав о том, что поиск Глагола окончился неудачно, прекрасная частица разозлилась и закричала:

Частица: Негодую, ненавижу!

Автор: Глагол подбежал к ней, крепко взял ее за руки и сказал

Глагол: Ну, вот видишь, ты сама все и доказала!

5. Учитель:

Какова цель нашего путешествия? (Научиться писать “не” с глаголами)

6. Специально подготовленный ученик знакомит обучающихся с информацией о планете Меркурий.

7. Редактирование инструкции:

Учитель: на этой планете обитают жители, которые любят делать все наоборот. Для нас он приготовили следующую инструкцию для полета:

  • Мешать соседу
  • Жевать в полете
  • Громко разговаривать
  • Мусорить
  • Бегать
  • Нарушать порядок

Вы согласны с такими правилами?

Запишите их в исправленном виде.

8. Обучающиеся записывают инструкцию в тетрадь

9. Взаимопроверка (на экране проецируется инструкция в исправленном виде)

Учитель: Перед нами огромный красный шар. Это Марс (на экране).

10. Специально подготовленный ученик знакомит обучающихся с информацией о планете Марс.

Учитель: Жители этой планеты пребывают в постоянной депрессии. Они ненавидят огонь, постоянно недомогают от жары, недоумевают: когда же это закончится?

Какие глаголы я произнесла? Выясним их значение по толковому словарю.

1 экипаж: ненавидят

2 экипаж: недоумевают

3 экипаж: недоумевают

11. Работа со словарем

Учитель: Как пишутся эти слова? Что можно пожелать жителям этой планеты?

Учитель: Куда мы движемся дальше? Что это за огромный шар? Это Юпитер

12. Специально подготовленный ученик знакомит обучающихся с информацией о планете Юпитер

Учитель: На этой планете живут рассеянные жители. Они подготовили для нас пословицы, но в спешке рассыпали их. Поможем их собрать

13. Конструирование пословиц:

  • Не посеешь – урожай не соберешь
  • Без труда не проживешь
  • Не смажешь колеса – быстро не поедешь

Учитель: Вдали виднеется самая маленькая планета солнечной системы. Кто знает, как она называется? Это Плутон (проецируется на экране) На этой планете все маленькое, миниатюрное: и жители, и дома, и растения.

14. Специально подготовленный ученик знакомит обучающихся с информацией о планете Плутон

15. Написание сочинения-миниатюры “Каким должен быть настоящий космонавт?” (с использованием специально заготовленных материалов)

  • Не курить
  • Не трусить
  • Не предавать
  • Не лениться и т.д.

16. Чтение сочинений

IV. Итог урока. Рефлексия

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся на Землю (проецируется на экране). Что нам позволило наше путешествие?

1. Каких выдающихся космонавтов вы знаете? Сообщение о черемховском космонавте – земляке А. Полищуке

2. Заключительное слово учителя: Желаю вам космических побед и свершений!

3. Самооценка. Командиры оценивают своих членов экипажа.

4. Домашнее задание: Подобрать загадки, в которых встречаются глаголы с "не".