Программное содержание: продолжать освоение техники – рисование пластилином, продолжать знакомство с пейзажем, учить изображать пейзаж, в котором присутствует “морская” тема, напомнить о возможности смешивания цветов пластилина, о пластилиновой растяжке для эмоционально-цветового решения темы; развивать чувство композиции, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать самостоятельность, инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения.
Предварительная работа: беседа о жизни моря, просмотр иллюстраций, открыток на морскую тему, рисование морских обитателей. Просмотр мультфильма “Русалочка”.
Ход занятия
Звучит шум моря, крик чаек.
- Что за звуки вы слышите? (Ответы детей). Кто первый раз увидит безбрежное море, тот без сомнения будет поражен. А если доведется заглянуть в таинственный подводный мир, эти впечатления не забудешь никогда. Подводный мир восхищает, завораживает и удивляет. Многообразие подводной жизни привлекает внимание. Опустившись в морские глубины, каких обитателей мы встретим? (Ответы детей).
- Сегодня мы отправляемся в путешествие на морское дно. Послушайте стихотворение В. Орлова “Для чего морю наряды?”
В ночь любую, в день любой
Море занято собой:
По утрам оно одето
В платье розового цвета.
Днем одето в голубое,
С белой ленточкой прибоя.
А сиреневое платье
Надевает на закате.
По ночам на черной глади –
Мягкий бархатный наряд,
А на бархатном наряде
Драгоценности горят.
- Море, если не секрет,
Дай, пожалуйста, ответ:
Для чего тебе наряды?
Чтобы люди были рады!
- Как называют картины, на которых изображена природа? (Ответы детей). Перенесите свои впечатления об увиденном и услышанном ранее на свои пейзажные картины. (Шум моря в различных состояниях звучит как фон практической части занятия).
- Пластилин, какого цвета мы будем использовать для изображения воды и песка? (Ответы детей).
- Скатайте из пластилина много “колбасок” и шариков для пластилиновой картины. Разложите “колбаски” по всему листу. Обсуждение с детьми, где должны располагаться более темные, а где более светлые краски: “Где темнее – на дне или у поверхности воды? Почему?” Показать, как можно поверх фиолетового и синего поля наносить, размазывая, шарики пластилина белого и голубого цвета. С помощью желтого цвета добавить солнечные блики на воде.
- Теперь пластилином желтого и оранжевого цвета заполняем дно. Размазывая кусочки, пластилин смешивается между собой.
Игра “Море волнуется – раз, море волнуется – два…” или “Осьминог”
Игра “Осьминог”
Жил в глубоком море славный осьминог.
Говорят, что было у него семь ног.
Непослушные были ноги у него,
Шутом-танцором делали его.
Однажды прыгали, скакали –
Семь ботинок разорвали.
Чтоб ботинки починить,
Надо гвоздики прибить.
Осьминог взял молоточки
И прибил враз все гвоздочки.
Не успел отдохнуть осьминог,
Снова пляшут его семь ног.
(Дети самостоятельно придумывают движения и выполняют их в соответствии с текстом).
- Море прекрасное, море огромное, море живое. Сейчас мы будем оживлять наши картины. (Далее идет работа по изображению морских обитателей). Подумайте, кто кого хочет изобразить. (По выбору дети изображают веселых рыбок, морского конька, осьминога, краба, морскую звезду и т.д.) С помощью, каких приемов мы будем изображать морские растения? Сдавливание “колбаски” в нескольких местах и последующее сплющивание или прищипывание; перевивание жгутиков, плетение. Если изготавливаются растения с помощью несложных приемов, то предлагается украсить растения налепами в виде пятен или полосок, применить стеку для выполнения узора, жилкования.
Когда пластилиновые картины готовы – организовывается выставка. (Приложение 1)
Игра “Картинная галерея”
Каждый желающий может выступить в роли экскурсовода. Обращает внимание на все картины. Отмечает наиболее понравившиеся ему картины. Рассказывает волшебную, веселую или загадочную историю про свою картину.