Урок по теме "Образование единого государства Россия"

Разделы: История и обществознание


Аннотация

Методическая разработка урока истории составлена по теме: Образование единого государства Россия. Эта тема изучается в разделе “История России с древнейших времен до конца 17-го века”. Материал изучается на 1-м курсе и рассчитан на наличие у обучающихся сформированных умений самостоятельной работы в малых группах. В разработке имеется план-конспект и технологическая карта урока (приложение № 1), позволяющие достаточно подробно проанализировать урок относительно его хода и получения запланированного результата.

Введение

Сегодня много говорят о чувстве патриотизма, о любви к Родине, о славном прошлом нашей страны. Появляются новые государственные праздники, “красные” дни календаря. Сложно почувствовать и понять заслуги наших предков, не пережив драматизма исторических событий прошлого. Удачно выбранная форма проведения урока помогает обучающимся проникнуться той атмосферой, во многом способствует широте понимания происходящего много веков назад.

Главным итогом урока “Образование единого государства Россия” является вывод в том, что к концу XV века на территории русских земель образовалось единое государство Россия, пришел конец периоду раздробленности – одному из тяжелейших этапов в развитии нашей страны. Главным является не просто сказать, объявить о создании государства Россия, а показать, как шаг за шагом шли русские люди к объединению земель одновременно борясь с иноземными завоевателями, доказать, что именно в это время Россия стала мощным, боеспособным государством.

Форма проведения урока - урок-доказательство. Так как доказательство строится не на одном примере, а на ряде исторических фактов и с привлечением различных источников информации, на уроке обучающимся предоставляется выбор этих источников. Складывая по кирпичику реальную картину прошлого, обучающиеся приходят к выводу. Этот вывод зависит от работы каждого.

Урок-доказательство способствует активизации деятельности обучающихся, повышению интереса к содержанию материала; формированию информационной и коммуникационной компетенций.

Урок в форме доказательства организуется и проводится в коллективе обучающихся, умеющих анализировать, рассуждать и делать выводы.

Предмет: история.
Курс: 1-й.

План-конспект урока

Раздел 4: История России с древнейших времен до конца 17-го века

Тема урока: Образование единого государства Россия. (Время проведения: 2 часа)

Общая дидактическая цель: Создать условия для изучения и осмысления нового материала.

Триединая дидактическая цель:

1. Образовательный аспект: Изучить и дать оценку главным событиям в процессе создания единого государства Россия. Показать вклад первых московских князей в создании государства. Сделать вывод о формировании к концу XV века государства Россия.

2. Формирование компетентностей:

  • Информационной: находить информацию в учебной литературе; преобразовывать информацию в краткий конспект, схему; таблицу.
  • Коммуникативной: обосновывать суждения; делать выводы.
  • Учебно-исследовательской: выявлять существенные признаки, отличительные черты, проводить параллель с современностью.
  • Учебно-познавательной: планировать свою деятельность.

3. Воспитательный аспект: способствовать воспитанию чувства гордости за русский народ, активизировать интерес к истории своей Родины.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма проведения: урок-доказательство.

Форма организации познавательной деятельности обучающихся:

  • фронтальная;
  • групповая (мини-группы).

Методы обучения:

По источникам знаний:

  • словесный (вступительное слово преподавателя, выступления представителей групп),
  • наглядный (структурно-логическая схема)

По характеру познавательной деятельности:

  • частично-поисковый.

Используемые на уроке педагогические приемы:

  • “корзина” идей, мнений;
  • составление кластера

Оснащение урока: учебник А.Н.Сахаров, В.И.Буганов: История России с древнейших времен до конца XVII века; раздаточный материал (карта российского централизованного государства), Всемирная историческая энциклопедия, тома 1-14; схемы: № 32 “Династия московских князей и царей”, № 33 “Борьба Руси за свержение ордынского ига в XIII-XV вв.”; № 34 “Предпосылки образования Российского государства”, № 35 “Объединение русских земель под властью Москвы”; карта: Россия в XV веке, памятка- алгоритм по формированию умения доказывать.

Основные понятия: объединительный процесс, централизованное государство, Судебник, приказный строй, Боярская дума, митрополит, патриарх, герб.

Ход урока

Организационный этап:

Рапорт дежурных о готовности к уроку.

Целеполагание и мотивация:

Вступительное слово преподавателя, постановка проблемы.

В начале XII века Древнерусское государство вступило в полосу раздробленности, чем и воспользовались иноземные завоеватели. Русь представляла собой разрозненные земли и княжества, вынужденные терпеть набеги монголо-татар, платить им дань и ездить за ярлыком на великое княжение.

Должно было пройти немало времени, прежде чем русский народ собрался с силами и смог противостоять врагам, а главное, понять, что только в единстве и есть сила народная, и начать процесс объединения. Этот процесс был трудным и болезненным. Много времени прошло, прежде чем мир увидел новое, мощное государство Россия.

На уроке мы проследим, как проходил этот процесс, кому мы обязаны становлением нашей России и сделаем вывод, что уже к концу XV века Россия была, она жила и развивалась вопреки врагам.

Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний

Беседа по вопросам:

  1. Каковы мотивы объединительного процесса?
  2. Ответ: Стремление народа жить единым государством; сообща бороться против врагов; не платить дань, а развивать хозяйство в собственных интересах; прекратить усобицы и самостоятельно, без Орды решать вопрос великого княжения.

  3. Почему центром объединения стало Московское княжество?
  4. Ответ: Удобное географическое положение; решительная, настойчивая борьба московских князей за первенство.

  5. Назвать основные события XIV века, ускорившие процесс объединения.

Ответ: Победа объединенного русского войска на Куликовом поле, уничтожение главных сил монголо-татар; поддержка церкви.

На доске изображение корзины для сбора предложений по признакам государства.

  1. Какими признаками обладает централизованное государство?

Ответ: Признаки единого централизованного государства: единая территория, имеющая границы; единая армия; централизованная власть; закон, действующий на всей территории государства; система налогообложения; столица, государственная символика; суверенитет.

Все признаки, названные обучающимися записываются в “корзину” идей и мнений, после чего – все, что записано, систематизируется и составляется схема: “признаки государства”.

(Приложение № 2)

Усвоение новых знаний

Задание 1: Составить схему, подтверждающую создание в конце XV века государства Россия – работа в мини-группах.

Количество мини-групп соответствует количеству признаков государства. Каждая из групп выбирает себе признак государства; с помощью учебника и дополнительной литературы находит подтверждение наличия этого признака на территории Руси, готовится доказать это перед аудиторией.

Задание 2: Доказать наличие признака государства, продемонстрировать, привести примеры.

Выступления обучающихся 2-3 мин.: демонстрация схем, таблиц, работа с картой.

Вывод: К концу XV века на территории русских земель и княжеств образовалось единое государство Россия, имеющее объединенную территорию, куда вошли более 70% русских земель; столицу; единый закон; единую армию; государственную символику; обладающее суверенитетом.

(Приложение № 3)

Первичное закрепление знаний

Задание: распределить события процесса создания государства Россия в хронологическом порядке, указав даты.

(Приложение № 4)

Применение новых знаний

Прокомментировать изменения в государстве Россия в сравнении с государством Киевская Русь. Данные записать в таблицу (Приложение № 5).

Подведение итогов урока

  • Оценка выступлений обучающихся (преподаватель).
  • Оценка работы в мини-группе (обучающиеся).

Информация о домашнем задании, инструкции по его выполнению

  1. Закончить составление конспекта по теме урока.
  2. Оформить схему-доказательство как раздаточный материал для других обучающихся.
  3. Составить к схеме 2-3 вопроса.

Заключение

Сочетание поисковой деятельности на уроке с подбором доказательств позволяет отличить основную информацию от второстепенной, учит анализировать и синтезировать материал.

Изучение темы урока ведется с учетом выполнения каждой группой одинакового по объему материала, выступления обучающихся проходят в виде доказательств. В конце урока проводится сравнение Древнерусского государства до периода раздробленности и вновь созданного государства – России. Сравнение позволит увидеть шаг вперед, сделанный русским народом во всех сферах жизнедеятельности общества, оценить масштаб и значение преобразований.

Работа в мини-группах позволит сэкономить время на уроке и успеть изучить весь объем материала, что практически не возможно, работая индивидуально по всему содержанию.

Используемая литература

  1. Лубченков Ю.Н. Подлинная история Рюриковичей. - М.2007.
  2. Орлов А.С., Георгиев В.А. История России в схемах. - М. 2008.
  3. Смирнова Г.П. Методическая работа преподавателя (серия “Рабочий стол преподавателя”) - М. 2003.
  4. Государственная символика// Газета “История”. – 2007 – № 9.
  5. Журнал “Современный урок”. – 2009 – № 12.
  6. Интернет-ресурсы: Типовая схема методической разработки изучения темы учебного предмета.